Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеуказанного, целью данной курсовой работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного.
Объектом исследования выступает социальное регулирование как социально-психологический феномен, предметом исследования – особенности социальных процессов и явлений в трудовых организациях.

Вложенные файлы: 1 файл

готовоя кр.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

    «Как  это сделали бы вы через 5 или 10 лет?»

    «Как  ранжировали бы карточки близкие  вам люди?»

    Обработка результатов: Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

    Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.

    Инструментальные  ценности могут группироваться в  этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения  и ценности принятия других и т.д.

    Это далеко не все возможности субъективного  структурирования системы ценностных ориентации. Необходимо попытаться уловить  индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у испытуемого системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. 
 
 

    2.3 Описание хода  и результатов  эксперимента

    Во  время прохождения практики в один из дней, а именно 20 апреля, было проведено тестирование заместителя директора ООО «НовСтрой» Мамоновой О. В. проведенное тестирование дало следующие результаты. 

    Таблица 1 – Данные теста по выявлению уровня самооценки

I
  1. Вежливость
  2. Заботливость
  3. Искренность
  4. Коллективизм
  5. Отзывчивость
  6. Радушие
  7. Сочувствие
  8. Тактичность
  9. Терпимость
  10. Чуткость
  11. Активность
  12. Гордость
  13. Добродушие
  14. Доброжелательность
  15. Приветливость
  16. Обаятельность
  17. Общительность
  18. Обязательность
  19. Сострадательность
  20. Откровенность
  21. Справедливость
  22. Совместимость
  23. Требовательность
II
    1. Добросовестность
    2. Инициативность
    3. Интеллигентность
    4. Порядочность
    5. Смелость
    6. Твердость
    7. Уверенность
    8. Честность
    9. Энергичность
    10. Энтузиазм
    11. Аккуратность
    12. Вдумчивость
    13. Деловитость
    14. Мастерство
    15. Понятливость
    16. Собранность
    17. Точность
    18. Трудолюбие
    19. Увлеченность
    20. Усидчивость
    21. Бодрость
    22. Бесстрашие
    23. Душевность
    24. Милосердие
    25. Нежность
    26. Свободолюбие
    27. Сердечность
    28. Страстность
    29. Хладнокровность
    30. Хладнокровность
    31. Настойчивость
    32. Принципиальность
    33. Решительность
    34. Самокритичность
    35. Самостоятельность
    36. Уравновешенность
    37. Целеустремленность
III
    1. Внимательность
    2. Дальновидность
    3. Дисциплинированность
    4. Скорость
    5. Любознательность
    6. Находчивость
    7. Последовательность
    8. Работоспособность
    9. Скрупулезность
IV
    1. Взволнованность
    2. Веселость
    3. Восторженность
    4. Жалостливость
    5. Жизнерадостность
    6. Любвеобильность
    7. Оптимистичность
    8. Сдержанность
    9. Стыдливость
  1. Удовлетворенность
  1. Чувствительность

    Процентное  соотношение реальных и идеальных качеств выбранных испытуемым составляет 51%, что свидетельствует о среднем уровне самооценки испытуемой.

    У испытуемой самооценка оптимальна, это говорит о том, что субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого она подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей. 

       Таблица 2 -  Место терминальных ценностей  в жизни испытуемого

Терминальные  ценности Место в в жизни
  1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
17
  1. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
4
  1. Здоровье (физическое и психическое)
3
  1. Интересная работа
7
  1. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
11
  1. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
2
  1. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
8
  1. Наличие хороших и верных друзей
13
  1. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
14
  1. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
9
Терминальные  ценности Место в в жизни
  1. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
6
  1. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
18
  1. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
12
  1. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
15
  1. Счастливая семейная жизнь
1
  1. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
16
  1. Творчество (возможность творческой деятельности)
10
  1. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
5
 

    Доминирующей  направленностью ценностных ориентиров испытуемой выступает счастливая семейная жизнь, она определяет занимаемую жизненную  позицию опрашиваемой. Она свидетельствует  о вовлеченности Ольги в семейно-бытовую сферу. Следующими по значимости испытуемая выбрала такие терминальные ценности как любовь, здоровье, жизненная мудрость, уверенность в себе, что говорит о том, что испытуемая на первый план выносит те ценности, которые касаются ее личной жизни и самоутверждения. Следующими по значимости испытуемой были выделены такие ценности как интересная работа,  материально обеспеченная жизнь, познание, творчество, красота природы и искусства, развлечения, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода, счастье других, активная деятельная жизнь и на самый задний план она выдвинула развитие.  

       Таблица 3 – Место инструментальных ценностей  в жизни испытуемого

Инструментальные  ценности Место

в жизни

  1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
15
  1. Воспитанность (хорошие манеры)
6
  1. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
18
  1. Жизнерадостность (чувство юмора)
12
  1. Исполнительность (дисциплинированность)
7
  1. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
13
Инструментальные ценности Место

в жизни

  1. Непримиримость к недостаткам в себе и других
14
  1. Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
1
  1. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
8
  1. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
    9
  1. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
2
  1. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
16
  1. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
17
  1. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
10
  1. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
11
  1. Честность (правдивость, искренность)
3
  1. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
4
  1. Чуткость (заботливость)
5

    Среди инструментальных ценностей испытуемая на первое место выдвинула такие  ценности как: образованность, самоконтроль, честность, эффективность в делах, чуткость, воспитанность. Менее значимыми для нее являются следующие ценности: исполнительность, ответственность, рационализм, терпимость, широта взглядов и жизнерадостность. А на задний план она выдвинула такие ценности как независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, аккуратность, смелость в отстаивании своих взглядов, твердая воля и высокие запросы.

    «В  каком порядке и в какой  степени (в процентах) реализованы  данные ценности в вашей жизни?» 40%. 

    «Как  бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?» Порядок не совпадает частично.

    «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?» Совершенен только Бог.

      «Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?» Соврали.

    «Как  это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?» Была бы более требовательной.

    «Как  это сделали бы вы через 5 или 10 лет?» Стану более мудрой.

    «Как  ранжировали бы карточки близкие  вам люди?» Не задумывалась. 

    Заключение

    Регулирование поведения индивида не является одномоментным  делом, это достаточно длительный, рассчитанный на определенное время, процесс внесения существенных изменений в психику данного человека. Отсюда целесообразность разработки перспективного плана регулирования поведения человека. План должен основываться на обстоятельном анализе, во первых, потребностей в стимулировании поведения, во вторых, оценке необходимых средств на внедрение системы. Если окажется, что желательно было бы пойти на широкое применение системы регулирования поведения, то, ориентируясь на возможные объемы средств на эти цели, следует определить приоритеты по преобразованию действующих систем, т.е. с каких участков, каких групп работников целесообразно начинать работу, на какие целесообразно переносить работу дальше и т.д. Поскольку во внедрении систем заинтересовано начальство предприятия, они могут быть вовлечены в поиски и реализацию резервов производства. При этом может быть установлено, что все дополнительные ресурсы, изысканные работниками в связи с намечаемым внедрением систем регулирования поведения индивида, должны направляться на их внедрение. В перспективном плане должны быть определены основные подразделения предприятия, которые должны отвечать за разработку и внедрение систем регулирования поведения.

    Наряду  с перспективным планом по каждой, планируемой к задействованию системе регулирования поведения, должны разрабатываться свои планы или мероприятия. В этих планах должен быть определен весь комплекс мероприятий и работ, который необходим для эффективной разработки и внедрения системы регулирования. Необходим дальнейший анализ тех условий, применительно к которым должна быть разработана и внедрена система регулирования. В этой связи должны быть оценены организационные, технические, социально-экономические и другие условия, в том числе технический уровень, методы управления и качественный состав работников, занятых на данном участке или участках. Должны быть точно взвешены те средства, которые понадобятся на внедрение системы и источники покрытия этих средств. Источник средств имеет немалое значение.

    Одно  дело за счет издержек производства, другое прибыли, третье не предусмотренных планом резервов экономии. Применительно к каждому источнику по разному будут вести себя работники, на которых имеется в виду распространить систему регулирования. В плане должны найти место вопросы: кто конкретно должен заняться разработкой системы регулирования и кто из работников, на которых будет распространена система, должен быть привлечен к этой работе. И поскольку системы материального и нематериального регулирования должны постепенно охватить все структуры предприятия вопросы, связанные с порядком разработки, могут решаться по-разному. Во главе всей этой работы будет стоять, как правило, подразделение, занятое управлением персоналом на предприятии.

    Это должен быть не отдел кадров или  отдел труда в старом понимании. Это подразделение, которое управляет, а, следовательно, подбирает, готовит и распределяет кадры, обеспечивает их рациональное использование, и поэтому руководит всей работой по регулированию поведения работников, осуществляет оценку эффективности использования персонала. Такое подразделение способно руководить и разработкой систем регулирования поведения работников, создавая для этих целей различные творческие группы работников, так как одно дело, когда разрабатываются социальные услуги, другое изменяются формы оплаты труда, третье разрабатываются формы участия работников в управлении, четвертое меры по улучшению условий труда и т.д. Каждая система регулирования должна пройти оценку эффективности. Конечно, не всегда можно точно посчитать экономическую эффективность. Не случайно мы акцентировали внимание на том, что системы могут вводиться за счет разных источников.

Информация о работе Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного