Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:20, реферат
Цель: психодиагностика уровня развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа современной психологической литературы дать понятие о памяти как психическом познавательном процессе, провести обзор основных теорий памяти, охарактеризовать виды и процессы памяти;
2) раскрыть возрастные особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
3) отобрать группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти;
4) провести качественный анализ полученных эмпирических данных и сформулировать основные выводы данного исследования;
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования памяти младших школьников 5
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса. Основные теории памяти 5
1.2. Возрастные особенности и развитие памяти в младшем школьном возрасте 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста 30
2.1. Описание методик исследования 30
2.2. Описание опытно - экспериментального исследования 37
Заключение 44
Список литературы 47
Приложения 50
10 баллов получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, равный 8 и более единицам;
В 8 баллов оценивается объём кратковременной памяти, если он равен 5 или 7 единицам;
4 балла получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 3-5 единицы;
2 балла ставится ребёнку,
если объём кратковременной
В 0 баллов оценивается память, имеющая показатель, равный от 0-1.
С целью выявления оперативной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста мы получим следующие результаты:
10-8 баллов – высоко развитая оперативная зрительная память .
4-7 баллов – средне развитая оперативная зрительная память .
2-3 балла – низко развитая оперативная зрительная память.
0-1 балл – слабо развитая опосредованная слуховая.
2.2 Описание опытно - экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось в МОУ СОШ №20 г. Щекино во 2 «В» классе. Было продиагностированно 10 детей (5девочек 5мальчиков). В возрасте 8-9 лет.
На первом этапе исследования была проведена диагностика типов памяти учащихся 2 «В» класса.
Обработав результаты исследования
преобладающего типа памяти у учеников
2 класса, мы констатировали тот факт,
что у детей младшего школьного
возраста развиты все виды памяти,
но преобладают такие виды памяти,
как комбинированная и моторно-
Таблица 1
Результаты методики № 1 по определению преобладающего типа памяти младших школьников
Фамилия, имя испытуемого |
Типы памяти | |||
зрительная |
слуховая |
моторно-слуховая |
комбинированная | |
1. Аксюточкина Анна |
3/10 = 0,3 |
1/10=0,1 |
6/10=0,6 |
10/10 = 1 |
2. Архипов Дмитрий |
6/10 = 0,6 |
6/10 = 0,6 |
6/10 = 0,6 |
5/10 = 0,6 |
3. Бондаренко Никита |
6/10 = 0,6 |
3/10 = 0,3 |
8/10=0,8 |
10/10 = 1 |
4. Мишина Дарья |
5/10 = 0,5 |
5/10 = 0,5 |
8/10 = 0,8 |
8/10 = 0,8 |
5. Старкова Евгения |
7/10 = 0,7 |
3/10 = 0,3 |
7/10 = 0,7 |
9/10 = 0,9 |
6. Статейкин Егор |
3/10 = 0,3 |
1/10 = 0,1 |
10/10 = 1 |
7/10 = 0,7 |
7. Старцев Андрей |
4/10 = 0,4 |
2/10 = 0,2 |
6/10 = 0,6 |
9/10 = 1 |
8. Фокин Кирилл |
7/10 = 0,7 |
3/10 = 0,3 |
7/10 = 0,7 |
9/10 = 0,9 |
9. Шатилова Анна |
3/10 = 0,3 |
2/10 = 0,2 |
9/10 = 0,9 |
10/10 = 1 |
10. Янусик Олеся |
6/10 = 0,6 |
9/10 = 0,9 |
6/10 = 0,6 |
8/10 = 0,8 |
10человек |
5 |
3,5 |
7,3 |
8,7 |
В данном классе преобладает комбинированный вид памяти (общий коэффициент 8,7). Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.
Практически такое же развитие имеет моторно-слуховая память (общий коэффициент 7,3) Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.
Чуть меньше развита зрительная память (общий коэффициент 5) Она напрямую связана с развитым воображением.
Наименее развита в группе испытуемых слуховая память (общий коэффициент3,5) Это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Чтобы нагляднее отобразить и сравнить полученные результаты в данном исследовании, была построена диаграмма (рисунок 1).
Рис. 1. Типы памяти младших школьников
В результате дальнейшего исследования, по определению объема логической и механической памяти, было выявлено, что уровень логической памяти в данном группе испытуемых, выше уровня развития механической памяти.
Таблица 2
Результаты методики №2 по определению объема логической и механической памяти младших школьников
Объем логической памяти |
Объем механической памяти | |||
Фамилия, имя испытуемого |
Количество запомнившихся слов (В) |
Коэффициент смысловой памяти С=В/А |
Количество запомнившихся слов (В) |
Коэффициент механической памяти С=В/А |
Аксюточкина Анна |
6 |
0,6 |
4 |
0,4 |
Архипов Дмитрий |
8 |
0,8 |
3 |
0,3 |
Бондаренко Никита |
8 |
0,8 |
3 |
0,3 |
Мишина Дарья |
7 |
0,8 |
4 |
0,4 |
Старкова Евгения |
8 |
0,8 |
1 |
0,1 |
Статейкин егор |
5 |
0,5 |
4 |
0,4 |
Старцев Андрей |
4 |
0,4 |
2 |
0,2 |
Фокин Кирилл |
5 |
0,5 |
2 |
0,2 |
Шатилова Анна |
5 |
0,5 |
1 |
0,1 |
Янусик Олеся |
6 |
0,6 |
2 |
0,2 |
Для наглядного сравнения полученных результатов была построена диаграмма (рисунок 2).
Рис. 2. Объем смысловой и логической памяти младших школьников
Таблица 3
Результаты методики № 3 по измерению уровня опосредованной слуховой памяти младших школьников
Ф.И.О испытуемого |
Число
воспроизведённых |
Баллы |
Уровень развития |
1. Аксюточкина Анна |
6 |
5,5 |
средне развитая |
2. Архипов Дмитрий |
8 |
8 |
высоко развитая |
3. Бондаренко Никита |
8 |
8,5 |
высоко развитая |
4. Мишина Дарья |
7 |
7,5 |
средне развитая |
5. Старкова Евгения |
5 |
4,5 |
средне развитая |
6. Статейкин Егор |
10 |
10 |
очень высоко развитая. |
7. Старцев Андрей |
6 |
6 |
средне развитая. |
8. Фокин Кирилл |
5 |
5 |
средне развитая. |
9. Шатилова Анна |
5 |
5 |
средне развитая |
10. Янусик Олеся |
6 |
6 |
средне развитая |
Выводы по данной методике говорят о среднем результате развития данного типа памяти в группе испытуемых:
Полученные результаты отражены на рисунке 3.
Рис. 3 Уровень развития опосредованной слуховой памяти
Завершающим этапом исследования являлась оценка оперативной зрительной памяти
Таблица 4
Результаты методики № 4 по оценке оперативной зрительной памяти младших школьников
Фамилия, имя испытуемого |
Среднее число правильно указанных треугольников (сумма правильно найденных треуг/4) |
Среднее количество допущенных ошибок (6-предыд. показатель) |
Среднее время работы над заданием (сум.время работы над карточками/4) |
Единицы (среднее время : кол-во допущенных ошибок) |
Выводы об уровне развития |
1. Аксюточкина Анна |
14/4=3,5 |
6-3,5=2,5 |
22/4=5,5 |
5,5/2,5=2,2 |
2един.=2б. |
2. Архипов Дмитрий |
20/4=5 |
6-5=1 |
19/4=4,75 |
5/1=5 |
5един.=5б. |
3. Бондаренко Никита |
19/4=4,75 |
6-4,75=1,25 |
20/4=5 |
5/1,25=4 |
4един.=4б. |
4. Мишина Дарья |
15/4=3,75 |
6-3,75=2,25 |
24/4=6 |
6/2,25=2,6 |
2един.=2б. |
5. Старкова Евгения |
22/4=5,5 |
6-5,5=0,5 |
23/4=5,75 |
6/0,5=12 |
12един.=10б. |
6. Статейкин Егор |
21/4=5,25 |
6-5,25=0,75 |
1/4=4,75 |
4,75/0,75=63 |
6единиц=8б. |
7. Старцев Андрей |
18/4=4,5 |
6-4,5=1,5 |
20/4=5 |
5/1,5=3 |
3един.=4б. |
8. Фокин Кирилл |
24/4=6 |
6-6=0 |
30/4=7,5 |
10баллов | |
9. Шатилова Анна |
19/4=4,75 |
6-4,75=1,25 |
20/4=5 |
5/1,25=4 |
4един.=4б. |
10. Янусик Олеся |
20/4=5 |
6-5=1 |
19/4=4,75 |
5/1=5 |
5един.=8б. |
Аксюточкина А, Мишина Д, набрали в данном исследовании минимальное число баллов – 2, что говорит о слабом развитии у них оперативной зрительной памяти в объёме 1-2 единицы.
Бондаренко Н, Старцев А., Шатилова А, получили по 4 балла - это объём зрительной памяти равный 3 – 4 единицам.
Объём оперативной зрительной памяти у Архипова Д, Старковой Е., Статейкина Е., Фокина К.,Янусик О.,равен от 5-12 единиц.
Двое из 10 детей справились с заданием на 100% остальные показали не плохие результаты , не смотря на сложность задания, это говорит о том что в данном группе оперативно зрительная память развита довольно хорошо.
Полученные результаты отображены на рисунке 4.
Рис.4 Уровень развития оперативной зрительной памяти младших школьников
Проведение этой методики было самым продолжительным и сильно утомило ребят.
Заключение
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память - сложнейший психический
процесс, поэтому, несмотря на многочисленные
её исследование, все еще не создано
единой теории механизмов памяти. Новые
научные данные показывают, что процессы
памяти связаны со сложными электрическими
и химическими изменениями
Теоретического материала для исследования памяти и в том числе особенностей памяти младшего школьника, огромное количество. Но в процессе исследования памяти младшего школьника мы столкнулись с проблемой нахождения диагностики памяти. На данный момент не существует ни единой программы диагностики памяти.
Изучая процессы памяти,
а также выявляя
При выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики памяти и уровня её развития у детей на начальном этапе обучения в школе. Анализ литературы показал, что память в этом возрасте развита неравномерно и имеет качественное своеобразие.
Проведено экспериментальное
исследование, которое позволило
выделить особенности развития памяти
и уровень её развития. Результаты
комплексной диагностики
Проведённое исследование,
констатирует тот факт, что память
людей различается. Обработка данных
показывает, что у одних людей
преимущественно преобладает
Информация о работе Психодиагностика памяти младших школьников