Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:51, курсовая работа
Цель – исследовать интроверсию-экстраверсию как социально-психологическое свойство личности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть представления об интроверсии и экстраверсии в современной психологии. 2. Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения. 3. Подобрать методику эмпирического исследования. 4. Провести эмпирическое исследование у испытуемых. 5. Сделать выводы о эмоциональном состоянии испытуемых.
6. Сформулировать выводы по работе.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Теоретически основы изучения интроверсии и экстраверсии в современной психологии.
1.1. Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»…………………...………………………………………………..5
1.2. Психологические теории исследования экстраверсии и интроверсии… 9
1.3. Отличительные особенности экстравертов и интровертов….…………...11
Глава II. Эмпирическое исследование психологических характеристик интроверсии и экстраверсии.
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования ……..……………………………..17
2.2. Методика исследования…………………………………………………….17
2.3. Результаты исследования…………………………………………………...22
2.4. Обработка результатов исследования……………………………………..22
2.5. Обсуждение результатов…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………27
1.3. Отличительные особенности экстравертов и интровертов.
Основоположник данной теории Карл Густав Юнг считал, что экстраверсия и интроверсия - врожденные свойства, имеющие физиологическое обоснование. Современная наука подтвердила правильность его интуитивных догадок. Он утверждал, что лучше всего мы можем адаптироваться в этом мире, передвигаясь по континууму от интровертного к экстравертному краю спектра, когда нам это понадобится. По мнению Юнга, помимо крайностей, можно находиться в любой точке континуума, и это вполне нормально. Однако нас всегда тянет в одном направлении сильнее, чем в другом. У всех есть «комфортная ниша», где мы функционируем наилучшим образом.
Юнг полагал, что
ребенку будет нанесен
Тем не менее Юнг указывал, что для нас доступны и другие точки континуума. И способность передвигаться по нему может улучшить осознание нами всего процесса. Юнг считал, что если человек функционирует вне своей естественной ниши (экстравертной или интровертной): расходуется дополнительная энергия, а новая не вырабатывается. Но если научиться накапливать энергию и таким образом создать ее запас, то его можно эффективно использовать и в менее естественной для себя среде. Базовые отличия интровертов от экстравертов состоят в следующем.
Главное, что отличает интроверта от экстраверта, — источник энергии. Экстраверты заряжаются энергией от внешнего мира — действий, людей, мест и вещей. Они расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо чередовать время, когда они особенно активны, с интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности.
Экстраверты легко самовыражаются, нацелены на результат, обожают толпу и действие. Большинство из них любят общаться, заниматься какой-то деятельностью, работать с людьми, быть в гуще дел и событий. Вопреки распространенному мнению, у них вовсе не обязательно легкий и веселый характер, просто фокус их внимания всегда находится вне их личности.
Экстраверты легко тратят энергию и часто не могут остановиться. Они быстро восстанавливают силы, занявшись чем-то вне дома, организовав активный досуг.
Экстраверты могут испытывать одиночество и чувствовать себя опустошенными, когда не контактируют с людьми или внешним миром. Им часто трудно расслабиться и дать своему организму отдохнуть.
Интроверты, со своей стороны, источник энергии находят в своем внутреннем мире идей, эмоций и впечатлений. Вопреки сложившемуся о них мнению, это вовсе не обязательно тихие или замкнутые люди. Просто фокус их внимания — внутри собственной личности. Им нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией.
Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, будто чего-то «чересчур много». Это может проявляться в нервозности или, наоборот, апатии. Поэтому интровертам необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее им нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем пребывания в социуме, иначе они могут потерять видение перспективы, отношения с окружающими и вообще связи с внешним миром.
Интроверты, способные уравновесить свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, умеют смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и креативно работать.
Следующее различие между интровертами и экстравертами — их ощущение внешнего возбуждения и реагирование на внешние раздражители. Экстравертам комфортно в атмосфере постоянного действия. Экстраверты любят испытывать больше эмоций и новых впечатлений, интроверты же любят больше знать о том, что они испытывают. Для интровертов характерна высокая степень внутренней активности, и все, что исходит из внешнего мира, очень быстро повышает уровень их напряжения.
Интроверты, нередко даже
не понимая почему, пытаются регулировать
чувство напряжения посредством
ограничения поступления
Само нахождение среди других людей уже перевозбуждает интровертов. Энергия уходит из них, когда они находятся в толпе, учебной аудитории или в шумной, давящей на нервы обстановке. Люди могут им очень нравиться, но, поговорив с одним человеком некоторое время, интроверты обычно испытывают острое желание уйти, сделать перерыв, "глотнуть воздуха".
Экстравертам тоже нужны перерывы, но по другим причинам. Например, если они отправляются в библиотеку, то очень недолго пребывают в состоянии познания (внутренний процесс) и вскоре начинают испытывать потребность прогуляться между стеллажами, подойти к торговым автоматам, поговорить с людьми (внешний процесс). Перерывы в общении могут усилить возбуждение у экстравертов и уменьшить его у интровертов. Экстраверты чувствуют потребность зарядиться тем больше, чем больше чувствуют недостаток возбуждения внутри.
Третье различие между экстравертами и интровертами — восприятие понятий широты и глубины. В целом экстраверты предпочитают широкий размах: иметь много друзей, впечатлений, разбираться во всем понемногу, быть универсалами. То, что они познают из окружающей среды, как правило, не углубляется при переработке полученного опыта.
Интроверты предпочитают глубину и ограничивают впечатления, зато в каждом доходят до самых истоков. У них обычно мало друзей, зато очень близких. Их ум поглощает информацию из окружающей среды, а затем анализирует и расширяет ее. Интровертам нравится исследовать предмет, доходя до самых корней, они ищут «богатства» немногих впечатлений, а не разнообразия. Им достаточно обсуждать в разговоре одну две темы, иначе им начинает казаться, что они переполнены мыслями.
Итак, основные отличия между экстравертом и интровертом.
Экстраверт:
Интроверт:
Простейший способ диагностики темперамента состоит в следующем. Если вы все еще не решили, к какому типу относитесь, подумайте, как ответить на такой вопрос: в кризисной ситуации вы склонны чувствовать, что закрылись, дистанцировались от всего и реагируете медленно? Или предпочитаете сразу же физически двигаться, что-нибудь предпринимать не раздумывая? В стрессовой ситуации мы возвращаемся к самой базовой, заложенной в нас от природы модели поведения. Если вы склонны отступать и тишина наваливается на вас, как густой туман, значит, вы в большей степени интроверт. Если же вы более экстравертны, то реагируете, немедленно приводя себя в боевую готовность. И в той и в другой реакции есть своя ценность.
Если вы все еще не уверены, задайте себе вопрос: «Когда я чувствую себя более отдохнувшим: после пассивного (интровертного) пребывания в одиночестве или активного (экстравертного) времяпровождения среди людей?»
II Глава. Эмпирическое исследование агрессии и особеностей ее проявления.
2.1. Цели, задачи, методика исследования.
Цель – исследовать интроверсию-экстраверсию как социально-психологическое свойство личности.
Задачи исследования:
Объект исследования – личность человека.
Предмет исследования – социально-психологические свойства личности.
Гипотезы:
- студенты, принимавшие участие в исследовании, в основном будут экстравертами;
- у студентов будет преобладать устойчивое эмоциональное состояние.
Методика исследования: Тест-опросник Г. Айзенка.
2.2. Методика исследования.
Участие в исследование приняли 15 студентов второго курса МГГУ специальности «психология», в возрасте от 18-20лет. В исследование применялся метод тестирования, опрашиваемым предлагалось ответить «да» или «нет» на 57 вопросов теста - опросника Г.Айзенка. Все 57 вопросов Айзенк поделил на три группы. 24 вопроса выявляют экстраверсию-интроверсию, следующие 24 вопроса связаны с эмоциональной устойчивостью-неустойчивостью, а оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько искренне были ответы.
Цель. Определить тип личности участников опроса и их эмоциональную устойчивость-неустойчивость, а так же искренность-неискренность.
К типам личности относятся интроверсия и экстраверсия.
Эмоциональная устойчивость – это способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия негативных факторов. Чем меньше Эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость — это личностное качество, связанное с социально обусловленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мотивы к преодолению последствий психогенных воздействий, стремлением противостоять напряженности. Эмоциональная устойчивость зависит от силы нервных процессов. Слабость тормозного и возбудительного процессов обычно совпадает с низкими показателями Эмоциональной устойчивости. Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Повышенная эмоциональность, выраженность, избыточность эмоциональных реакций способствует развитию напряженности, которая, как уже отмечалось, свидетельствует обычно о недостаточно высокой Эмоциональной устойчивости. Последняя характеризуется некоторой динамичностью: она может снижаться в связи с неблагоприятным функциональным состоянием, недостаточной подготовленностью к деятельности, неуверенностью в ее успехе; с другой стороны, хорошая профессиональная и специальная психологическая тренировка, адаптация к вероятным негативным факторам, чувство уверенности в своих силах предопределяют повышение Эмоциональной устойчивости. Кроме того, можно выделить Эмоциональную устойчивость при выполнении какой-либо определенной профессиональной деятельности в связи с хорошей к ней подготовкой, адаптацией. Например, говорят об Эмоциональной устойчивости летчика, оператора, водителя и т. п. Такие свойства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, оператор, который с высоким самообладанием держится за пультом управления, может не проявить высокой Эмоциональной устойчивости в некоторых жизненных ситуациях, и наоборот. Однако все эти свойства находятся, как правило, в прямой зависимости от общего уровня Эмоциональной устойчивости, характеризующей личность в ее наиболее общих чертах.
Информация о работе Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии