Психологическая готовность к обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. От показателей готовности, зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Целью работы является теоретическое изучение психологической готовности детей к школе, которое предполагает выполнение следующих задач:
-обзор научной литературы по изучаемой теме
- выделение логики и структуры выполняемой курсовой работы
- анализ материала и подведение итогов курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Общие понятия психологической готовности……………....5
1.1. Личностная готовность …………………………………….……...7
1.2. Интеллектуальная готовность …………………………………….9
1.3. Социально-психологическая готовность ………………………..11
1.4. Эмоционально-волевая готовность ……………………………...12
1.5. Мотивационная готовность.…………………………………...….13
1.6 Физической готовностью ……………………………………....….15
1.7 Речевая готовность ………………………………………….….….16
2. Когнитивное развитие старшего школьника………………...….…19
3. рекомендации и психолого-педагогические методы формирования . готовности к школе.…….………………………………………….…...31
Заключение………………………………………………………..…….33
Список литературы……………………………………………..………34

Вложенные файлы: 1 файл

психологической готовности к обучению в школе .docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

 

комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Автономное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ленинградский государственный Университет имени  А.С. Пушкина

 

 

Факультет психологии

Кафедра психологии развития и образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ххххххх Ххххх Хххххххххххххх

Студент 3 курса 7хх группа

 

 

                             Психологическая готовность к обучению

 

Курсовая работа

Специальность: Клиническая  психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

О.А. Пинчук

 

 

 

Санкт –  Петербург – 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

          1. Общие понятия психологической готовности……………....5

1.1. Личностная  готовность …………………………………….……...7

1.2. Интеллектуальная  готовность …………………………………….9

1.3. Социально-психологическая  готовность ………………………..11

1.4. Эмоционально-волевая  готовность ……………………………...12

1.5. Мотивационная  готовность.…………………………………...….13

1.6 Физической  готовностью ……………………………………....….15

1.7 Речевая  готовность ………………………………………….….….16

          2. Когнитивное развитие старшего школьника………………...….…19

          3. рекомендации и психолого-педагогические методы формирования         .         готовности к школе.…….………………………………………….…...31

Заключение………………………………………………………..…….33

Список литературы……………………………………………..………34

 

 

ВВИДЕНИЕ

Проблема  психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно  актуальна. От показателей готовности, зависит с одной стороны, определение  целей и содержания обучения и  воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе.

Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные  знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, и другии готовности. Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. [8,с53]

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер.,Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова  и многие другие.[14]

Целью работы является теоретическое изучение психологической готовности детей к школе, которое предполагает выполнение следующих задач:

-обзор научной  литературы по изучаемой теме

- выделение  логики и структуры выполняемой  курсовой работы

- анализ  материала  и подведение итогов  курсовой работы.

  1. Общие понятия психологической готовности

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка  психологических свойств, без которых  невозможно успешное овладение учебной  деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой  свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую  личностную готовность как интегративный  показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и  сверстником, положительное отношение  к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются  при их сравнении с показателями возрастной нормы.

Подготовка  детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни  ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.

Готовность  к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как  готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих  видов деятельности

В последнее  время задача подготовки детей к  школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений  психологической науки.

Успешное  решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности  обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается  уровень подготовленности детей  к школьному обучению. В современной  психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения  понятия “готовности”, или “школьной  зрелости”.

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как “овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими  необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками”[2].

Л.И.Божович  еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции  своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал  А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе “представляет  собой целостную систему взаимосвязанных  качеств детской личности, включая  особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической  деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.”[3].

На сегодняшний  день практически общепризнанно, что  готовность к школьному обучению - много комплексное образование, которое требует комплексных  психологических исследований. В  структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка  для освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [7].

Высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в  соответствие требованиям жизни. В  этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает  особое значение. С ее решением связано  определение целей и принципов  организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе[11].

По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой, О.М. Дьяченко и других в структуре психологической  готовности принято выделять следующие  компоненты:

1. Личностная  готовность, которая включает формирование  у ребенка готовности к принятию  новой социальной позиции - положение  школьника, имеющего круг прав  и обязанностей. В личностную  готовность входит определение  уровня развития мотивационной  сферы.

2. Интеллектуальная  готовность ребенка к школе.  Данный компонент готовности  предполагает наличие у ребенка  кругозора и развития познавательных  процессов.

3. Социально-психологическая  готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в  себя формирование у детей  нравственных и коммуникативных  способностей.

4. Эмоционально-волевая  готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить  цель, принимать решения, намечать  план действий и принимать  усилие к его реализации. [9]

С проблемой  диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые  методы диагностики психологической  готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. Но на практике психологу трудно выбрать из этого  множества ту, которая (полностью) поможет  комплексно определить готовность ребенка  к обучению, помочь подготовиться  ребенку к школе [4].

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника  к младшему школьному возрасту диагностическая  схема должна включать в себя диагностику  как новообразований дошкольного  возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению  знаниями, умениями, способностями  и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка  к школьному обучению – это  один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Готовность  к обучению - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление  лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий  зависит во многом от состояния ребенка  в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все  это приходится учитывать психологу  при проведении обследования.

 

 

1. Личностная готовность.

Включает  формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении  ребенка  к школе, к учебной  деятельности, учителям, самому себе. В  личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной  сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а  возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Будущему  школьнику необходимо произвольно  управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным  при сформированной иерархической  системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной  мотивацией. Личностная готовность также  предполагает определенный уровень  развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у  ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная  готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к  школе включает формирование у него готовности к принятию новой “социальной  позиции” (Л.И. Божкович) – положения  школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению  с дошкольниками, особое положение  в  обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка  к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе [3].

Если  ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии  необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального  развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говориться, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять  учебное задание из чувства долга  и ответственности, то такой первоклассник  делает его небрежно, наспех, ему  трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу.   Причина подобного отношения  к школе, как правило,- ошибки в  воспитании детей. Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную  с предстоящим обучением в  школе.  Положительное отношение  к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение, т.е. стать школьником, октябренком, пионером, сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением  к учителю, к старшим товарищам  по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как  к источнику знаний.

Исследования  показывают, что возникновение осознанного  отношения ребенка к школе  определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Как отмечает…»Личностная  готовность к школе включает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям» [8 c.96].

 

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают  определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными  способностями обследования внешних  свойств предмета.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению