Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть влияние психологии на работу специалиста в сфере социально-культурного сервиса, выявить её влияние на деятельность организации в целом.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотрение основных теоретических аспектов психологии и культуры сервиса;
изучение работы с клиентом;
анализ роли культуры сервиса в успехе предприятия на примере работы гостиницы «Астана-Триумф» .
Введение
3
1
Сущность и значение культуры сервиса для развития организации
1.1
Понятие психологии
5
1.2
Определение социально-культурного сервиса
6
1.3
Основные составляющие качественного сервиса
9
2
Психологическая культура и особенности сервисной деятельности
2.1
Психология сервиса
13
2.2
Роль культуры сервиса в успехе предприятия
17
3
Этика делового общения в сервисной деятельности
3.1
Этические основы
22
3.2
Процессы повышения культуры и качества сервиса
26
Заключение
29
Список использованной литературы
31
Система обучения персонала является комплексной, т. е. уделяется внимание не только обучению персонала стандартам обслуживания клиентов, но и обучению техническим знаниям о товаре/услуге, правилам торговли, работы на предприятии.
На основании вышеизложенного можно сказать, что гостинице удалось создать высокую культуру сервиса, в результате чего она имеет имидж предприятия, лучшего по культуре сервиса в отрасли, получая выгоды в виде лояльных клиентов. Наличие большого числа клиентов говорит о важности и решающей роли культуры сервиса для любого предприятия любой отрасли. Но культура сервиса – это категория над формированием которой нужно постоянно работать.
Для повышения культуры сервиса в гостинице проводится комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества услуг и на достижение конкурентных преимуществ.
Таблица 2 Комплекс мероприятий направленных на улучшение качества услуг
1. |
подготовка комплекта нормативной и методической документации, определяющей требования к качеству услуг, предоставляемых клиентам и арендаторам; |
2. |
выработка рекомендаций по доведению качества имеющейся номенклатуры услуг до уровня требований, соответствующих предлагаемым стандартам; |
3. |
разработка мероприятий по поддержанию стандартов обслуживания и улучшению качества предоставляемых услуг; |
4. |
разработка совместно с отделом маркетинга «Программы повышения качества»; |
5. |
организация работы по контролю качества обслуживания; |
6. |
организация систематических проверок по контролю качества оказываемых услуг; |
7. |
обработка и анализ информации, отражающей качество оказываемых услуг; осуществление мониторинга мнений клиентов и арендаторов о номенклатуре и качестве оказываемых услуг; |
8. |
разработка эффективного механизма административного и экономического влияния на деятельность подразделений в зависимости от соблюдения ими требований качества обслуживания; |
9. |
выработка предложений
по повышению квалификации работников,
проведение анализа действующих
должностных инструкций и квалификационных
требований, предъявляемых к работникам
(совместно с |
10. |
оказание содействия отделу кадров по проведению стажировки практикантов - выпускников специализированных гостиничных ВУЗов; |
3.1 Этические основы
Реализуя себя в качестве производителя, менеджер находится в постоянной коммуникации: руководит подчиненными или же сам выполняет указания руководства, общается с коллегами, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, обслуживает клиентов, потребителей и т. п. От того, насколько грамотно он это делает, зависит эффективность его работы, успех дела в целом, а значит, и его материальное благополучие и эмоциональная удовлетворенность.
Специалист по сервису должен опираться в своей деятельности, в частности, на знание общечеловеческих потребностей. В основе любого действия человека лежит некое желание, неудовлетворенная потребность, которая мотивирует (побуждает) его к определенной форме поведения. Специалист по сервису должен выявить и удовлетворить эту потребность. В результате этого возникают деловые контакты, которые носят нравственно-психологический характер. Знание психологии способствует мотивации поведения и обеспечению влияния на поведение лиц.
Общение — важнейшая форма взаимодействия людей. Процессы общения у большинства людей занимают до 70 % времени, а работники сервиса на различные виды общения тратят в среднем 80 % своего рабочего времени. В процессе общения люди передают друг другу свои идеи. Между ними устанавливается обратная связь, в их поведение вносятся определенные коррективы
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение или реализацию некой проблемы. В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего ставятся конкретные задачи, но не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
Общение отличается и по содержанию, и по форме. Форма общения — это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.
Рассмотренные выше профессиональные и психологические аспекты сервисной деятельности тесно переплетаются с этикой. Сервисная деятельность, как и любая другая, регулируется государственно-правовыми, культурными и нравственными нормами.
Первое означает, что поступки и решения человека находятся в пределах законов, установленных государством, и соответствуют общественно-политическому устройству страны. Второе означает, что человек осуществляет свою деятельность в определенных культурно-исторических условиях, что отражается на выборе методов и средств деятельности. Третье предполагает, что человек в своих действиях и поступках ориентируется на определенные ценности. Первая и вторая группа норм существует объективно, то есть независимо оттого, признает ли человек их существование и имеет ли желание следовать им. Ценностные же ориентации трактуются человеком субъективно в зависимости от его интеллектуального, культурного развития и психологической зрелости. Здесь возникает вопрос о степени обязательности следования тем или иным моральным принципам.
Этика — это философская наука о морали. Мораль, или нравственность, — совокупность норм, регулирующих межличностные отношения. Мораль относится к наиболее значимым формам общественного сознания. В обществе она выполняет следующие функции:
- регулятивную: мораль регулирует отношения между людьми, обеспечивает управление общественными отношениями;
- воспитательную: посредством воспитания нравственный опыт передается из поколения в поколение, формируя национальной тип личности и обеспечивая сохранение культурной традиции;
- познавательную: моральный облик является основной составляющей личности и включает в себя представления человека о цели и смысле жизни, понимание человеком своего долга и необходимых нравственных качеств;
- мировоззренческую: мораль является частью общих взглядов личности на содержание и характер социальных отношений.
Пониманию того, где место этики в сервисе, может помочь следующая формула (1):
Эсд = Эн +Эп +Эд, (1)
где Эсд — этика сервисной деятельности; Эн — нормативная этика; Эп — профессиональная этика; Эд — деловая этика.
Схематически это представлено на рис 1. Треугольник образуют вершины, которые иллюстрируют три основные группы участников сервисной деятельности — три «П»: профессионалы (специалисты) — П1, потребители (покупатели) — П2, партнеры (клиенты) — ПЗ. В основе поведения лиц, осуществляющих сервисную деятельность, лежит нормативная этика.
Нравственные качества работника рассматриваются как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек — человек», так как деятельность представителей этих профессий означает «вторжение» во внутренний мир человека и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение и создает следующую логическую последовательность.
Рисунок 1 – Место этики сервисной деятельности
Конкретные нравственные нормы профессиональной деятельности закрепляются в профессиональных кодексах. Профессиональный кодекс (ПК) — это фиксированные правила поведения (образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, являющийся оптимальным с точки зрения осуществления профессиональной деятельности.
Для разработки профессионального кодекса специалиста по сервисной деятельности необходимо определить ее специфику. В связи с тем, что специфика сервисной деятельности заключается в предоставлении потребителям и партнерам различного рода услуг, конкретные положения кодекса должны регламентировать:
- качество оказания услуг (соответствие цены и качества, квалифицированность, использование инновационных технологий и т. п.);
- форму оказания услуги (удобство, скорость, соответствие юридическим и моральным законам, индивидуальный подход и т. п.);
- профессиональный и культурный уровень специалиста, оказывающего услугу (компетентность, вежливость, тактичность, корректность, аккуратность и т. п.).
Положения, отражающие данные требования, будут составлять одну из частей кодекса (специальную). Остальные части, которые могут быть включены в кодекс, будут содержать положения, касающиеся деловой активности специалиста вообще: это принятые правила поведения в данной организации, декларация целей и задач фирмы, понимание цивилизационных форм взаимоотношений — внутренних (с коллегами и администрацией) и внешних (с партнерами и потребителями), описание систем поощрений и порицаний, внешний облик специалиста и др.
В современном обществе этикет становится более упрощенным, свободным, естественным и выражает общие требования вежливости, такта и любезности. Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют место и некоторые национальные и корпоративные особенности.
Законы этики в целом рассматривают проблему в более широком плане, тем не менее, знание принципов и норм этикета благотворно влияет на коммуникацию и позволяет избежать конфликтов.
Разновидностью
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться организации и их члены в своей деятельности в сфере управления и предпринимательства.
Таким образом, если рассматривать сервис как согласованную деятельность отдельно взятых личностей, то часть нравственных регламентации будет проистекать из норм общечеловеческой и персональной этики. Если сервисную деятельность рассматривать как вид деловой активности (предприимчивости) человека, то проблемы нравственного выбора скорее будут решаться в рамках этики рынка (этики делового общения). Если же рассматривать сервис как форму трудовой деятельности, то вопросы морали будут находиться в плоскости профессиональной этики.
3.2. Направления повышения культуры сервиса
Процессы повышения культуры и качества сервиса иногда зарождаются сами, естественным путем. Но устойчивость им дает правильно внедренная система культуры сервиса. Сегодня практика часто идет впереди теории. Операторы отечественного рынка стремятся улучшить сервис в своих структурах сообразно своему пониманию. И нередко достигают высоких результатов в обеспечении качественного обслуживания. Наработанный разрозненный опыт требует обобщения и распространения, потому что в комплексе находки удачливых могут работать на успех многих. Главное здесь - системный подход.
Таблица 3 Методы, подходы повышения культуры сервиса
Соблюдение основных и наиболее важных принципов современного сервиса |
максимальное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей и характеру потребления; |
неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами; | |
гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, предпочтений потребителей туруслуг. | |
Создание необходимых условий для персонала, призванного обеспечить качественный сервис. |
эргономичность рабочих мест; |
четкая формулировка правил, обязательных для исполнения каждым сотрудником; | |
четкая система оценки качества работы каждого сотрудника, позволяющая объективно измерять количественно и качественно эффективность сервиса, особенно таких слабо поддающихся учету элементов, как доброжелательность и вежливость; | |
мотивация персонала,
его искренняя | |
система повышения квалификации персонала. |
Информация о работе Психологическая культура и особенности сервисной деятельности