Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа
В настоящее время проблема переходного периода возрастного развития от младшего школьного к подростковому возрасту остается актуальной и не до конца изученной. Одной из теоретических причин, способствующей развитию данной темы является неопределенность с возрастными границами младшим и средним школьным возрастом.
Если заглянуть в психологический словарь, то можно заметить, что младший возраст определяется как «возраст 7 - 10-летних детей, обучающихся в I – III классах современной советской школы». Там же дается определение подросткового возраста - «это период развития детей от 11 – 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся V – VIII классов».
Введение 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 7
1.1. Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 7
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 12
1.3. Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
Выводы по первой главе 19
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 21
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено 21
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 24
2.3. Пути и способы формирования психологической готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю 33
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 39
Приложение 1 42
Приложение 2 45
Данная методика исследует
уровень опосредованного
Испытуемому необходимо к
каждому слову подобрать
Направлена на изучение уровня внимания и самоконтроля учащихся 3-5 классов. Испытуемому предлагается найти и исправить в тексте ошибки. Для нахождения этих ошибок не требуется знание правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Максимальное содержание ошибок в тексте – 10.
Данный диагностический комплекс включает:
Методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. В данной методик обозначены такие мотивы, как широкие социальные, узколичностные, учебно-познавательные и мотивы избегания неприятностей.
Целью данной проективной методики является оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром и с конкретными людьми в частности.
Переход младшего школьника в среднее звено является психологической проблемой данного возрастного периода. Многие изменения происходят в условиях обучения школьников, их социального окружения, взаимодействия с педагогами и сверстниками.
К новоиспеченному пятикласснику
предъявляются психолого-
Для успешной адаптации к
новой системе обучения младшему
школьнику необходимо оперировать
такой функцией, как мышление. То,
насколько оно будет развито,
будет зависеть и развитие других
психических функций. Также, успешность
адаптации четвероклассника к обучению
в средних классах зависит
от реализации преемственных связей
между начальным общим и
Свидетельством дезадаптации школьников является снижение интереса к обучению успеваемости, неадекватные поведенческие реакции на замечания педагога, нарушения взаимодействия со сверстниками.
На сегодняшний день проблема психологической готовности младших школьников к переходу на новую ступень обучения очень актуальна. Существует множество подходов к изучению данного возрастного периода развития. Разнообразные методики позволяют определить уровень сформированности психологической готовности выпускников младшей школы к переходу в среднее звено. Они, в первую очередь, направлены на выявление уровня интеллектуального развития, мотивационной сферы и социально-личностной зрелости учащихся.
Целью данного эмпирического исследования является выявление психологической готовности младших школьников к переходу на среднюю ступень общего образования в настоящее время.
Объектом в данном исследовании выступает готовность перехода младших школьников в среднее звено. Предметом – взаимосвязь между компонентами готовности – мотивацией учения и учебно-познавательной активностью.
Прежде чем приступить к исследованию, нами было предположено, что между компонентами психологической готовности – мотивацией учения и учебно-познавательной активностью – существует взаимосвязь.
Исследование проводилось среди учащихся четвертых классов в марте 2011 года и включало ряд этапов:
1 этап – подбор диагностических методик, отвечающих целям и задач исследования, подготовка необходимых материалов.
2 этап – выбор репрезентативной группы испытуемых, решение организационных вопросов (время, место проведения исследования и др.)
3 этап – непосредственно эмпирическое исследование в группах испытуемых.
4 этап – количественный
и качественный анализ
Базой эмпирического исследования являлись МОУ Аксайская СОШ Октябрьского района и МОУ СОШ № 78 г. Волгограда.
В исследовании приняли участие 38 выпускников начальной школы, учащихся четвертого класса, из них 20 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 9 до 11 лет.
Исследование проводилось с помощью методик:
Данная методика предназначена для определения уровня познавательной активности ученика.
Цель методики заключается в выявлении меры умственного усилия, направленной на удовлетворение познавательного интереса.
Каждому испытуемому предоставлялся отдельный бланк опроса.
В инструкции испытуемым предлагалось отметить в графе «Выбор ответа» тот вариант суждения, который наиболее им подходит.
Методика проводилась фронтально.
Анкета позволяет выяснить область, на которую распространяется наиболее яркие переживания, содержания учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязаний, положения школьника в системе личных взаимоотношений в классе.
Цель: выявить отношение учащихся к школе, связанные с этим переживания, содержание интересов.
Для ответов каждому школьнику предоставлялся отдельный бланк.
Учащимся предлагалось ответить на вопросы письменно.
Методика проводилась фронтально.
Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методики, можно разделить на:
Цель – выявление доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся.
Материал: набор карточек с формулировками суждений, бланк ответов.
Инструкция к тесту: проводится три серии испытаний.
1 серия – испытуемому
дают карточки, на каждой из
которых написано одно из
2 серия – из тех
же карточек надо отобрать
только 7 карточек, на которых написаны,
по мнению испытуемого,
3 серия – из тех
же карточек надо отобрать
только 3 карточки, на которых написано
особенно важные для
Методика проводилась фронтально.
Результаты и анализ исследования представлены в параграфе 2.2
Для математической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью опросника изучения уровня познавательной активности учащихся Б.К. Пашнева применялась программа Microsoft Office Excel.
С помощью данной программы были подсчитаны выборы испытуемых, совпадающих с «ключом». За каждое совпадение с «ключом» насчитывался 1 балл. Прежде чем приступать к подсчетам совпадений по шкале «Познавательная активность», бланки ответов респондентов подвергались проверке по шкале неискренности.
Возрастной диапазон испытуемых
приходился на 9-11 лет. Согласно количеству
совпадающих ответов при
Из общего числа всех бланков с ответами испытуемых (38) 10,5% школьников (4) превысили показатели по шкале достоверности. Однако, это не может свидетельствовать о явной неискренности в ответах испытуемых. Допускается, что учащиеся не совсем поняли предоставленные вопросы в опроснике. Следовательно, количественной обработке и анализу подверглись 34 варианта заполненных бланков.
Таблица 1.
Познавательная активность учащихся
№ п\п |
Категория вопроса |
Вариант ответа |
Процентное соотношение ответов |
1 |
Уровень сложности заданий |
Легкие |
|
Трудные |
39 % | ||
2 |
Подсказка |
Принимается |
45% |
Отвергается |
|||
3 |
Способ выполнения заданий |
Одним способом |
|
Искать разные способы |
32% | ||
4 |
Вопросы к учителю |
Возникают |
32% |
Не возникают |
|||
5 |
Количество уроков |
Уменьшить |
|
Оставить прежним |
37% | ||
6 |
Учеба вне школы |
Да |
58% |
Нет |
|||
7 |
Отношение к оценке |
Только хорошие отметки |
|
Любые отметки |
55% | ||
8 |
Учебный кружок |
Посещал |
55% |
Не посещал |
|||
9 |
Дополнительная литература |
Пользовался |
55% |
Не пользовался |
|||
10 |
Активность на уроке |
Пассивен |
|
Активен |
50% | ||
11 |
Сосредоточенность |
Сосредоточен |
29% |
Отвлекаюсь |
|||
12 |
Продолжительность перемены |
Увеличить |
|
Оставить прежней |
45 % |
Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено