Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. От показателей готовности, зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Целью работы является теоретическое изучение психологической готовности детей к школе, которое предполагает выполнение следующих задач:
-обзор научной литературы по изучаемой теме
- выделение логики и структуры выполняемой курсовой работы
- анализ материала и подведение итогов курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………3
1. Общие понятия психологической готовности……………....5
1.1. Личностная готовность …………………………………….……...7
1.2. Интеллектуальная готовность …………………………………….9
1.3. Социально-психологическая готовность ………………………..11
1.4. Эмоционально-волевая готовность ……………………………...12
1.5. Мотивационная готовность.…………………………………...….13
1.6 Физической готовностью ……………………………………....….15
1.7 Речевая готовность ………………………………………….….….16
2. Когнитивное развитие старшего школьника………………...….…19
3. рекомендации и психолого-педагогические методы формирования . готовности к школе.…….………………………………………….…...31
Заключение………………………………………………………..…….33
Список литературы……………………………………………..………34
Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные способности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление, опирается на реальные действия с предметами и их «заместителями».
Высшие формы наглядно образного мышления является итогом интеллектуального развития дошкольника.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новые свойства.
В отечественной психологи при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на суму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [3 с.210]. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Интеллектуальная готовность - важная, но не единственная предпосылка успешного обучения детей в школе
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес
к знаниям, процессу их
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие
тонких движений руки и
Этот компонент
готовности включает в себя формирование
у детей качеств, благодаря которым
они могли бы общаться с другими
детьми, учителями т.е. формирование
у него готовности к принятию новой
социальной позиции - положение школьника,
имеющего круг важных обязанностей и
прав, занимающее иное, по сравнению
с дошкольниками, положение в
обществе. Ребенок приходит в школу,
класс, где дети заняты общим делом,
и ему необходимо обладать достаточно
гибкими способами установления
взаимоотношений с другими
Таким образом,
данный компонент предполагает развитие
у детей потребности в общении
с другими, умение подчиняться интересам
и обычаям детской группы, развивающиеся
способности справляться с
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [9].
Таким образом,
социально-психологическая
Н.Г. Салмина
обращает внимание на уровень сформированности
семиотической функции и
4 Эмоционально-волевая готовность. К концу старшего дошкольного возраста происходит формирование основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.
Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолевать трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Наиболее
значимой из всех сфер психологической
готовности, по мнению ряда ученых (Б.Г.Ананьев,
Л.И.Божович, А.Маслоу, Л.С.Выготский, Дж.
Аткинсон и другие), является сформированность
мотивационной готовности. Именно низкий
уровень мотивационной
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе я выделил еще имотивационую физическую и речевую готовность.
5 Мотивационная готовность.
В работах Л.И.Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них ярко выделяется определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения.[3]
Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И.Божович «выступает новообразование внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности в общении на новом уровне.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы, которые оказывают существенное влияние на поведение. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности - играми, конструированием, трудом и т.д. (то есть деятельность остается той же, но осуществляется она с разнообразными усложнениями). Еще одна важная группа мотивов - установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе. Это делает ребенка особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает нежелание выполнять их требования, правила, установленные ими.
Мотивом
деятельности нередко выступают
мотивы личных достижений, самолюбие
самоуважение. Они проявляются в
притязании детей на главные роли
в играх, на роль отличника в школе,
обидах ребенка или радости при
достижении успехов в нелегком деле,
признании достоинств, а порой
и в приписывании себе не существующих
пока качеств, в капризах. На основании
стремления к самоутверждению у
детей возникает и
Новообразование
«внутренняя позиция школьника»
Психологическая готовность к школе предполагает сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов, сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления). То есть, детей которые соответствуют составленным критериям, можно считать готовыми к школьному обучению. Но, прежде всего, необходимо помнить, что перед «психологической готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разный.
Подводя
итог всему сказанному, перечислим
психологические сферы, по уровню развития
которых судят о
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе я выделил еще и физическую, речевую готовность.
6 Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Достаточная
физическая подготовка предполагает высокий
уровень закаленности и общего физического
развития, бодрое и активное состояние
организма. Сформированные соответственно
возрасту разнообразные движения, двигательные
качества и трудовые навыки должны
сопровождаться соответствующей
Хорошая
закалка помогает не только противостоять
различным неблагоприятным
Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.
К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела – 116 см, масса тела – 22 кг, окружность грудной клетки 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта – ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).
7 Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это: