Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследовать интроверсию-экстраверсию как социально-психологическое свойство личности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть представления об интроверсии и экстраверсии в современной психологии. 2. Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения. 3. Подобрать методику эмпирического исследования. 4. Провести эмпирическое исследование у испытуемых. 5. Сделать выводы о эмоциональном состоянии испытуемых.
6. Сформулировать выводы по работе.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Теоретически основы изучения интроверсии и экстраверсии в современной психологии.
1.1. Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»…………………...………………………………………………..5
1.2. Психологические теории исследования экстраверсии и интроверсии… 9
1.3. Отличительные особенности экстравертов и интровертов….…………...11
Глава II. Эмпирическое исследование психологических характеристик интроверсии и экстраверсии.
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования ……..……………………………..17
2.2. Методика исследования…………………………………………………….17
2.3. Результаты исследования…………………………………………………...22
2.4. Обработка результатов исследования……………………………………..22
2.5. Обсуждение результатов…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. А. ШОЛОХОВА

 

 

 

 

 

 

Факультет психологии и управления человеческими ресурсами

Кафедра общей и практической психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Общая психология»

Психологическая характеристика интроверсии и экстраверсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

дневного отделения

факультета психологии


 

 

Научный руководитель:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Теоретически основы изучения интроверсии и экстраверсии в современной психологии.

1.1. Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»…………………...………………………………………………..5

1.2. Психологические теории исследования экстраверсии и интроверсии… 9

1.3. Отличительные особенности экстравертов и интровертов….…………...11

Глава II. Эмпирическое исследование психологических характеристик интроверсии и экстраверсии.

2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования ……..……………………………..17

2.2. Методика исследования…………………………………………………….17

2.3. Результаты исследования…………………………………………………...22

2.4. Обработка результатов исследования……………………………………..22

2.5. Обсуждение результатов…………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………27

Приложение……………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы. Актуальность темы исследования состоит в том, что экстраверсия — интроверсия (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира. Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» были введены К. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, «подобно магниту», притягивают к себе интересы, «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает высшую ценность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Наиболее интенсивная  разработка рассматриваемых проблем  осуществлялась в факторных теориях  личности (Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.), в которых она рассматривалась  не в плане типов личности, а  как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии и интроверсии у конкретного субъекта.

Тем не менее, данная тема в последнее время не вызывает пристального внимания исследователей в области психологии и требует  дальнейшего изучения.

Исходя из этого, были определены цель и задачи исследования.

Цель – исследовать интроверсию-экстраверсию как  социально-психологическое  свойство  личности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть представления об интроверсии и экстраверсии в современной психологии.

2. Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения.

3. Подобрать методику эмпирического исследования.

4. Провести эмпирическое исследование у испытуемых.

5. Сделать выводы о эмоциональном состоянии испытуемых.

     6.   Сформулировать выводы по работе.

 

Объект исследования – личность человека.

Предмет исследования – социально-психологические свойства личности.

Гипотезы:

-  студенты, принимавшие  участие в исследовании, в основном  будут экстравертами;

-    у студентов   будет преобладать устойчивое  эмоциональное состояние.

Методика исследования: Тест-опросник Г. Айзенка.

Новизна  исследования  состоит в том, что исследование проведено на студентах психологах, живущих в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Глава. Теоретически основы изучения интроверсии и экстраверсии в современной психологии.

1.1. Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия».

Интроверсия—экстраверсия  — распространённое в психологии основание категоризации или  измерения черт личности. Термины  интроверсия и экстраверсия впервые  были введены Карлом Юнгом, хотя их распространённое понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения. Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении, в то время как интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Фактически все комплексные теории личности содержат эти характеристики в разной форме.

Экстраверсия  и интроверсия обычно рассматриваются  как единое пространство измерений. Поэтому высокие показатели одной  характеристики подразумевают низкие показатели другой. Карл Юнг и авторы типологии Майерс-Бриггс трактуют понятия по-разному и предполагают, что каждому свойственны черты экстраверсии и интроверсии с преобладанием одних над другими. Скорее фокусируясь на межличностном поведении, Юнг однако определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содежание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир).

В любом случае, люди всё время неустойчивы в  своём поведении, и даже ярко выраженные интроверты и экстраверты не всегда следуют поведению своего типа.

Психологии  известно два противоположных типа личности: экстраверты и интроверты.

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов  Карл Густав Юнг ставит направление  движения либидо. Согласно К. Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний  мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что, в сущности, схожие концепции этих авторов различаются по причине различной верности их авторов. Если первый, по Юнгу, является интровертом, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия—интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной  модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными  исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал  наиболее раннее толкование данного  термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Эмери), и др.

Впоследствии  экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» или HEXACO.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также  в типологии Майерс-Бриггс, в соционике  и ряде других современных опросников и диагностических методик, где  их толкование имеет свою специфику.

Итак, отталкиваясь от вышесказанного, дадим полноценное определение экстраверсии и интроверсии.

Экстраверсия - (англ. extraversion; от лат. extra — вне + versae, versie — поворот; букв.: обращенность вовне) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Как думает Экстраверт: «Мое истинное призвание — общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Экстраверсия рассматривается как противоположность интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Шкала Экстраверсии объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти, если говорить терминами некоторых российских авторов, и формально-динамические, и стилевые, и содержательные личностные свойства. Тем не менее, существует устойчивая традиция трактовать Экстраверсию как свойство темперамента.

Экстраверт  – это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Это индивидуально-психологический тип человека, для которого характерны активность в общении; склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений на внешний мир и окружающих людей. Экстраверт испытывают потребность в новых учебных речевых ситуациях, стремятся к доминированию в общении, стараются использовать новые слова и выражения, любят групповые занятия, игры.

Интроверсия - (англ. introversion; от лат. intro — внутрь + versae, versie — поворот; букв.: обращенность во внутрь) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени Интроверсии характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. Интроверсия рассматривается как противоположность экстраверсии.

 Интроверт  — человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Экстравертам  и интровертам присуща разница  в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более  декоративную одежду, в то время  как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду. Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты. Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия.

Люди сложны и уникальны, и так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное  пространство измерений, люди могут  иметь совокупность характеристик  обоих типов. Человек, который ведёт  себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот).

1.2. Психологические теории исследования экстраверсии и интроверсии.

Введение  К. Г. Юнгом экстраверсии-интроверсии положило начало ни одной психологической теории. Многие известные психологи, опираясь на эти понятия, написали научные труды.

Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом. Свои исследования базовых признаков личности Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат, — групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа, было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии. В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных, в конечном счете, биохимическими процессами. Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения:

Информация о работе Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии