Психологическая готовность к обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. От показателей готовности, зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Целью работы является теоретическое изучение психологической готовности детей к школе, которое предполагает выполнение следующих задач:
-обзор научной литературы по изучаемой теме
- выделение логики и структуры выполняемой курсовой работы
- анализ материала и подведение итогов курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Общие понятия психологической готовности……………....5
1.1. Личностная готовность …………………………………….……...7
1.2. Интеллектуальная готовность …………………………………….9
1.3. Социально-психологическая готовность ………………………..11
1.4. Эмоционально-волевая готовность ……………………………...12
1.5. Мотивационная готовность.…………………………………...….13
1.6 Физической готовностью ……………………………………....….15
1.7 Речевая готовность ………………………………………….….….16
2. Когнитивное развитие старшего школьника………………...….…19
3. рекомендации и психолого-педагогические методы формирования . готовности к школе.…….………………………………………….…...31
Заключение………………………………………………………..…….33
Список литературы……………………………………………..………34

Вложенные файлы: 1 файл

психологической готовности к обучению в школе .docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

Существуют  следующие методы и средства для  развития готовности в сфере общения:

  • методика обучения выразительным движениям через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений;
  • инсценировка эмоциональных состояний, сознание детьми эмоций, называние их;
  • методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (мимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка);
  • психогимнастика – специальный курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основной акцент в данном курсе делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.

В настоящее  время многие школы организуют так  называемые подготовительные курсы  для будущих школьников. Это очень  хорошее начинине. Можно выделить несомненные плюсы таких занятий:

– ребенок учиться общаться с учителем и детьми;

– ребенок знакомится и привыкает к правилам поведения в школе, на уроке;

– у ребенка начинают формироваться общеучебные навыки: как правильно расположить тетрадь, держать ручку при письме, работать с книгой.

Однако  есть и минусы подобного обучения:

– занятия обычно проходят вечером и вероятность переутомления довольно велика, так как ребенок вынужден посещать курсы после детского сада;

– занятия на курсах чаще всего заканчиваются в мае, а обучение начинается осенью (в сентябре). За три летних месяца (если родители не будут заниматься) ребенок может многое забыть;

– посещая курсы в определенной школе, желательно и в дальнейшем учиться в ней же. Это связано с тем, что ребенок привыкает к особенностям обучения в данной школе.

На мой взгляд, эффективнее всего сочетать посещение подготовительных курсов с занятиями в домашних условиях.

А самое  главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый  труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте  чувство юмора. Помните, что у  вас появилась прекрасная возможность  подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие  его благополучной адаптации  к школе и успешной учебы.

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие  выводы:

  1. Методика Ясюковой Л.А. позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.
  2. Результатами по исследуемой группе можно сказать следующее, что группа в целом готова к обучению в школе. По результатам диагностики в сравнении по половому признаку мальчики готовы 100%, девочки 91% из 20 диагностируемых детей один не готов, а точнее по результатам обследования: скорость переработки информации, развитие внимательности, развитие визуального структурного мышления, развитие зрительно-моторной координации, понятийное интуитивное мышление параметрам показал низкий уровень развития.
  3. Педагоги и родители поставлены в известность о результате выявленных слабых уровнях развития, на основе чего получили рекомендации, на что нужно обратить внимание у ребенка работать над данной проблемой по развитию.
  4. Разработанные рекомендации родителям помогут сформировать у детей, которые показали слабый или средний показатель, улучшить уровни развития детей, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.

 

Заключение

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка  к школьному обучению – это  один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Готовность  к обучению - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление  лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий  зависит во многом от состояния ребенка  в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все  это приходится учитывать психологу  при проведении обследования.

Результаты  тестирования могут помочь во время  заметить нарушения в психическом  развитии дошкольника и правильно  составить коррекционную программу. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит  многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2000.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование 1997.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349
  4. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1994. – 127 с.
  7. Зинченко В., Мещеряков Б. - Большой психологический словарь.
  8. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96.
  9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983. – С. 56
  10. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-1
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология М 1983г.
  12. Вопросы психологии 1983 №4 Ульенкова У. В. : Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе
  13. Вопросы психологии Цукерман 1991 №3 Цукерман Г. А. : Готовность к школе
  14. Хрестоматия по возрастной психологии. – М. 1998



Информация о работе Психологическая готовность к обучению