Психодиагностика памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:20, реферат

Краткое описание

Цель: психодиагностика уровня развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа современной психологической литературы дать понятие о памяти как психическом познавательном процессе, провести обзор основных теорий памяти, охарактеризовать виды и процессы памяти;
2) раскрыть возрастные особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;
3) отобрать группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти;
4) провести качественный анализ полученных эмпирических данных и сформулировать основные выводы данного исследования;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования памяти младших школьников 5
1.1 Сущностные характеристики памяти как познавательного процесса. Основные теории памяти 5
1.2. Возрастные особенности и развитие памяти в младшем школьном возрасте 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста 30
2.1. Описание методик исследования 30
2.2. Описание опытно - экспериментального исследования 37
Заключение 44
Список литературы 47
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx

— 264.02 Кб (Скачать файл)

10 баллов получает ребёнок,  имеющий объём кратковременной  памяти, равный 8 и более единицам;

В 8 баллов оценивается объём  кратковременной памяти, если он  равен 5 или 7 единицам;

4 балла получает ребёнок,  имеющий объём кратковременной  памяти, составляющий 3-5 единицы;

2 балла ставится ребёнку,  если объём кратковременной памяти  составляет 1-3 единицы; 

В 0 баллов оценивается память, имеющая показатель, равный от 0-1.

С целью выявления оперативной зрительной  памяти у детей младшего школьного возраста мы получим следующие результаты:

10-8 баллов   – высоко развитая оперативная зрительная  память .

4-7 баллов   – средне  развитая оперативная зрительная  память .

2-3 балла     – низко  развитая оперативная зрительная  память.

          0-1 балл       – слабо развитая опосредованная слуховая.

 

 

 

 

         

 

 

2.2 Описание опытно - экспериментального исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось в МОУ СОШ №20 г. Щекино во 2 «В» классе. Было продиагностированно 10 детей (5девочек 5мальчиков). В возрасте 8-9 лет.

  На первом этапе исследования была проведена диагностика типов памяти учащихся 2 «В» класса.

Обработав результаты исследования преобладающего типа памяти у учеников 2 класса, мы констатировали тот факт, что у детей младшего школьного  возраста развиты все виды памяти, но преобладают такие виды памяти, как комбинированная и моторно-слуховая память. У 4 человек из 10 коэффициент  данных типов памяти равен 100%, то есть уровень развития очень высокий.

Таблица 1

Результаты методики № 1 по определению преобладающего типа памяти младших школьников

Фамилия, имя испытуемого

Типы памяти

 

зрительная

слуховая

моторно-слуховая

комбинированная

1. Аксюточкина Анна

3/10 = 0,3

1/10=0,1

6/10=0,6

10/10 = 1

2. Архипов Дмитрий

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

5/10 = 0,6

3. Бондаренко Никита

6/10 = 0,6

3/10 = 0,3

8/10=0,8

10/10 = 1

4. Мишина Дарья

5/10 = 0,5

5/10 = 0,5

8/10 = 0,8

8/10 = 0,8

5. Старкова Евгения

7/10 = 0,7

3/10 = 0,3

7/10 = 0,7

9/10 = 0,9

6. Статейкин Егор

3/10 = 0,3

1/10 = 0,1

10/10 = 1

7/10 = 0,7

7. Старцев Андрей 

4/10 = 0,4

2/10 = 0,2

6/10 = 0,6

9/10 = 1

8. Фокин Кирилл

7/10 = 0,7

3/10 = 0,3

7/10 = 0,7

9/10 = 0,9

9. Шатилова Анна

3/10 = 0,3

2/10 = 0,2

9/10 = 0,9

10/10 = 1

10. Янусик Олеся

6/10 = 0,6

9/10 = 0,9

6/10 = 0,6

8/10 = 0,8

10человек

5

3,5

7,3

8,7


 

В данном классе преобладает  комбинированный вид памяти (общий коэффициент 8,7). Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.

Практически такое же развитие имеет моторно-слуховая память (общий коэффициент 7,3) Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.

Чуть меньше развита зрительная память (общий коэффициент 5) Она напрямую связана с развитым воображением. 

Наименее  развита в  группе испытуемых слуховая память (общий коэффициент3,5) Это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Чтобы нагляднее  отобразить и сравнить полученные результаты в данном исследовании, была построена диаграмма (рисунок 1).

 

 

             Рис. 1. Типы памяти младших школьников

 

В результате дальнейшего исследования, по определению объема логической и  механической памяти, было выявлено, что  уровень логической памяти в данном группе испытуемых, выше уровня развития механической памяти.

Таблица 2

Результаты методики №2 по определению объема логической и механической памяти младших школьников

 

Объем логической памяти

Объем механической памяти

Фамилия, имя испытуемого

Количество запомнившихся слов (В)

Коэффициент

смысловой

памяти

С=В/А

Количество запомнившихся слов (В)

Коэффициент

механической

памяти

С=В/А

Аксюточкина Анна

6

0,6

4

0,4

Архипов Дмитрий

8

0,8

3

0,3

Бондаренко Никита

8

0,8

3

0,3

Мишина Дарья

7

0,8

4

0,4

Старкова Евгения

8

0,8

1

0,1

Статейкин егор

5

0,5

4

0,4

Старцев Андрей

4

0,4

2

0,2

Фокин Кирилл

5

0,5

2

0,2

Шатилова Анна

5

0,5

1

0,1

Янусик Олеся

6

0,6

2

0,2


 

 

Для наглядного сравнения полученных результатов была построена диаграмма (рисунок 2).

 

Рис. 2. Объем смысловой и логической памяти младших школьников

Таблица 3

Результаты методики № 3 по измерению уровня опосредованной слуховой памяти младших школьников

 

Ф.И.О испытуемого

Число воспроизведённых                       слов

Баллы

Уровень развития

1. Аксюточкина Анна

6

5,5

средне  развитая

2. Архипов Дмитрий

8

8

высоко  развитая

3. Бондаренко Никита

8

8,5

высоко  развитая

4. Мишина Дарья

7

7,5

средне  развитая

5. Старкова Евгения

5

4,5

средне  развитая

6. Статейкин Егор

10

10

очень высоко развитая.

7. Старцев Андрей

6

6

средне  развитая.

8. Фокин Кирилл

5

5

средне  развитая.

9. Шатилова Анна

5

5

средне  развитая

10. Янусик Олеся

6

6

средне  развитая


 

 

Выводы по  данной методике говорят о среднем результате развития данного типа памяти в группе испытуемых:

  • 7 человек из 10 имеют средне развитую опосредованную слуховую память в диапазоне от 4 до 8 баллов;
  • 3 человек - высоко развитую опосредованную слуховую память в диапазоне от 8 до 10 баллов;

Полученные результаты отражены на рисунке 3.

 

 

Рис. 3 Уровень развития опосредованной слуховой памяти

 

Завершающим этапом исследования являлась оценка оперативной зрительной памяти

 

 

Таблица 4

Результаты методики № 4 по оценке  оперативной зрительной памяти младших школьников

Фамилия, имя испытуемого

Среднее число правильно указанных треугольников (сумма правильно найденных треуг/4)

Среднее количество допущенных  ошибок (6-предыд. показатель)

Среднее время работы над заданием

(сум.время работы над карточками/4)

Единицы

(среднее  время : кол-во допущенных ошибок)

Выводы об уровне развития

1. Аксюточкина Анна

14/4=3,5

6-3,5=2,5

22/4=5,5

5,5/2,5=2,2

2един.=2б.

2. Архипов Дмитрий

20/4=5

6-5=1

19/4=4,75

5/1=5

5един.=5б.

3. Бондаренко Никита

19/4=4,75

6-4,75=1,25

20/4=5

5/1,25=4

4един.=4б.

4. Мишина Дарья

15/4=3,75

6-3,75=2,25

24/4=6

6/2,25=2,6

2един.=2б.

5. Старкова Евгения

22/4=5,5

6-5,5=0,5

23/4=5,75

6/0,5=12

12един.=10б.

6. Статейкин Егор

21/4=5,25

6-5,25=0,75

1/4=4,75

4,75/0,75=63

6единиц=8б.

7. Старцев Андрей

18/4=4,5

6-4,5=1,5

20/4=5

5/1,5=3

3един.=4б.

8. Фокин Кирилл

24/4=6

6-6=0

30/4=7,5

 

10баллов

9. Шатилова Анна

19/4=4,75

6-4,75=1,25

20/4=5

5/1,25=4

4един.=4б.

10. Янусик Олеся

20/4=5

6-5=1

19/4=4,75

5/1=5

5един.=8б.


Аксюточкина А, Мишина Д, набрали в данном исследовании минимальное число баллов – 2, что говорит о слабом развитии у них оперативной зрительной памяти в объёме 1-2 единицы.

Бондаренко Н, Старцев А., Шатилова А, получили по 4 балла - это объём зрительной памяти равный 3 – 4 единицам.

  Объём оперативной зрительной памяти у Архипова Д, Старковой Е., Статейкина Е., Фокина  К.,Янусик О.,равен  от 5-12 единиц.

Двое из 10 детей справились с заданием на 100% остальные показали не плохие результаты , не смотря на сложность задания, это говорит о том что в данном группе оперативно зрительная память развита довольно хорошо.

Полученные результаты отображены на рисунке 4.

 

Рис.4 Уровень развития оперативной  зрительной памяти младших школьников

Проведение этой методики было самым продолжительным и  сильно утомило ребят.

 

Заключение

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается  и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или  иной степени.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно  воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это  нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо  помнит математический материал, у  других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У  школьников запоминание материала  часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.

Ни одна другая психическая  функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических  процессов. И.М. Сеченов отмечал, что  «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в  положении новорожденного».

Память - сложнейший психический  процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано  единой теории механизмов памяти. Новые  научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.

Теоретического материала  для исследования памяти и в том  числе особенностей памяти младшего школьника, огромное количество. Но в процессе исследования памяти младшего школьника мы столкнулись с проблемой нахождения диагностики памяти. На данный момент не существует ни единой программы диагностики памяти.

Изучая процессы памяти, а также выявляя психологические  характеристики процессов памяти, выяснили, что память не представляет собой  чего-либо однородного, она заключает  в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его  психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его  жизни и деятельности, общественно-историческими  условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том  числе и с процессами мышления. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.

При выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики  памяти и уровня её развития у детей  на начальном этапе обучения в  школе. Анализ литературы показал, что память в этом возрасте развита неравномерно и имеет качественное своеобразие.

Проведено экспериментальное  исследование, которое позволило  выделить особенности развития памяти и уровень её развития. Результаты комплексной диагностики второклассников  показали, что возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания. Конкретно - образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.

Проведённое исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что у одних людей  преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и  такие, у которых одинаково хорошо развита, и зрительная, так и слуховая память, такое сочетание так же встречается. В целом анализ данных показал, что память испытуемых по отдельным показателям имеет средний и низкий уровень развития.

Информация о работе Психодиагностика памяти младших школьников