Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе1.
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Понятие личности. Теории личности. Структура психических
свойств личности___________________________________________________ 3
1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3
1.2. Теории личности__________________________________________________ 5
1.3. Структура психических свойств личности_____________________________ 8
2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9
2.1. Темперамент. Темперамент как совокупность динамических особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9
2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения
личности____________________________________________________________ 13
2.3. Характер. Понятие и классификация черт характера____________________ 16
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21
Задача № 1___________________________________________________________ 26
Задание______________________________________________________________ 26
Задача № 2___________________________________________________________ 26
Список используемой литературы ___________

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности222.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

Истерические психопаты  отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к  театральности и рисовке, позерству  и внешней эффектности. Их тяга к  преувеличениям часто граничит с  лживостью, а восторги и огорчения  проявляются бурно и экспрессивно (театральные жесты, заламывание  рук, рыдания и громкий продолжительный  смех, восторженные объятия и обиды  «на всю жизнь»). Стратегия их жизни – быть в центре внимания любыми средствами – безудержным  фантазированием, постоянной ложью. В  погоне за признанием они не останавливаются  даже перед самооговором. Психика этих людей незрела, инфантильна. Их непосредственные впечатления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.

Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышенной склонностью  к «сверхценным идеям». Это обусловлено  крайней узостью их мышления, однонаправленностью  интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительностью в отношении  других людей. Низкая пластичность психики  делает их поведение конфликтным, они  постоянно в борьбе с мнимыми  врагами.

Шизоидные психопаты –  высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству. Психомоторика дефектна – неуклюжа. Педантичны и аутичны – отчуждены. Резко нарушена социальная идентифицированность – враждебность к социальному  окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный  резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они  холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны  и нередко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические черты личности формируются при крайностях в  методах воспитания – угнетение, подавление, принижение формируют подавленный, тормозной тип личности. Систематическая  грубость, насилие содействуют формированию агрессивного типа личности. Истерический тип личности формируется при  обстановке всемерного обожания и восхищения, исполнения всех капризов и прихотей психопатоподобного индивида.

Термины «умственная отсталость»  и «задержка психического развития»  – синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми  психическими процессами и личностными  образованиями, более корректно  пользоваться термином «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду  соответствуют определенная мера сформированности познавательных, эмоциональных и  волевых процессов, система потребностей и мотивов поведения, т. е. минимум  базовых структур психики.

 

Задача  № 1

Определите, какой из волевых черт характера  соответствуют:

- способность в трудных конфликтных ситуациях своевременно принимать обоснованное и твердое решение и приводить его в исполнение – самообладание.

-способность  прекратить выполнение действия  при изменении обстановки, когда  оно перестает быть целесообразным – решительность.

 

Задание: В чем различие между понятиями «решение» и  «намерение»? Назовите причины различных  видов нерешительности у следователя  и пути ее преодоления. В чем заключается  взаимосвязь решительности, оперативности, инициативности как черт характера  следователя?

Понятие «намерение» означает сознательную мотивацию достичь  определенной цели, для удовлетворения определенной потребности. Намерение  это шаг к принятию «решения», в то время как решение –  это шаг к действию. Решение  отличается большей твердостью и  связано с волевыми чертами характера. Среди причин нерешительности следователя  можно назвать отсутствие таких  черт характера как: решительность  самостоятельность, дисциплинированность, оперативность, инициативность. Пути преодоления  нерешительности – это развитие в себе противоположных черт характера, повешение всех компонентов собственного я в установке «Я-концепции», развитие качества твердости характера. Взаимосвязь  решительности, оперативности и  инициативности заключается в их отношение к волевым чертам характера  одного типа. Невозможно принятие решения  без инициативности, и исполнения задуманного без оперативности.

Задача № 2. Укажите, какую  группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

Из ст. 107 и ст.113 Уголовного Кодекса Российской Федерации следует, что сильное душевное волнение (т.е. аффект) может быть вызвано следующими поводами: насилием, издевательством  или тяжким оскорблением со стороны  потерпевшего либо иными противоправными  или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей  в связи с систематическим  противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Эти названные поводы и  будем считать поводами возникновения  сильного душевного волнения. Отвечая  на вопрос какую группу этих поводов, закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления, определим  понятие квалифицирующего признака в уголовном праве.

Признак состава преступления – это наличие в действиях  лица элементов состава, установленного законом. Уголовным законом в  РФ устанавливается три вида состава  преступлений: основной, квалифицированный  и привилегированный. Признаки квалифицированного состава, которые отягчают ответственность  и указаны в подпунктах основной статьи преступления в юридической  доктрине именуют «квалифицирующими».

Так какие из перечисленных  выше действий (бездействий) нашли отражение  именно в качестве квалифицирующих  признаков в Уголовном законе?

В качестве квалифицирующих  признаков состава преступления, вызывающих сильное душевное волнение в законе отражены следующие группы поводов:

1. Насилие (например, ст. 163 п.2в: вымогательство с применением  насилия, 170.1 п.3, 178 п.3, 230 2г и др.)

2. Издевательство (например, ст. 111 п.2б: «в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего»)

3. Тяжкое оскорбление  (например, ст.116 п. 2б: «по мотивам  политической, идеологической, расовой,  национальной или религиозной  ненависти или вражды либо  по мотивам ненависти или вражды  в отношении какой-либо социальной  группы», ст. 130 ч.2: «Оскорбление, содержащееся  в публичном выступлении, публично  демонстрирующемся произведении  или средствах массовой информации»)

Оставшаяся группа занимает особое положение: Иные противоправные или аморальные действия (бездействия). Закон не указывает, какие именно противоправные или аморальные действия могут вызвать состояние аффекта, но предполагается что это не включенные в другие группы тяжкие с психологической  точки зрения действия. И мы не найдем такой формулировке в квалифицированных  составах, но такое обстоятельство есть среди смягчающих обстоятельств (ст.61 ч.1з) и среди основных составов (ст.130, ст. 282, ст.110). Также если развернуть это понятие, то сюда можно отнести  действия имеющиеся в квалифицированных  составах УК:

- особую жестокость (например, ст. 112 ч.2в, ст. 131 ч.2б, ст.105 п.2д);

- применение пытки (ст.117 ч.2д)

И др.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алиев Б.Г. Методология социально-психологического исследования. Баку, «Ренессанс», 20
  2. АсмоловА. Г- Психология личности. М.. 1990.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М-, 1984.
  5. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., НОРМА. 2006.
  8. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.
  9. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
  1. Маклаков А. Общая психология М. 2012

  1. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964.
  2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С.178
  3. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. М., НОРМА. 2001.
  4. Русалов В.М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
  1. Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 153-159.

  1. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.5-22.09. 
  2. Мамедова Г.К. Проблемы типологии личности в психологии и художественной литературе. Баку, 2003.
  3. Психология личности. Тексты. М.,1982, с.11-41.

1 Бодалев А.А.    Восприятие   и   понимание   человека   человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982г. С.16

2 Психология личности. Тексты. М.,1982, с.11-41.

3 Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. С.34

4 Мамедова Г.К. Проблемы типологии личности в психологии и художественной литературе. Баку, 2003.

5 Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.113-114

6 Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 201-202

7 Алиев Б.Г. Методология социально-психологического исследования. Баку, «Ренессанс», 2009.

8 Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.5-22.

9 Бодалев А.А.    Восприятие   и   понимание   человека   человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982г. С. 111

10 Мерлин Вольф Соломонович. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. С.233

11 Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 153-159.

12 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С. 187

13 Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. С. 243

14 Русалов В.М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999. С. 452

15 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С. 187-190

16 Маклаков А. Общая психология М.2012

17 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С.178

18Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С.178

19 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С.178

20 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М., 1999. С.178

21 Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. С.335

 


Информация о работе Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности