Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследовать интроверсию-экстраверсию как социально-психологическое свойство личности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть представления об интроверсии и экстраверсии в современной психологии. 2. Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения. 3. Подобрать методику эмпирического исследования. 4. Провести эмпирическое исследование у испытуемых. 5. Сделать выводы о эмоциональном состоянии испытуемых.
6. Сформулировать выводы по работе.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Теоретически основы изучения интроверсии и экстраверсии в современной психологии.
1.1. Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»…………………...………………………………………………..5
1.2. Психологические теории исследования экстраверсии и интроверсии… 9
1.3. Отличительные особенности экстравертов и интровертов….…………...11
Глава II. Эмпирическое исследование психологических характеристик интроверсии и экстраверсии.
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования ……..……………………………..17
2.2. Методика исследования…………………………………………………….17
2.3. Результаты исследования…………………………………………………...22
2.4. Обработка результатов исследования……………………………………..22
2.5. Обсуждение результатов…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

Искренность — один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами  и намерениями в отношении  другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Важнейший признак неискренности  — несогласованность между словесными заявлениями и невербальными  знаками (жестами, мимикой, интонацией), которые говорящий не всегда может  контролировать.

Процедура проведения. Испытуемым представляется бланк с утверждениями (57) и бланк ответов. Инструкция располагается в верхней части бланка ответов. Образцы бланка с утверждениями и бланка ответов представлены в приложении.

Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Если вы согласны с утверждением, то вам нужно ответить «да»(+); если же не согласны, то ответьте «нет»(-). Старайтесь отвечать правдиво и искренне.

Обработка результатов.

Опросник содержит 57 вопросов, на который испытуемый должен ответить "да", либо "нет". Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.

Инструкция: "Вам будут  предложены вопросы, касающиеся Вашего обычного образа жизни. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его  номером поставьте знак "+" ("да"), если нет - знак "-" ("нет"). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".

Каждый тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о "хороших и плохих" темᴨȇраментах, можно лишь вести речь о различных  способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темᴨȇрамента, может более эффективно использовать его положительные черты.

Показатель "Интроверсия - Экстраверсия" характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность.

Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в  суждениях, как правило, ориентируются  на внешнюю оценку. Хорошо справляются  с работой, требующей быстрого принятия решений.

Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и ᴨȇдантичны.

Амбивертам присущи  черты экстра - и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов.

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны  его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале "нейротизм"), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале "нейротизм").

Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним  воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.

Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно ᴨȇреживать  неудачи и расстраиваться по мелочам.

Интерпретация. Данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями.

Интерпретация показателей по шкале "Искренность":

Численный показатель

Интерпретация

0-3

Откровенный

4-6

Ситуативный

7-9

Лживый*


*В данном случае  речь идет только лишь о  степени искренности при ответах  на вопросы теста, а отнюдь  не о лживости как личностной  характеристике.

Интерпретация показателей  по шкале "Экстраверсия и интроверсия":

Значение

0-6

7-12

13-18

19-24

Интерпретация

Значительная

интроверсия

Умеренная

интроверсия

Умеренная

Экстраверсия

Значительная

Экстраверсия


 

Вначале необходимо обработать результаты по шкале "Искренность". Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен при ответах на вопросы теста.

Затем следует по каждому  показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам "Экстраверсия" и "Нейротизм" с интерпретацией в таблицах, необходимо отложить на схеме полученные результаты по шкале "интроверсия - экстраверсия" и по шкале "нейротизм" (эмоциональная устойчивость - нестабильность).

2.3. Результаты  исследования.

Результаты по первой шкале:

Шкала интроверсия-экстраверсия:

Интроверсия

Экстраверсия

3 человека

12 человек

Умеренная

интроверсия

Значительная

интроверсия

Умеренная

экстраверсия

Умеренная

экстраверсия

2 человека

1 человек

10 человек

2 человека


 

Результаты по второй шкале:

Шкала эмоциональная  устойчивость-неустойчивость:

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

5 человек

10 человек

Высокая

Эмоциональная

устойчивость

Средняя

Эмоциональная

устойчивость

Эмоциональная

неустойчивость

Высокая

Эмоциональная

неустойчивость

4человека

1человек

7человек

3человека


 

Результаты по третьей  шкале:

Шкала искренности-неискренности:

Искренние ответы

Неискренние ответы

13 человек

2 человека


 

2.4. Обработка  результатов исследования.

Исходя из результатов  исследования, можно заметить, что  преобладает число искренних  ответов, по двум первым шкалам выведем общий результат:

 

Умеренная интроверсия  и очень высокая эмоциональная неустойчивость

2человека

Значительная экстраверсия и высокая эмоциональная неустойчивость

2 человека

Умеренная экстраверсия и высокая эмоциональная устойчивость

4 человека

Умеренная экстраверсия и высокая эмоциональная неустойчивость

4 человека

Умеренная экстраверсия и средняя эмоциональная неустойчивость

1 человек

Умеренная экстраверсия и средняя эмоциональная устойчивость

1 человек

Значительная интроверсия  и высокая эмоциональная неустойчивость

1 человек


 

2.5. Обсуждение  результатов.

В результате проведенного нами исследования видно из таблиц что большинство испытуемых являются эмоционально неустойчивыми экстравертами. Лишь 3 человека оказались эмоционально устойчивыми интровертами, хотя и среди интровертов были эмоционально не устойчивые испытуемые. Для удобства сопоставления эмоциональной устойчивости с типом личночти был составлен график (График 1).

Нами была выдвинута  первоначальная гипотеза о том, что студенты, принимавшие участие в исследовании, в основном будут экстравертами, и что у студентов  будет преобладать устойчивое эмоциональное состояние. В результате математической обработки результатов теста по критерию трем шкалам, мы получили подтверждение первой гипотезе, которая указывает на то, что большинство студентов участвующих в эксперименте - экстраверты.

Таким образом, первая выдвинутая нами гипотеза подтверждается.

Вторая гипотеза не подтвердилась, среди опрашиваемых студентов преобладает  неустойчивое эмоциональное состояние.

 

 

График 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были выявлены психологические  характеристики интроверсии и экстраверсии и рассмотрены особенности, отличающие интровертов и экстравертов.

 

На основании  теоретических знаний были подобраны методики по определению типа психологических характеристик интроверсии и экстраверсии. Стояла задача узнать тип личности и эмоциональное состояние студентов второго курса, таким образом, задачи исследования выполнены и достигнута первоначальная цель работы.

Следовательно, первая гипотеза доказана, выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы. Стоит отметить неожиданные результаты второй гипотезы - относительно эмоционального состояния студентов. Преобладание неустойчивой психи может быть следствием стрессов и неуравновешенного состояния во время сессии, следует провести повторный эксперимент во время каникул или в обычные учебные будни.

В заключение нашей  работы можно сделать следующие  выводы и рекомендации:

1.    Понятие интроверсии и экстраверсии имеет многообразие определений. Тип личности это важная часть в жизни человека, сопровождающая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия.

2.    Существуют различные причины, влияющие на возникновение преобладания интроверсии и экстраверсии. Человек должен знать их, чтобы уметь контролировать ситуацию.

3. Существует много различных методов исследования интроверсии и экстраверсии по которым можно судить о типе личности человека.

4.Различия между интровертами и экстравертами огромны, знание особенностей каждого типа поможет в общении с людьми в дальнейшем.

Человек должен иметь представление о том, к какому типу личности он относится, чтобы правильно распределять свое время и не мучится, задавая себе вопрос «Почему я не такой как все? Почему я иначе реагирую на вещи?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1.Айзенк Г., Вильсон  Г. Как измерить личность / Пер.  с англ. М.: "Когито-центр", 2000

2.Абульханова-Славская  К. А. Деятельность и психология личности. М., 1998.

3.Аугустинавичюте  А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология  личности. NN 1–3, 1996.

4.Андреева Г.М.  Социальная психология. М.: изд-во  МГУ, 1988. 431 с.

5.Букалов А.В.  Соционика, типология Юнга и  Майерс - Бриггс: сходства и различия. // Соционика, ментология и психология личности. N 4 1998г.

6.Егорова М.  С., Психология индивидуальных различий, - М., 1997 г

7.Ересь Е.  П. Темперамент и его воспитание  у школьников. Минск, 1960.

8.Зейгарник  Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169

9. Леонгард К.  Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1998.

10.Мерлин В.  С. Принципы психологической характеристики  типов личности.— В кн.: Теоретические  проблемы психологии личности. М., 1974.

11.Небылицин  В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М., 1976 г.

12.Немчинов Т.  А. «Тесты, диагностики», М.1999

13.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория  и исследова​ния / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В.  С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.

14.Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект  социальной психологии: Психологич. Журнал, 1997, №3

15.Практическая  диагностика. Методы и тесты. / Под ред. Д.Я. Райгородского.  – М., 1998, 364с.

16.Психологическое  тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза, 1990 г., с.124

17.Психология. Словарь.  Составитель Л.А. Карпенко / Под  ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. – 512 с

18.Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.

19.Сидоренко  Е.В.Методы математической обработки  в психологии.- СПб: ООО «Речь», 2001.

20.Социальная  психология: Хрестоматия: Учебное  пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.

Информация о работе Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии