Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:51, курсовая работа
Цель – исследовать интроверсию-экстраверсию как социально-психологическое свойство личности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть представления об интроверсии и экстраверсии в современной психологии. 2. Дать анализ исследований проявления агрессивного поведения. 3. Подобрать методику эмпирического исследования. 4. Провести эмпирическое исследование у испытуемых. 5. Сделать выводы о эмоциональном состоянии испытуемых.
6. Сформулировать выводы по работе.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Теоретически основы изучения интроверсии и экстраверсии в современной психологии.
1.1. Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»…………………...………………………………………………..5
1.2. Психологические теории исследования экстраверсии и интроверсии… 9
1.3. Отличительные особенности экстравертов и интровертов….…………...11
Глава II. Эмпирическое исследование психологических характеристик интроверсии и экстраверсии.
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования ……..……………………………..17
2.2. Методика исследования…………………………………………………….17
2.3. Результаты исследования…………………………………………………...22
2.4. Обработка результатов исследования……………………………………..22
2.5. Обсуждение результатов…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………27
Искренность — один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.
Важнейший признак неискренности
— несогласованность между
Процедура проведения. Испытуемым представляется бланк с утверждениями (57) и бланк ответов. Инструкция располагается в верхней части бланка ответов. Образцы бланка с утверждениями и бланка ответов представлены в приложении.
Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Если вы согласны с утверждением, то вам нужно ответить «да»(+); если же не согласны, то ответьте «нет»(-). Старайтесь отвечать правдиво и искренне.
Обработка результатов.
Опросник содержит 57 вопросов, на который испытуемый должен ответить "да", либо "нет". Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.
Инструкция: "Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего обычного образа жизни. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если нет - знак "-" ("нет"). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
Каждый тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о "хороших и плохих" темᴨȇраментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темᴨȇрамента, может более эффективно использовать его положительные черты.
Показатель "Интроверсия
- Экстраверсия" характеризует индивидуально-
Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.
Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и ᴨȇдантичны.
Амбивертам присущи черты экстра - и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов.
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале "нейротизм"), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале "нейротизм").
Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.
Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно ᴨȇреживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
Интерпретация. Данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями.
Интерпретация показателей по шкале "Искренность":
Численный показатель |
Интерпретация |
0-3 |
Откровенный |
4-6 |
Ситуативный |
7-9 |
Лживый* |
*В данном случае
речь идет только лишь о
степени искренности при
Интерпретация показателей по шкале "Экстраверсия и интроверсия":
Значение |
0-6 |
7-12 |
13-18 |
19-24 |
Интерпретация |
Значительная интроверсия |
Умеренная интроверсия |
Умеренная Экстраверсия |
Значительная Экстраверсия |
Вначале необходимо обработать результаты по шкале "Искренность". Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен при ответах на вопросы теста.
Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам "Экстраверсия" и "Нейротизм" с интерпретацией в таблицах, необходимо отложить на схеме полученные результаты по шкале "интроверсия - экстраверсия" и по шкале "нейротизм" (эмоциональная устойчивость - нестабильность).
2.3. Результаты исследования.
Результаты по первой шкале:
Шкала интроверсия-экстраверсия:
Интроверсия |
Экстраверсия | ||
3 человека |
12 человек | ||
Умеренная интроверсия |
Значительная интроверсия |
Умеренная экстраверсия |
Умеренная экстраверсия |
2 человека |
1 человек |
10 человек |
2 человека |
Результаты по второй шкале:
Шкала эмоциональная устойчивость-неустойчивость:
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная неустойчивость | ||
5 человек |
10 человек | ||
Высокая Эмоциональная устойчивость |
Средняя Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная неустойчивость |
Высокая Эмоциональная неустойчивость |
4человека |
1человек |
7человек |
3человека |
Результаты по третьей шкале:
Шкала искренности-неискренности:
Искренние ответы |
Неискренние ответы |
13 человек |
2 человека |
2.4. Обработка результатов исследования.
Исходя из результатов исследования, можно заметить, что преобладает число искренних ответов, по двум первым шкалам выведем общий результат:
Умеренная интроверсия и очень высокая эмоциональная неустойчивость |
2человека |
Значительная экстраверсия
и высокая эмоциональная |
2 человека |
Умеренная экстраверсия
и высокая эмоциональная |
4 человека |
Умеренная экстраверсия
и высокая эмоциональная |
4 человека |
Умеренная экстраверсия
и средняя эмоциональная |
1 человек |
Умеренная экстраверсия
и средняя эмоциональная |
1 человек |
Значительная интроверсия
и высокая эмоциональная |
1 человек |
2.5. Обсуждение результатов.
В результате проведенного нами исследования видно из таблиц что большинство испытуемых являются эмоционально неустойчивыми экстравертами. Лишь 3 человека оказались эмоционально устойчивыми интровертами, хотя и среди интровертов были эмоционально не устойчивые испытуемые. Для удобства сопоставления эмоциональной устойчивости с типом личночти был составлен график (График 1).
Нами была выдвинута первоначальная гипотеза о том, что студенты, принимавшие участие в исследовании, в основном будут экстравертами, и что у студентов будет преобладать устойчивое эмоциональное состояние. В результате математической обработки результатов теста по критерию трем шкалам, мы получили подтверждение первой гипотезе, которая указывает на то, что большинство студентов участвующих в эксперименте - экстраверты.
Таким образом, первая выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Вторая гипотеза не подтвердилась, среди опрашиваемых студентов преобладает неустойчивое эмоциональное состояние.
График 1.
Заключение.
С учетом исследовательского
опыта отечественных и
На основании теоретических знаний были подобраны методики по определению типа психологических характеристик интроверсии и экстраверсии. Стояла задача узнать тип личности и эмоциональное состояние студентов второго курса, таким образом, задачи исследования выполнены и достигнута первоначальная цель работы.
Следовательно, первая гипотеза доказана, выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы. Стоит отметить неожиданные результаты второй гипотезы - относительно эмоционального состояния студентов. Преобладание неустойчивой психи может быть следствием стрессов и неуравновешенного состояния во время сессии, следует провести повторный эксперимент во время каникул или в обычные учебные будни.
В заключение нашей работы можно сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Понятие интроверсии и экстраверсии имеет многообразие определений. Тип личности это важная часть в жизни человека, сопровождающая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия.
2. Существуют различные причины, влияющие на возникновение преобладания интроверсии и экстраверсии. Человек должен знать их, чтобы уметь контролировать ситуацию.
3. Существует много различных методов исследования интроверсии и экстраверсии по которым можно судить о типе личности человека.
4.Различия между интровертами и экстравертами огромны, знание особенностей каждого типа поможет в общении с людьми в дальнейшем.
Человек должен иметь представление о том, к какому типу личности он относится, чтобы правильно распределять свое время и не мучится, задавая себе вопрос «Почему я не такой как все? Почему я иначе реагирую на вещи?».
Список литературы.
1.Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2000
2.Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1998.
3.Аугустинавичюте
А. О дуальной природе
4.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1988. 431 с.
5.Букалов А.В. Соционика, типология Юнга и Майерс - Бриггс: сходства и различия. // Соционика, ментология и психология личности. N 4 1998г.
6.Егорова М.
С., Психология индивидуальных
7.Ересь Е.
П. Темперамент и его
8.Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169
9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 1998.
10.Мерлин В.
С. Принципы психологической
11.Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М., 1976 г.
12.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики», М.1999
13.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
14.Платонов К.К.,
Голубев Г.Г. Личность как
15.Практическая диагностика. Методы и тесты. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – М., 1998, 364с.
16.Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза, 1990 г., с.124
17.Психология. Словарь.
Составитель Л.А. Карпенко / Под
ред. А.В. Петровского, М.Г.
18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.
19.Сидоренко
Е.В.Методы математической
20.Социальная
психология: Хрестоматия: Учебное
пособие для студентов вузов/
Информация о работе Психологическая характеристика экстраверсии и интроверсии