Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:58, курсовая работа
Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика тревожности ……... 5
1.1. Определение понятия тревожность …………………………5
1.2. Проблемы школьной тревожности ……………………….…7
1.3. Портрет тревожного ребенка ……………………………….19
1.4. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов…………………………………………………………………21
Выводы по первому разделу ……………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспертная работа ………………………………… 28
2.1. Организация и проведение исследования ……………………..28
2.2. Анализ экспертной работы …………………………………….32
2.3. Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста……………………………....38
Выводы по второму разделу …………………………………..…...43
Заключение ………………………………………………………………….46
Список литературы ………………………………………………………….48
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-
ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия
ВЭГУ)
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 020400 - «Психология»
Специализация - Клиническая психология
Баринова Елена Дмитриевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Психологические механизмы коррекции состояния
тревожности личности
Уфа 2013
Содержание …………………………………………………………………. 2
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика тревожности ……... 5
1.1. Определение понятия тревожность
…………………………5
1.2. Проблемы школьной тревожности ……………………….…7
1.3. Портрет тревожного ребенка ……………………………….19
1.4. Организация коррекционных
занятий психолога с тревожными детьми
младшего школьного возраста, склонными
к образованию страхов……………………………………………………………
Выводы по первому разделу ……………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспертная работа ………………………………… 28
2.1. Организация и проведение исследования ……………………..28
2.2. Анализ экспертной работы …………………………………….32
2.3. Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста……………………………....38
Выводы по второму разделу …………………………………..…...43
Заключение ………………………………………………………………….46
Список литературы ………………………………………………………….48
2
Проблема тревожности является одной
из самых актуальных проблем в современной
психологии. Среди негативных переживаний
человека тревожность занимает особое
место, часто она приводит к снижению работоспособности,
продуктивности деятельности, к трудностям
в общении. Человек с повышенной тревожностью
впоследствии может столкнуться с различными
соматическими заболеваниями. Разобраться
в феномене тревоги, а также в причинах
ее возникновения достаточно сложно. В
состоянии тревоги мы, как правило, переживаем
не одну эмоцию, а некоторую комбинацию
различных эмоций. Каждая из которых оказывает
влияние на наши социальные взаимодействия,
на наше соматическое состояние, на восприятие,
мышление, поведение. При этом следует
учитывать, что состояние тревоги у различных
людей может вызываться разными эмоциями.
Ключевой эмоцией в субъективном переживании
тревоги является страх.
3
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.
В психологической литературе
можно встретить разные определения
этого понятия, хотя большинство
исследований сходятся в признании
необходимости рассматривать
5
В психологическом словаре
тревожность – это
Следует отличать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъективного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность). Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
По определению Р.С.Немова,
«тревожность – постоянно или
ситуативно проявляемое свойство человека
приходить в состояние
По определению С.С.Савина «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Так А.М.Прихожан указывает,
что тревожность – это
Л.А.Китаев-Смык, в свою
очередь, отмечает, что «широкое распространение
получило в последние годы использование
в психологических исследования
По определению А.В.
6
Г.Г.Аракелов, Н.Е.Лысенко, Е.Е.Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, которым описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с различных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.
Таким образом, понятие
«тревожность» психологи
1.2. Проблемы школьной тревожности
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общесвенной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни (Макшанцева, 1998).
Такое психическое состояние тревоги принято определять как генерализованное ощущение неконкретной, неопределенной угрозы. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: ребенок, как правило, не в состоянии объяснить, чего же, в сущности, он опасается. В отличие от сходной с ней эмоции страха, тревога не имеет определенного источника. Она диффузна и поведенчески может проявляться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.
7
По своей генетической природе реакции тревоги представляют собой врожденные механизмы подготовки к осуществлению актов самообороны, в “кризисных” ситуациях. Такие механизмы, свойственные высшим животным, должны были играть важную роль в поведении предков современного человека, выживание которых, существенным образом, зависит от способности к “противостоянию”.
Современная жизнь, однако, протекает в совершенно иных условиях существования. В некоторых случаях такая мобилизация внутренних сил и ресурсов не только не является нужной для процесса выживания, но и способствует развитию различных патологических состояний, примером которых могут быть фобии, неврозы. Между тем, соответствующие психофизиологические механизмы сохраняются и продолжают участвовать в самых различных ситуациях, лишь отдаленно связанных с процессом выживания: при столкновении с незнакомыми социальными ситуациями, во время разлуки, при усилиях необходимых для успеха в учебной и профессиональной деятельности.
Можно выделить две большие группы признаков тревоги: первая – физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая – реакции, протекающие в психической сфере. Сложность описания этих проявлений заключаются в том, что все они по отдельности и даже в определенной совокупности могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния, переживания, такие, как отчаяние, гнев и даже радостное возбуждение.
Как соматические, так и психические признаки тревоги известны каждому из личного опыта. Чаще всего, соматические признаки проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, возрастании общей возбужденности, снижении порогов чувствительности. Такие знакомые каждому ощущения, как внезапный прилив тепла к голове, холодные и влажные ладони также являются сопутствующими признаками появления тревоги.
Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности