Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема переходного периода возрастного развития от младшего школьного к подростковому возрасту остается актуальной и не до конца изученной. Одной из теоретических причин, способствующей развитию данной темы является неопределенность с возрастными границами младшим и средним школьным возрастом.
Если заглянуть в психологический словарь, то можно заметить, что младший возраст определяется как «возраст 7 - 10-летних детей, обучающихся в I – III классах современной советской школы». Там же дается определение подросткового возраста - «это период развития детей от 11 – 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся V – VIII классов».

Содержание

Введение 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 7
1.1. Требования, предъявляемые к школьнику при переходе на вторую ступень общего образования 7
1.2 Психологическая готовность как фактор успешной адаптации к обучению на второй ступени общего образования 12
1.3. Проблема оценки готовности к переходу в среднее звено: методический инструментарий 16
Выводы по первой главе 19
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 21
2.1 Содержание и организация исследования психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено 21
2.2 Обработка полученных результатов, их анализ. 24
2.3. Пути и способы формирования психологической готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю 33
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 39
Приложение 1 42
Приложение 2 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяготовая.docx

— 93.62 Кб (Скачать файл)

- учет психологических  закономерностей развития детей  на рубеже младшего школьного и подросткового возраста;

- внедрение специальной  системы психолого-педагогических мероприятий, обусловленных спецификой переходного периода, как в школе, так и в семье;

- реализация педагогами  и родителями в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода к учащимся;

- психолого-педагогическое  сопровождение младших школьников  в канун перехода в основную  школу;

- преемственность в учебно-воспитательной  работе учителей начальных классов  и учителей-предметников.

В ходе нашего исследования было выявлено, что большинство детей  сталкиваются с такой  проблемой, как негативное отношение к определенным предметам учебного цикла. На это  стоит обратить внимание педагогам-предметникам при разработке учебных планов. Необходимо  внедрение новых форм и методов проведения урока, различных способов поощрения и оценки учащихся.

Очень часто в коллективе класса образуется неблагоприятный  психологический климат, что также  может повлиять на уровень обучаемости школьников. Педагогу следует применять такие формы организации, при которых каждый член ученического коллектива будет не только включен в совместную деятельность, но и при этом активно взаимодействовать с каждым из одноклассников.

Трудности, возникающие в  связи с увеличением нагрузки, для младшего школьника могут  обратиться в серьезные проблемы, связанные с ухудшением физического  и психического состояния учащегося. Для предотвращения возможных проблем желательно снисходительное отношение со стороны педагогов, постепенное увеличение количества домашних, самостоятельных заданий, что позволит вчерашним младшим школьникам более успешно включиться в новый для них образовательный процесс.

Огромную поддержку в  процессе адаптации младшим школьникам, несомненно, оказывают родители.

Родителям, в первую очередь, необходимо обращать внимание на создание оптимальных условий развития младших  школьников на данном возрастном этапе. Учитывая возможность возникновения  нарушения психического дисбаланса, они должна стараться создавать  атмосферу эмоционально-положительную, дружелюбную. Необходимо дать понять ребенку, что родитель для него – лучший друг и советчик.

Не следует запугивать ребенка трудностями, как и давать неоправданный оптимистический настрой на будущую деятельность. Всё это может перейти при малейших неудачах в боязнь и неуверенность в себе.

Также эффективность работы по формированию психологической готовности учащихся будет наблюдаться в  том случае, если педагог и родитель будут действовать совместно. 

Необходимо усилить работу по пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей. Целесообразно практиковать различные формы работы учителя с семьей:

  • индивидуальные (посещения семьи, индивидуальные консультации в школе и дома);
  • групповые (обсуждение вопросов с группой родителей, групповые консультация и др.);
  • коллективные (классные родительские собрания, психолого-педагогические семинары для родителей, родительские конференции).

Родителям следует помнить, что, сотрудничая со школой, они помогают своему ребенку избежать в 5 классе многих трудностей.

Выводы  по второй главе

В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что на сегодняшний  день выпускники начальной школы  имеют средний уровень психологической  готовности к переходу на новую ступень обучения. Учащиеся стремятся к переходу в 5 класс, проявляют мотивацию к учению, но это возникает из-за стремления получения одобрения, престижа, признания, похвалы учителей и родителей, чем понимания необходимости обучения и достижения наилучших результатов в учебе. Вследствие низкого уровня мотивации к достижениям успехов в учебной деятельности наблюдается снижение уровня познавательной активности учащихся, на что необходимо обратить внимание педагогам-предметникам.

Выпускники начальной  школы уже сейчас испытывают затруднения  по определенным дисциплинам учебного цикла, проявляют к ним негативное отношение.

Учащиеся не активно включаются в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, не ставят своей целью сосредоточение на нем. В свободное от учебы время  младшие школьники занимаются разнообразной  деятельность, которая имеет незначительную связь с процессом обучения – играют в футбол, в компьютерные игры, гуляют с друзьями и пр.

В стиле и характере  поведения выпускников начальной  школы наблюдается стремление к  выделению себя среди окружающих, возможности занять более выгодное авторитетное положение.

Наименьшее внимание уделяется  социальным мотивам, что говорит  об уклонении учащихся от возникающих  трудностей, они чаще стремятся к  избеганию неудач и получению  похвалы и поощрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период перехода из начальной  школы в основную является важным этапом в развитии личности школьника.

В это время ученик открывает  для себя новые знания, ценности, является участником новой формы  коммуникативного взаимодействия.

Адаптация учащихся к новым  условиям обучения способствует успешному  овладению различного рода деятельностью, преодолению возникших трудностей, создает условия для оптимального функционирования личности.

Психологическая готовность младших школьников в среднее  звено – главный фактор успешной адаптации. Сформированность этой готовности позволяет учащимся овладеть новой социальной ситуацией развития, активизировать школьную жизнь, сделать ее более результативной, яркой, творческой.

 Возникающие трудности  переходного этапа, следовательно,  могут привести к возникновению  различных дезадаптаций, снижению успеваемости и желания учиться. Помимо этого, наблюдаются различные личностные нарушения -  неуверенность, раздражимость, заниженная самооценка.

Основными качествами, способствующими  успешной адаптации к новому образу жизни, являются:

  • «Умение учиться» - мотивация к учению, достижения в учебе, знания, умения, навыки, приобретенные младшими школьниками в начальной школе;
  • Развитие психических познавательных процессов – повышают результативность познавательной деятельности ученика, успешное усвоение материала;
  • Развитие личностных качеств, Я-концепция – личная мотивация к учению, стремление к взаимодействию, эмоционально-положительное восприятие системы своих отношений.

Результаты проведенного исследования показывают, что уровень  психологической готовности  младших  школьников к переходу на новую ступень  обучения находится в удовлетворительном состоянии. Большинство выпускников  начальной школы не проявляют  познавательной активности, не стремятся  к получению новых знаний, не ставят перед собой цель  сосредоточения на учебном материале.

Основными движущими мотивами младших школьников являются мотивы благополучия и престижа. Учащиеся стремятся к завоеванию более  выгодного положения среди сверстников  и получения одобрения у учителей и родителей.

Наблюдается взаимосвязь  между уровнем мотивацией учения и познавательной активностью выпускников  начальной школы. Чем ниже уровень  мотивации к учебно-познавательному  благополучию, тем хуже присутствует познавательная активность.

Это доказывает предположенную гипотезу о наличии взаимодействия между компонентами психологической  готовности – мотивации и познавательной активностью.

На это необходимо обратить внимание педагогу при работе с детьми. Использовать различные методы, приемы и пути повышения мотивации младших школьников к учебной деятельности для преодоления для преодоления возможных трудностей, что будет способствовать успешной адаптации к новой системе обучения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Просвещение, 1998. – 298 с.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе./М.: изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  4. Бурменская Г.В Возрастно-психологическое консультирование. [электронный варант]
  5. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников//Вопросы психологии, 1987, №2. с.40-47
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/Спб.: Союз, 1997. – 220 с.
  7. Давыдов В.В Психическое развитие в младшем школьном возрасте
  8. Давыдов В.В. Психологический словарь
  9. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней//Вопросы психологии. 1997. №1, с.3-18
  10. Драгунова Т. В. Психические особенности подростка
  11. Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе /Программа Т. И. Юферевой/ Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной, с. 118-122
  12. Изучение мотивационной сферы учащихся . Методика М. В. Матюхиной[электронный ресурс].Режим доступа: http://vseyesti.ru. Дата выхода: 15.03.2011 г. 
  13. Информационное письмо «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную»
  14. Кинг Ф. Методы психологической диагностики. – Вып.1. Пер.с англ. / М., 1993. /
  15. Краковский А.П. Трудный возраст (о психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»)/М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
  16. Крылова Т. А. Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу// Справочник заместителя директора школы,  2009 г.   № 6
  17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. возрастная психология. / М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с
  18. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе/Псков, 2004.
  19. Немов Р. Методы психодиагностики младших школьников и подростков/Психология. Психодиагностика. Кн.3
  20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
  21. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников/М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  22. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь[электронный вариант]
  23. Обухова Л.Ф. Подростковый возраст в свете разных концепций / Возрастная психология
  24. Общение и формирование личности школьника / под ред. А. А Бодалева
  25. Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного психолога/ Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317 с.
  26. Пиаже Ж. Теория Пиаже/Ж. Пиаже// История зарубежной психологии (30-60 – е гг. XX в.). Тексты/ под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 196. С. 232 – 292
  27. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов
  28. Прихожан А. М. Пятиклассники [электронный вариант]
  29. Сайко В.Д. Ценостные ориентации детей при переходе в младший школьный возраст//Вопросы психологии, 1986, №2. С.67-74
  30. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка// Вопросы психологии, 1983 г. № 1 С. 33-42
  31. Цукерман Г. А. Десяти – двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии.//Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17 – 31.
  32. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема //Вопросы психологии, 2001 г. С. 19-34
  33. Эльконин Д.Б.  Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников/ Избранные психологические труды

Приложение 1

Инструкция: прочитайте приведенные  ниже вопросы. На листе для ответов  в графе «Выбор ответа» отметьте  варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.

Вопрос 

Вариант ответа

Выбор

1

Тебе нравиться выполнять 

Легкие учебные задания 

 

Трудные задания 

 

2

Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?

Да 

 

Нет

 

3

По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?

Да 

 

Нет

 

4

Ты когда – нибудь опаздывал на занятия?

Да 

 

Нет

 

5

Тебе больше нравиться выполнять  учебное задание 

Одним способом

 

Искать разные способы решения 

 

6

Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание?

Да 

 

Нет

 

7

У тебя возникают вопросы к учителю  по ходу его объяснения учебного материала?

Да 

 

Нет

 

8

Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив уроки?

Да 

 

Нет

 

9

Хотел бы ты, что бы было меньше уроков в школе по основным предметам?

Да 

 

Нет

 

10

Ты вспоминаешь дома во время  занятия другим делом о том  новом, что узнал на уроках?

Да 

 

Нет

 

11

Ты всегда выполняешь то, о чем  просит тебя учитель?

Да 

 

Нет

 

12

Некоторые ученики считают, что  нужно ставить только самые хорошие  оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?

Да 

 

Нет

 

13

Если ты начал читать какую –  то книгу, то обязательно дочитаешь  ее до конца?

Да 

 

 Нет 

 

14

Ты когда-нибудь пользовался подсказкой?

Да 

 

Нет

 

15

Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок?

Да 

 

Нет

 

16

Ты завидуешь иногда тем ребятам, которые учатся лучше тебя?

Да 

 

Нет

 

17

Радуешься ли ты своим успехам в  школе?

Да 

 

Нет

 

18

Ты ищешь ответы на вопросы, возникающие  на уроках не только в учебниках, но и в других книжках (энциклопедии, словари)?

Да 

 

Нет

 

19

Ты всегда внимательно слушаешь все объяснения учителя на уроке?

Да 

 
 

Нет

 

20

Тебе нравиться, если тебя редко  вызывают на уроках?

Да 

 

Нет

 

21

Когда ты занимаешься на уроке интересным учебным заданием, трудно ли тебя отвлечь  каким-нибудь другим интересным, но посторонним  делом?

Да 

 

Нет

 

Информация о работе Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено