Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного.
Объектом исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.

Вложенные файлы: 1 файл

готовоя кр.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

      Введение

    В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать и регулировать его поведение.

    Члены организации – не инструменты, не винтики и не машины. У них есть цели, чувства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, гнев, безысходность, грубость, счастье. Каждый из них – личность с присущими ей и только ей индивидуальными чертами и качествами.

    Поведение подчиненного в организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Одни воздействия осознаются, а другие нет; некоторые рациональны, а некоторые иррациональны; одни согласуются с целями организации, а другие нет. Вот почему для прогнозирования и успешной регуляции поведения и деятельности подчиненных руководитель должен знать, что собой представляет личность отдельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях именно так, как (посредством чего) целесообразно регулировать его поведение и деятельность.

    Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

    Как показывает исторический опыт при осуществлении экономических преобразований проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. Поэтому социальные проблемы имеют особое значение в жизни общества.

    Подчиненный, как правило, полностью сформированная личность, связанная господствующими общественными нормами, владеет своими индивидуальными чертами, испытала значительное влияние многих предыдущих групп (причем далеко не всегда это влияние позитивно).

    Поведение подчиненного в тех или других ситуациях складывается на основе опыта всей предыдущей жизни. Отношение человека к тем или другим людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения.

    Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного.

    Объектом  исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.

    Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

  • раскрыть понятие о системе регуляции поведения и деятельности  подчиненного в организации;
  • охарактеризовать элементы системы социальной регуляции;
  • изучить основные  методы социальной регуляции деятельности и поведения;
  • определить роль организационных ценностей, ритуалов и традиций в регуляции поведения и деятельности подчиненного;
  • провести анализ уровня проведения социального регулирования в ООО «НовСтрой» «Вечерний Новочеркасск».

 

    

    1  Теоретическая часть  

    1.1 Понятие о системе  регуляции поведения  и деятельности 

         подчиненного в организации

    Социальное  поведение личности – сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность [1, с. 304].

    В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) - субъективного (внутреннего).

    В науке управления извечен вопрос: кем или чем должен управлять  руководитель? На кого он направляет свое воздействие - на личность или на организацию? До недавнего времени большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постановка вопроса составляет культуру современного управления.

    Подчиненный, как правило, полностью сложившаяся  личность, связанная господствующими  общественными нормами, обладающая своими индивидуальными чертами, испытавшая значительное влияние многих предшествующих групп (причем далеко не всегда положительное влияние).

    Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях  складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом характер нашего поведения подвержен постоянному воздействию различных внутренних и внешних факторов.

    К основным внутренним факторам можно отнести:

  • исполнение определенной социальной роли;
  • соответствующий статус в организации;
  • степень эмоциональной близости с окружающими;
  • предшествующий жизненный и профессиональный опыт;
  • принадлежность к определенной культуре и субкультуре;
  • конкретная ситуация и тема разговора;
  • настроение в данный момент.

    Наряду  с внутренними факторами, значительное влияние на поведение сотрудника оказывает ряд внешних факторов:

  • социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;
  • ожидание определенного поведения от сотрудника;
  • ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации [6, с. 230].

    Было  бы неправильно представлять, что  внешние и внутренние регуляторы существуют, относительно независимо друг от друга. Здесь они рассмотрены  отдельно не по принципиальным соображениям, а скорее с дидактическими целями. В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых, творцом преобладающего числа внешних регуляторов, включая и преобразованную окружающую действительность, является человек с его субъективным, внутренним миром. Значит, «человеческий фактор» изначально включен в систему детерминант социального поведения личности. Во-вторых, в понимании диалектики внешних и внутренних регуляторов наглядно реализуется диалектико-материалистический принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу, внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант.

    Усвоение  человеком выработанных обществом  норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в  сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. С их помощью он предписывает, нормативно задает себе свою личностную позицию в мире социальных отношений и взаимодействий, вырабатывает формы социального поведения, в которых реализуется процесс становления, динамика его личности. Личностные кормы соотносятся с представлениями человека о себе. Нарушение этих норм вызывает чувство дискомфорта, вины, самоосуждения, потерю уважения к себе. Выработка и следование этим нормам в поведении связано с чувством гордости, высокой самооценкой, самоуважением, уверенностью в правильности своих действий.

    В содержание внутреннего мира личности входят чувства, связанные с реализацией  внешних детерминант, следованием нормам, а также отношение к внешним заданным человеку регуляторам, их оценка. В результате диалектического взаимодействия внешних и внутренних регуляторов осуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентации личности, выработка навыков социального поведения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов и значений, установок и отношений, формирование необходимых социально-психологических свойств и особой структуры личности [13, с. 123].

    В диалектике внешних и внутренних детерминант личность выступает  в своем единстве как объект и  субъект социальной регуляции поведения. 

    1.2 Элементы системы  социальной регуляции

    Социализация  личности, регулирование ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности [10, с. 34-36]. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:

  • социальная позиция;
  • социальная роль;
  • социальные нормы;
  • социальные ожидания (экспектации);
  • социальные ценности, выраженные в ценностных ориентациях личности;
  • социальные установки; приемы и методы:
  • прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, то есть реализация принципа «Делай, как...»);
  • косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).

    Подробнее рассмотрим элементы системы социальной регуляции [1, с. 340]. Серьезное влияние на формирование тех или иных регуляторов оказывает присущий данной социальной группе менталитет. Понятие «менталитет» есть совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, традиций, привычек, жизненных установок, моделей поведения, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации и определенной культурной традиции; это определенный стереотип восприятия и оценки действительности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуальный. По сути дела, индивидуальный менталитет включает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением.

    Рассмотрим  теперь подробнее сами регуляторы. Важным регулятором поведения индивида является занимаемая им социальная позиция, то есть общественное положение индивида, с которым связаны его определенные права и обязанности, в целом не зависящие от индивидуальных качеств. Позиции, располагаемые в иерархию по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности), обладают различным статусом и престижем в общественном мнении. Каждая позиция предписывает ряд объективных требований к лицам, их занимающим, и требует их соблюдения. Другими словами, через свои требования позиция регулирует поведение каждого, кто ее занимает.

Информация о работе Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного