Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика тревожности ……... 5
1.1. Определение понятия тревожность …………………………5
1.2. Проблемы школьной тревожности ……………………….…7
1.3. Портрет тревожного ребенка ……………………………….19
1.4. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов…………………………………………………………………21
Выводы по первому разделу ……………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспертная работа ………………………………… 28
2.1. Организация и проведение исследования ……………………..28
2.2. Анализ экспертной работы …………………………………….32
2.3. Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста……………………………....38
Выводы по второму разделу …………………………………..…...43
Заключение ………………………………………………………………….46
Список литературы ………………………………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коррекция тревожности.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО- ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) 

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 

 

Специальность 020400 - «Психология» 
Специализация - Клиническая психология 

 

Баринова Елена Дмитриевна 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Психологические механизмы коррекции состояния

тревожности личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

 

 

                                            

Содержание

Содержание …………………………………………………………………. 2

Введение      …………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика тревожности ……... 5

1.1.     Определение понятия тревожность  …………………………5                          

1.2.     Проблемы школьной тревожности  ……………………….…7

1.3.     Портрет тревожного ребенка  ……………………………….19

1.4.     Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов…………………………………………………………………21

Выводы по первому разделу  ……………………………………….26

  Глава 2. Опытно-экспертная работа   …………………………………  28             

      2.1. Организация и проведение исследования ……………………..28    

      2.2.  Анализ экспертной работы …………………………………….32

          2.3. Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста……………………………....38

           Выводы по второму разделу  …………………………………..…...43

 Заключение  ………………………………………………………………….46

Список литературы ………………………………………………………….48  

 

 

 

2

Введение

 

 

             Проблема тревожности является одной из самых актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций. Каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимодействия, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у различных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.                           Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране психологической службы. Необходимость организации подобной службы становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педагогам, работающим с детьми. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы. К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, эмоциональность, тревожность, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие появления личности.

3

           

           

          Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я». Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

           Недостаточное исследование тревожности в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На мой взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Практическая разработанность методов игры недостаточна, что и определяет большую актуальность темы исследований данной работы «Коррекции тревожности младшего школьного возраста посредством ролевых игр» .

Объект исследований: тревожность детей младшего школьного  возраста.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Цель исследований: изучение игровой деятельности, как метода снижения уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза  исследования: Игра, как установлено  в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений дошкольников. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.                                            

 4

Задачи исследований:

- изучить основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов; 

- изучить природу и генезис детской тревожности;

- изучить эффективность использования методов игры в снижении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. К эмпирическим: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, активный эксперимент.

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В.Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика тревожности

1.1  Определение понятия тревожности 

     Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

В психологической литературе можно встретить разные определения  этого понятия, хотя большинство  исследований сходятся в признании  необходимости рассматривать тревожность  дифференцированно – как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

5

 

 

В психологическом словаре  тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся  в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных  жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу  как состояние и тревожность  как свойство личности. Тревога –  реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное  состояние диффузного безобъективного  страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность). Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

По определению Р.С.Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного  беспокойства, испытывать страх и  тревогу в специфических социальных ситуациях».

По определению С.С.Савина «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Так А.М.Прихожан указывает, что тревожность – это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, предчувствием  грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Л.А.Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение  получило в последние годы использование  в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: =тревожность характера=  и ситуационная тревожность, предложенная Спилбергом».

По определению А.В.Петровского: «тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».

 

6

 

Г.Г.Аракелов, Н.Е.Лысенко, Е.Е.Шотт, в свою очередь, отмечают, что  тревожность – это многозначный психологический термин, которым  описывают как определенное состояние  индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с различных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Таким образом, понятие  «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется  повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

 

 1.2. Проблемы школьной тревожности 

        Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общесвенной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Известно, что смена  социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная  напряженность связаны главным  образом с отсутствием близких  для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни (Макшанцева, 1998).

Такое психическое состояние  тревоги принято определять как  генерализованное ощущение неконкретной, неопределенной угрозы. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: ребенок, как правило, не в состоянии объяснить, чего же, в сущности, он опасается. В отличие от сходной с ней эмоции страха, тревога не имеет определенного источника. Она диффузна и поведенчески может проявляться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

7

 

 

          По своей генетической природе реакции тревоги представляют собой врожденные механизмы подготовки к осуществлению актов самообороны, в “кризисных” ситуациях. Такие механизмы, свойственные высшим животным, должны были играть важную роль в поведении предков современного человека, выживание которых, существенным образом, зависит от способности к “противостоянию”.

         Современная жизнь, однако, протекает в совершенно иных условиях существования. В некоторых случаях такая мобилизация внутренних сил и ресурсов не только не является нужной для процесса выживания, но и способствует развитию различных патологических состояний, примером которых могут быть фобии, неврозы. Между тем, соответствующие психофизиологические механизмы сохраняются и продолжают участвовать в самых различных ситуациях, лишь отдаленно связанных с процессом выживания: при столкновении с незнакомыми социальными ситуациями, во время разлуки, при усилиях необходимых для успеха в учебной и профессиональной деятельности.

         Можно выделить две большие группы признаков тревоги: первая – физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая – реакции, протекающие в психической сфере. Сложность описания этих проявлений заключаются в том, что все они по отдельности и даже в определенной совокупности могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния, переживания, такие, как отчаяние, гнев и даже радостное возбуждение.

Как соматические, так и психические признаки тревоги известны каждому из личного опыта. Чаще всего, соматические признаки проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, возрастании общей возбужденности, снижении порогов чувствительности. Такие знакомые каждому ощущения, как внезапный прилив тепла к голове, холодные и влажные ладони также являются сопутствующими признаками появления тревоги.

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности