Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе1.
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Понятие личности. Теории личности. Структура психических
свойств личности___________________________________________________ 3
1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3
1.2. Теории личности__________________________________________________ 5
1.3. Структура психических свойств личности_____________________________ 8
2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9
2.1. Темперамент. Темперамент как совокупность динамических особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9
2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения
личности____________________________________________________________ 13
2.3. Характер. Понятие и классификация черт характера____________________ 16
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21
Задача № 1___________________________________________________________ 26
Задание______________________________________________________________ 26
Задача № 2___________________________________________________________ 26
Список используемой литературы ___________

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности222.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

Меланхолик человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.

 

    1.   Направленность  личности. Потребность и мотивация  поведения личности.

 

Направленность  личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных  целей. Направленность всегда социально  обусловлена и формируется в  онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

- влечение - недостаточно  полное осознанное стремление  к достижению чего-либо. 

- склонность - проявление  потребностно-мотивационной сферы  личности, выражающееся в эмоциональном  предпочтении того или иного  вида деятельности или ценности;

- идеал - образ,  являющийся воплощением совершенства  и образцом высшей цели в  стремлениях индивида. 

- мировоззрение  - система взглядов и представлений  о мире, на отношение человека  к обществу, природе, самому себе. 

- убеждение - высшая форма направленности  личности, проявляющаяся в осознанной  потребности действовать в соответствии  со своими ценностными ориентациями  на фоне эмоциональных переживаний  и волевых устремлений;

- установка - готовность индивида к определенной  деятельности, актуализирующаяся в  создавшейся ситуации.

Она проявляется  в устойчивой предрасположенности  к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка  выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению  к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной15

- позиция - устойчивая  система отношений человека к  определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем  поведении. Она включает в себя  совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми  индивид руководствуется в своих  действиях.

- цель - желаемый  и представляемый результат конкретной  деятельности человека или группы  людей. Она может быть близкой,  ситуационной или отдаленной, общественно  ценной или вредной, альтруистической  или эгоистической. 

Выделяют три  основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов  собственного благополучия, стремлением  к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами  и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность  удовлетворить свои притязания вне  зависимости от интересов других сотрудников. Установлено что лица с направленностью на себя имеют  такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

– делают необоснованные и поспешные выводы о других людях, также ведут себя в дискуссиях

– пытаются навязать свою волю группе

– окружающие в  их присутствии не чувствуют себя свободно

Направленность  на взаимные действия – имеет место  тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением  поддерживать хорошие отношения  с товарищами по работе, учебе. Такой  человек проявляет интерес к  совместной деятельности, хотя может  и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может  быть минимальной. Люди с направленностью  на взаимные действия:

– избегают прямого  решения проблемы

– уступают давлению группы

– не высказывают  оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают  на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов  порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится  к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому  старается доказать точку зрения, которую считает полезной для  выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным  членам группы выражать свои мысли

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

– легко и  доступно излагают свои мысли и соображения

– берут в  свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы

Для того, чтобы  жить, человек должен удовлетворять  различные потребности: в пище, одежде, отдыхе и др. Находясь среди людей, человек нуждается в общении, обмене информацией, знаниях и т.п. Потребность - это чужда человека в чем-либо. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма и внешних условий жизни. Нуждаясь в чем-то, человек испытывает дискомфорт, который и старается преодолеть. Таким образом, потребности лежат а основе направленности личности. Различают потребности биологические (в пище, тепле, отдыхе ...) и социальные (в общении, познании, красоте, справедливости ...) 

Потребности человека многообразны, они находятся в  определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с  другими компонентами направленности. Доминирующая в данное время потребность  может подавлять все остальные  и определять основное направление  деятельности. Характер потребностей и их регуляция зависит от психического склада личности, ее воспитанности. 

Исходя из потребностей человек ставит перед собой цели, т.е. идеальную модель того, к чему он стремится, чего хочет достигать. Цели бывают конкретными и абстрактными. Последние чаще объединяют с перспективами. Цели также различают по содержанию (связанные с биологическими или  социальными потребностями) и их значимости (личностные, коллективные, общественные). 

Любая деятельность человека вызывается и обуславливается  мотивами. Являясь стержнем побудительной  сферы, мотивы придают всей жизни  и деятельности человека определенный смысл. Мотивы - это осознанные побуждения к деятельности или к поведению. Совершая одинаковые по форме поступки, люди нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают личностные значения своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной. Мотивы разделяются на простые и  сложные. К простым относятся  влечение, желание, хотение. Это - неустойчивые, кратковременные побудительные  силы. Чаще всего простые мотивы связываются с биологическими потребностями. 

 

    1.  Характер. Понятие и классификация черт  характера

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о  его характере (от греч. — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.16

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут  обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные  и трудные виды деятельности, для  них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с  какими результатами они выполнили  ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для  остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что  справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что  такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что  этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков  человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать  не все особенности человека, а  только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Характер  является прижизненным образованием и  может трансформироваться в течение  всей жизни. Формирование характера  самым тесным образом связано  с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как  формируется определенный уклад  жизни человека, формируется и  его характер. Следовательно, образ  жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование  характера происходит в различных  по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются  в соответствии с направленностью  личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении  к людям, деятельности, окружающему  миру и себе. Например, отношение  человека к окружающему миру может  проявляться или в наличии  определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой  группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение  человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение  человека к конкретному виду выполняемой  работы, но и деятельности вообще. Главное  условие образования характера  — наличие жизненных целей. Бесхарактерному  человеку свойственно отсутствие или  разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в  устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены  с большой подражательностью, с  недостатком самостоятельности  и цельности личности человека. И  наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о  целенаправленности, настойчивости  личности. Однако сходство интересов  не предполагает сходства особенностей характера. Более того, люди со сходной  направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные  приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера  личности, которая проявляется в  ситуации выбора действий или способов поведения.

 

2.4. Способности.  Понятие и виды способностей. Способности и задатки.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. 

Способности людей делят  на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой  они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Информация о работе Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности