Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема переходного периода возрастного развития от младшего школьного к подростковому возрасту остается актуальной и не до конца изученной. Одной из теоретических причин, способствующей развитию данной темы является неопределенность с возрастными границами младшим и средним школьным возрастом.
Если заглянуть в психологический словарь, то можно заметить, что младший возраст определяется как «возраст 7 - 10-летних детей, обучающихся в I – III классах современной советской школы». Там же дается определение подросткового возраста - «это период развития детей от 11 – 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся V – VIII классов».

Содержание

Введение 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 7
1.1. Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 7
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 12
1.3. Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
Выводы по первой главе 19
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 21
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено 21
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 24
2.3. Пути и способы формирования психологической готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю 33
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 39
Приложение 1 42
Приложение 2 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяготовая.docx

— 93.62 Кб (Скачать файл)
  • Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев)

Данная методика исследует  уровень опосредованного запоминания, особенностей  мышления.

Испытуемому необходимо к  каждому слову подобрать картинку. Затем, через 40-50 минут,  экспериментатор  в произвольном порядке показывает каждую карточку и просит испытуемого  вспомнить, для какого слова она  выбрана.

  • Методика изучения уровня внимания у школьников (П.Я. Гальперин,   С.Л. Кабылицкая)

Направлена на изучение уровня внимания и самоконтроля учащихся 3-5 классов. Испытуемому предлагается найти и исправить в тексте ошибки. Для нахождения этих ошибок не требуется знание правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Максимальное содержание ошибок в тексте – 10.

  • Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе (программа Т.И. Юферевой)

Данный диагностический  комплекс включает:

  • Анкета «Отношение к школе», которая позволяет выяснить ту область, на которую распространяются наиболее яркие переживания, содержание учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязания.
  • Методика «Счет», выявляющая ориентировку на систему требований как необходимое условие успешности обучения на начальном этапе, уровень сформированности качества устного счета, особенности таких параметров психического развития как память и внимание.
  • Методика «Слова», позволяющая получить представления о некоторых особенностях развития речи учащихся – словарном запасе, имеется возможность оценить спонтанную грамотность, выявляет возможные аффектогенные зоны.
  • Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина)

Методика позволяет выявить  ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной  сфере учащихся. В данной методик обозначены такие мотивы, как широкие социальные, узколичностные, учебно-познавательные и мотивы избегания неприятностей.

  • Тест «Дом – дерево – человек» (предложена Дж. Буком)

Целью данной проективной  методики является оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности  и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений  с окружающим миром  и с конкретными людьми в частности.

Выводы  по первой главе

Переход младшего школьника  в среднее звено является психологической  проблемой данного возрастного  периода. Многие изменения происходят в условиях обучения школьников, их социального окружения, взаимодействия с педагогами и сверстниками.

К новоиспеченному пятикласснику  предъявляются психолого-педагогические требования, направленные, главным  образом, на принятие новой формы  построения учебного процесса, стиля  поведения, самоконтроля и пр. Особый акцент делается на развитии способности  к рефлексии и умении учиться  самостоятельно.

Для успешной адаптации к  новой системе обучения младшему школьнику необходимо оперировать  такой функцией, как мышление. То, насколько оно будет развито, будет зависеть и развитие других психических функций. Также, успешность адаптации четвероклассника к обучению в средних классах зависит  от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

Свидетельством дезадаптации школьников является снижение интереса к обучению успеваемости, неадекватные поведенческие реакции на замечания педагога, нарушения взаимодействия со сверстниками.

На сегодняшний день проблема психологической готовности младших  школьников к переходу на новую ступень  обучения очень актуальна. Существует множество подходов к изучению данного  возрастного периода развития. Разнообразные  методики позволяют определить уровень  сформированности психологической готовности выпускников младшей школы к переходу в среднее звено. Они, в первую очередь, направлены на выявление уровня интеллектуального развития, мотивационной сферы и социально-личностной зрелости учащихся.

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ

2.1 Содержание и организация исследования  психологической готовности младших  школьников к переходу в среднее  звено

Целью данного эмпирического  исследования является выявление психологической  готовности младших школьников к  переходу на среднюю ступень общего образования в настоящее время.

Объектом в данном исследовании выступает готовность перехода младших школьников в среднее звено. Предметом – взаимосвязь между компонентами готовности – мотивацией учения и учебно-познавательной активностью.

Прежде чем приступить к исследованию, нами было предположено, что между компонентами психологической готовности – мотивацией учения и учебно-познавательной активностью – существует взаимосвязь.

Исследование проводилось  среди учащихся четвертых классов  в марте 2011 года и включало ряд  этапов:

1 этап – подбор диагностических  методик, отвечающих целям и  задач исследования, подготовка  необходимых материалов.

2 этап – выбор репрезентативной  группы испытуемых, решение организационных  вопросов (время, место проведения  исследования и др.)

3 этап – непосредственно  эмпирическое исследование в  группах испытуемых.

4 этап – количественный  и качественный анализ полученных  данных.

Базой эмпирического исследования являлись МОУ Аксайская СОШ Октябрьского района и МОУ СОШ № 78 г. Волгограда.

В исследовании приняли участие 38 выпускников начальной школы, учащихся четвертого класса, из них 20 мальчиков и 18 девочек в возрасте от 9 до 11 лет.

Исследование проводилось  с помощью методик:

  1. «Опросник изучения познавательной активности учащихся» Б.К. Пашнева. [25]

Данная методика предназначена  для определения уровня познавательной активности ученика.

Цель методики заключается  в выявлении меры умственного  усилия, направленной на удовлетворение познавательного интереса.

Каждому испытуемому предоставлялся отдельный бланк опроса.

В инструкции испытуемым предлагалось отметить в графе «Выбор ответа»  тот вариант суждения,  который  наиболее им подходит.

Методика проводилась  фронтально.

  1. Анкета «Отношение к школе» Т.И. Юферевой (программа «Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе»).[11]

Анкета позволяет выяснить область, на которую распространяется наиболее яркие переживания, содержания учебных и внеучебных интересов, особенности учебной самооценки и уровня притязаний, положения школьника в системе личных взаимоотношений в классе.

Цель: выявить отношение  учащихся к школе, связанные с  этим переживания, содержание интересов.

Для ответов каждому школьнику  предоставлялся  отдельный бланк.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы письменно.

Методика проводилась  фронтально.

  1. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина)[12]

Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методики, можно разделить на:

    • Широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования).
    • Узколичностные (благополучия и престижа).
    • Учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения).
    • Мотивы избегания неприятностей.

Цель – выявление доминирующих мотивов в мотивационной сфере  учащихся.

Материал: набор карточек с формулировками суждений, бланк  ответов.

Инструкция к тесту: проводится три серии испытаний.

1 серия – испытуемому  дают карточки, на каждой из  которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки  на пять групп: 

  1. В одну отложить все  карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения
  2. Во вторую – просто имеют значение
  3. В третью – имеют небольшое значение
  4. В четвертую – имеют очень малое значение
  5. В пятую – совсем не имеют значения.

2 серия – из тех  же карточек надо отобрать  только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно  важные суждения.

3 серия – из тех  же карточек надо отобрать  только 3 карточки, на которых написано  особенно важные для испытуемого  суждения.

Методика проводилась  фронтально.

Результаты и анализ исследования представлены в параграфе 2.2

2.2 Результаты исследования и их анализ

Для математической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью опросника изучения уровня познавательной активности учащихся Б.К. Пашнева применялась программа Microsoft Office Excel.

С помощью данной программы  были подсчитаны выборы испытуемых, совпадающих  с «ключом». За каждое совпадение с  «ключом» насчитывался 1 балл. Прежде чем  приступать к подсчетам совпадений по шкале «Познавательная активность», бланки ответов респондентов  подвергались проверке по шкале неискренности.

Возрастной диапазон испытуемых приходился на 9-11 лет.  Согласно количеству совпадающих ответов при возрасте 11-12 лет (7 баллов и более) и при  возрасте 9-10 (8 баллов и более) результаты исследования считаются недействительными. Для соотнесения ответов младших школьников со шкалой неискренности мы использовали самый нижний порог – 8 баллов и более. Бланки при таком количестве совпадений в дальнейшем не обрабатывались.

Из общего числа всех бланков  с ответами  испытуемых (38) 10,5% школьников (4) превысили показатели по шкале достоверности. Однако, это не может свидетельствовать о явной неискренности в ответах испытуемых. Допускается, что учащиеся не совсем поняли предоставленные вопросы в опроснике. Следовательно, количественной обработке и анализу подверглись 34 варианта заполненных бланков.

 

 

 

 

Таблица 1.

Познавательная  активность учащихся

№ п\п

Категория вопроса 

Вариант ответа

Процентное  соотношение ответов 

1

Уровень сложности  заданий 

Легкие

 

Трудные

39 %

2

Подсказка

Принимается

45%

Отвергается

 

3

Способ выполнения заданий 

Одним способом

 

Искать разные способы 

32%

4

Вопросы к учителю 

Возникают

32%

Не возникают 

 

5

Количество уроков

Уменьшить

 

Оставить прежним 

37%

6

Учеба вне школы 

Да 

58%

Нет

 

7

Отношение к оценке

Только хорошие отметки 

 

Любые отметки 

55%

8

Учебный кружок

Посещал

55%

Не посещал 

 

9

Дополнительная литература

Пользовался

55%

Не пользовался 

 

10

Активность на уроке 

Пассивен 

 

Активен

50%

11

Сосредоточенность

Сосредоточен 

29%

Отвлекаюсь 

 

12

Продолжительность перемены

Увеличить

 

Оставить прежней 

45 %

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено