Психодиагностика памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:20, реферат

Краткое описание

Цель: психодиагностика уровня развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа современной психологической литературы дать понятие о памяти как психическом познавательном процессе, провести обзор основных теорий памяти, охарактеризовать виды и процессы памяти;
2) раскрыть возрастные особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
3) отобрать группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти;
4) провести качественный анализ полученных эмпирических данных и сформулировать основные выводы данного исследования;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования памяти младших школьников 5
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса. Основные теории памяти 5
1.2. Возрастные особенности и развитие памяти в младшем школьном возрасте 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста 30
2.1. Описание методик исследования 30
2.2. Описание опытно - экспериментального исследования 37
Заключение 44
Список литературы 47
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx

— 264.02 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

2

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования памяти младших  школьников

5

1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса. Основные теории памяти

5

1.2. Возрастные  особенности и развитие памяти  в младшем школьном возрасте

18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста

30

2.1.  Описание методик исследования

30

2.2. Описание опытно - экспериментального исследования

37

Заключение

44

Список литературы

47

Приложения

50


 

 

 

 

 

 

Введение

Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек  выделился из животного царства  и достиг тех высот, на которых  он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного  улучшения этой функции немыслим. «Без памяти, - писал Рубинштейн –  мы бы существовали мгновения. Наше прошлое  было бы мертво для будущего. Настоящее  по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигла у человека. Более точно память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

  В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память, как и все психические  процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий  мыслитель-философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи  Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.

В настоящее время в  науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка  принадлежит выдающемуся психологу  Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.

Актуальность  темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.

Необходимо отметить, что, согласно современным психологическим  данным, умственное развитие младших  школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы  практически не используются. Многолетние  исследования, проведенные под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это было до сих пор [1, с. 40].

Цель: психодиагностика уровня развития памяти в младшем школьном возрасте.

Объект: память младшего школьника.

Предмет: психодиагностика памяти младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) на основе анализа  современной психологической литературы  дать понятие о памяти как  психическом познавательном процессе, провести обзор основных теорий  памяти, охарактеризовать виды и  процессы памяти;

2) раскрыть возрастные особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;

3) отобрать  группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти;

 4) провести  качественный анализ полученных  эмпирических данных и сформулировать основные выводы данного исследования;

 

теоретическая основа: проанализировать научную литературу по теме, раскрыть психологические особенности памяти младших школьников, их индивидуальные различия памяти, а так же подобрать методы диагностики.

используемые  методы и методики:

    • теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
    • тестирование;
    • математическая обработка результатов;

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Память как высшая психическая функция человека

 

Память человека можно  определить как психофизические  и культурные процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей  основополагающей способностью человека. Без  памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое    внимание  на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов, на наиболее высоко развита у человека.

Можно согласиться с С.Л. Рубинштейном, который писал, что: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для  будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом  знаний, ни навыков. Не было бы психической  жизни, смыкающейся в единстве личного  сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»[2, с.112].

 В целом, память  человека можно представить как  своеобразный инструмент, служащий  для накопления и использования  жизненного опыта. Возбуждения,  идущие от внешних и внутренних  раздражителей в мозг, оставляют  в нем «следы», которые могут  сохраняться долгие годы. Эти  «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения  возбуждения и тогда, когда  раздражитель, его  вызывающий, отсутствует. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось [3, с.115].

На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.

Иными словам память -  это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на  нас впечатление.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных  связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей (Н.П.Павлов). исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом  и биохимическом уровнях, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой – лабильной фазе сохранение следа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй – стабильной – фазы сохранения следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков или изменения в синоптических окончаниях, в свойства клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.

Основные виды памяти.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана  с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

 Все виды памяти  можно условно разделить на  три группы:

    1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;
    2. как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
    3. как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

 

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит  примерно так:

I.                                  II.                         III.

Двигательная              Непроизвольная                  Кратковременная 

Эмоциональная           Произвольная                      Оперативная

Образная                                                                    Долговременная

Смысловая

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни  взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют  между собой.

Типы памяти.

У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может  быть хорошей по отношению к одним  объектам и плохой по отношению к  другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости оттого, что человек  запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно - образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженный в словах.

Физиологической основой  различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. но типы памяти обусловлены не только  взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется  и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе  на компьютере, игре на музыкальных инструментах.

Итак, память – это основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего  понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание  и воспроизведение.

Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если  запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.

Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного  забывания, требующего волевого усилия). Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Благодаря забыванию, человек  расчищает место для  новых  впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность  служить нашему мышлению.

  Законы осмысленного запоминания.

Память нельзя тренировать  так, как  тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное  зазубривание материала не приведет к тому, что мы  с каждым днем будем все легче заучивать  новый материал. Однако систематические  умственные  упражнения позволяют  глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального  запоминания и припоминания. Все  это усиливает нашу власть над  процессами памяти.

Даже в зрелые и пожилые  годы можно добиться улучшения памяти, если разумно использовать ее субъективные закономерности.

Законы памяти.

Впечатление и  эмоции.

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что  необходимо запомнить. Как  фотоаппарат  не даст снимков при тумане, так  сознание человека  не сохранит туманных впечатлений.

Поскольку впечатление напрямую  связано с воображением, то любые  приемы, позволяющие развить воображение  и образное мышление, а также управлять  ими, могут оказаться полезными  и для запоминания.

Информация о работе Психодиагностика памяти младших школьников