Наличие даже небольших отклонений
в фонематическом и лексико-грамматическом
развитии ведёт к серьёзным
проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
Формирование
грамматически правильной, лексически
богатой и фонетически чёткой
речи, дающей возможность речевого
общения и подготавливающей к
обучению в школе, - одна из
важнейших задач по обучению
ребёнка в дошкольных учреждениях
и семье. Ребёнку с хорошо
развитой речью легко общаться
с окружающими, он понятно выражает
свои мысли, желания. И наоборот,
невнятная речь ребёнка затрудняет
его взаимоотношения с людьми,
и может наложить отпечаток
на его характер.
Для воспитания полноценной речи
нужно устранить всё, что мешает
свободному общению ребёнка с
коллективом. В семье ребёнка
понимают с полуслова, однако
со временем круг связей с
окружающим миром расширяется,
и очень важно, чтобы его
понимали и сверстники и взрослые.
В школе ребёнку придётся отвечать
и задавать вопросы в присутствии
других детей, читать вслух.
Правильное произношение звуков
особенно необходимо при овладении
грамотой. Фонетические и фонематические
дефекты - одна из причин возникновения
дисграфии и дислексии.
Неправильное произношение одного
или нескольких звуков при
сформированных фонематических
процессах как правило, не оказывает
отрицательного влияния на усвоение
школьной программы.
Дети, у
которых не сформирована звуковая сторона
речи и фонематические процессы,
могут смешивать звуки, сходные
по звучанию или артикуляции. Это
препятствует овладению навыками анализа
и синтеза звукового состава
слова и приводит к дислексии
и дисграфии. У детей
с общим недоразвитием речи (нарушения
произношения в сочетании с недоразвитием
фонематических процессов и лексико-грамматических
средств) возникают большие трудности
при чтении и письме, что приводит
к неуспеваемости по родному языку
и другим предметам. Наблюдается
бедность словаря, невозможность высказать
свою мысль, грамотно её оформить. Трудности
в выделении причинно-следственных
связей приводят к непониманию текстов,
условий задач. Отклонения в развитии
устной речи сказываются при
овладении грамотным письмом
и правильным чтением.
Правильная речь — это заслуга
не только воспитателя и логопеда,
а, прежде всего, Вас — родителей,
тех, кому подражают Ваши крохи,
для кого Вы — пример, пример
не только в данный момент,
а на всю жизнь.
Ребёнок дошкольного возраста
обладает огромными возможностями
развития и способностями познавать.
Помогите ему развивать и реализовывать
свои возможности. Проявляйте
истинный интерес ко всему,
что связано с обучением, будьте
терпеливы, доброжелательны. Хвалите,
подбадривайте ребёнка и
вместе с ним радуйтесь его
успехам.
Взаимодействие детского сада
и семьи – необходимое условие
полноценного речевого развития
дошкольников.
Иногда
различные аспекты, касающиеся развития
психических процессов, в том
числе мотивационную готовность,
объединяют термином психологическая
готовность, в отличии от нравственной
и физической.
3.
Рекомендации и психолого-педагогические
методы формирования готовности к школе.
Подготовка
ребенка к обучению в школе стоит перед
педагогами, психологами, медиками и родителями
достаточно остро. В своей работе я исследовал
рекомендации и психолого-педагогические
методы формирования готовности детей
к обучению в школе [10].
Таким образом,
для успешной организации работы
с детьми старшего дошкольного возраста
по подготовке их к школе необходимо
учитывать следующие рекомендации:
- Формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
- Для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;
- Руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
- В педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
- Необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их междуличностного общения;
- Использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
- Формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
- При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.
Психологическая
готовность к школьному обучению
является многокомпонентным новообразованием.
Для подготовки ребенка к школе
многое могут сделать родители как
первые и самые главные его
воспитатели. Рекомендации, составленные
нами на основе полученных в работе
данных и с учетом имеющихся рекомендаций
психологов, могут быть использованы
в консультировании родителей по
проблеме подготовки 6-летних детей
к школе.
Ребенок
дошкольного возраста обладает поистине
огромными возможностями развития
и способностями познавать. В
нем заложена потребность познания
и исследования мира. Ребенку необходимо
помочь развить и реализовать
свои возможности. Но работа по развитию
школьной готовности должна строиться
с учетом возрастных особенностей.
Например, нужно учитывать, что ведущая
мотивация в 6-летнем возрасте – игровая.
Благодаря развивающей работе с учетом
особенностей возраста ребенок переступит
порог школы с уверенностью, учение будет
для него не тяжелой обязанностью, а радостью,
и не будет оснований расстраиваться по
поводу его успеваемости.
Чтобы усилия
по подготовке ребенка были эффективными,
необходимо руководствоваться следующими
принципами.
1. Нeдопустимо,
чтобы ребенок скучал во время занятий.
Если ребенку весело учиться, oн учится
лучше. Интерес – лучший вид мотивации,
он делает детей по-настоящему творческими
личностями и дает им возможность испытывать
удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Дети
дошкольного возраста плохо воспринимают
строго регламентированные, повторяющиеся,
монотонные занятия. Поэтому,
при проведении занятий лучше
выбирать игровую форму.
3. Повторяйте
упражнения. Развитие умственных
способностей ребенка определяется
временем и практикой. Если
какое-то упражнение не получается,
сделайте перерыв, вернитесь к
нему позднее или предложите
ребенку более легкий вариант.
4. Уделяйте
внимание развитию умственных
действий с понятиями. У современной
школы большие требования к
умственному развитию ребенка.
Когда он пойдет в школу,
от него потребуется уметь
обобщать понятия, сравнивать
их, выделять существенное. Это особенно
важно, если ребенок будет учиться
по программам развивающего обучения.
5. Не
проявляйте излишней тревоги
по поводу недостаточных успехов
и недостаточного продвижения
вперед или даже некоторого
регресса. Будьте терпеливы, не
спешите, не давайте ребенку
задания, превышающие его интеллектуальные
возможности.
6. В занятиях
с ребенком нужна мера. Не заставляйте
ребенка делать упражнение, если он вертится,
устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
Постарайтесь определить пределы выносливости
ребенка и увеличивайте длительность
занятий каждый раз на очень небольшое
время. Предоставьте ребенку возможность
иногда заниматься тем делом, которое
ему нравится.
7. Развивайте
в ребенке навыки общения, дух
сотрудничества и коллективизма;
научите ребенка дружить с
другими детьми, делить с ними
успехи и неудачи: все это
ему пригодится в социально
сложной атмосфере общеобразовательной
школы.
8. Избегайте
неодобрительной оценки, находите
слова поддержки, чаще хвалите
ребенка за его терпение, настойчивость
и т.д. Никогда не подчеркивайте
его слабости в сравнении с
другими детьми. Формируйте у
него уверенность в своих силах.
9. Развивайте мелкую моторику
руки и графические навыки
используя занятия с пластилином,
рисованием на листе бумаги, в
развивающих тетрадях, срисовыванием
картинок, вырезанием фигурок ножницами
и т.п.
10. Учить ориентироваться в пространстве
и на листе бумаги.
11. Расширение кругозора через
совместное чтение книг, пересказ
и обсуждение прочитанного, рассматривание
рисунков, формирование познавательного
интереса к окружающему, развитие
интереса к исследованиям природных
явлений и т.п.
12. Формирование правильного представления
о школе, желания идти в школу.
13. Развитие умения сотрудничать
со сверстниками (разыгрывание ситуаций,
посещение различных кружков,
спортивных секций), осознание своих
эмоций и эмоций других людей
чрез рисование, игры, обсуждение
иллюстраций в книгах.
14. Формирование самосознания. Начинайте
«забывать» о том, что ваш
ребенок маленький. Дайте ему
посильную работу в доме, определите
круг обязанностей.
15. Приобщайте ребенка к экономическим
проблемам семьи. Постепенно приучайте
его сравнивать цены, ориентироваться
в семейном бюджете.
16. Научите ребенка делиться
своими проблемами. Обсуждайте конфликтные
ситуации, искренне интересуйтесь
его мнением.
17. Отвечайте на каждый вопрос
ребенка. Только в этом случае
познавательный интерес не иссякнет.
Приучайте искать ответы на
некоторые вопросы самостоятельно.
18. Не стройте ваши взаимоотношения
с ребенком на запретах. Всегда
объясняйте причины, обоснованность
ваших требований, если возможно,
предложите альтернативный вариант.
Учитывая
особенности физического развития
детей взрослым необходимо:
- дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики;
- организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой;
- проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.;
- сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой
готовности к школе педагоги должны
делать на воспитании мотивов достижения
цели:
- не бояться трудностей;
- стремление преодолевать их;
- не отказываться от намеченной цели.
Взрослые должны стремиться к развитию
следующих качеств и характеристик личностной
сферы в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств и эмоций;
- осознания причин появления тех или иных эмоций;
- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии
волевой и эмоциональной готовности
может помочь использование примеров
из сказок и рассказов (чтение художественной
литературы, постановка сказок детского
театра, рассматривание картин, слушание
музыки) [13].
Для формирования мотивационной
готовности к школе необходимо:
- Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
- Практиковать приходы детей – школьников в детские сады.
- Использовать загадки на школьную тему.
- Использовать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
- Создавать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
- Выполнять домашние задания (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, из которых затем можно сделать выставку «Наши папы и мамы – школьники».