Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика тревожности ……... 5
1.1. Определение понятия тревожность …………………………5
1.2. Проблемы школьной тревожности ……………………….…7
1.3. Портрет тревожного ребенка ……………………………….19
1.4. Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов…………………………………………………………………21
Выводы по первому разделу ……………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспертная работа ………………………………… 28
2.1. Организация и проведение исследования ……………………..28
2.2. Анализ экспертной работы …………………………………….32
2.3. Практическая работа. Общие рекомендации по коррекции тревожности младшего школьного возраста……………………………....38
Выводы по второму разделу …………………………………..…...43
Заключение ………………………………………………………………….46
Список литературы ………………………………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коррекция тревожности.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями можно использовать следующие методы:

-анкетирование;

-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Для этого используется тест Р. Бернса и С. Коуфмана

«Кинетический рисунок  семьи».

Цель: - исследование межличностных  отношений в семье (глазами ребёнка); - выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы  её члены были чем-либо заняты. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов  рисунков осуществлялся по следующим  показателям:

1.Наличие беспокойства  у детей об отношении к ним  взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

29

 

4.Наличие враждебности  по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния  семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок  рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению  к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей  с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные  пальцы, оскаленный рот и т.д.

В качестве примера разберём несколько рисунков. Маша Ф. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Азалия Р. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

Игорь З. нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Игоря (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

Никита Г. изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает

30

 

достаточно агрессивную  позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок  не удовлетворён своим положением в  семье и отношением к нему родителей.

Методика «Неоконченные  предложения»

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей  к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность  у детей. Методика проведения:

Детям предлагается закончить  ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову .Результаты этого обследования помогут выявить отношения детей к родителям. Например, ответ Крупчиновой С. – «Мой папа очень весёлый», «Моя мама и я любим стряпать»; Симонова Н.: «Моя мама добрая», «Мой папа и я играем в конструктор»; Негативные отношения: Васильев Д.- «Думаю, что моя мама редко обнимает меня»; Карина В.: «Моя мама ругается»; Глеб Д. пояснил: «Мой папа и я никогда не играем».

По результатам данной методики можно сделать вывод, что  во многих семьях дети испытывают тревожность  в отношениях с родителями, между  ними нет взаимопонимания.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

            

                                                                           Диаграмма 1.

 

31

 

 

Условные обозначения:

- высокий уровень детско-родительских  отношений (7 детей)

- средний уровень детско-родительских  отношений (12 детей)

- низкий уровень детско-родительских  отношений ( 2 детей)        

 

2.2. Анализ экспериментальной  работы 

По результатам тестирования мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных  детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. К высокому уровню детско-родительских отношений относятся рисунки Ганиева Ильнара, Симоновой Насти, Крупчиновой Светы, Рубцовой Азалии, Картавенко Даниила, Коннова Дениса. На этих рисунках ребенку комфортно в семье. На рисунке присутствую все члены семьи: в центре сам ребенок, в окружении – родители. Дети изображают себя и родителей нарядными; тщательно прорисовывает каждую линию: на лицах взрослых и ребенка улыбка, в позах прослеживается спокойствие. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесены рисунки Немковой Марии, Денисова Глеба, Новикова Игоря, Валеевой Карины, Колесниковой Иры, Федоровой Марии, Денисова Саши, Шлычковой Киры, Агафоновой Юли, Ивановой Светы, Юсуповой Милены, Васильева Дениса. На этих рисунках видно, что ребенку в семье не очень комфортно, на некоторых рисунках отсутствует кто-либо из членов семьи. Видно наличие беспокойства, т.к. ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей. К низкому уровню детско-родительских отношений можно отнести рисунки Гашникова Никиты, Звягина Игоря. На этих рисунках видно, что, запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения, через использование в рисунке темных красок.

На мой взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в  семье);

32

 

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье – неблагоприятная  обстановка; чрезмерная опека.

Так Васильев Денис мечтает с папой поиграть, значит, ему не хватает внимания со стороны отца. Шлычкова Кира боится наказания - видна чрезмерная строгость; Валеева Карина хочет почаще с родителями гулять, значит ей не хватает родительской ласки и заботы;  Гашников Никита мечтает, чтобы мама не плакала, значит в семье несколько напряженная обстановка; Звягин Игорь говорит о том, что его часто ругают – присутствие чрезмерной строгости; Иванова Света думает о том, чтобы было можно поиграть с подругами – прослеживается чрезмерная опека и ребенку не хватает свободы; Юсупова Милена жалуется, что ее не отпускают погулять с бабушкой – налицо конфликтная ситуация в семье, от чего ребенок испытывает тревожность; Крупчинова Света говорит о том, она с папой и мамой часто ездят отдыхать - в семье доброжелательные отношения; с гордостью сообщает, Рубцова Азалия, что мама с ней часто играет и ей с мамой очень интересно – видно, что в семье дружелюбные отношения, Ганиев Ильнар мечтает заботится о маме- в семье проявляется заботливость к членам семьи. Новиков Игорь мечтает о том, чтобы мама с папой не ссорились- в семье прослеживается несколько напряженная обстановка, ребенок испытывает тревожность.

Итак, нами было выявлено 2 детей, которые не удовлетворены  своим положением в семье. Они часто испытывают дискомфорт. Это видно по рисунку, где они изображают себя вдалеке от взрослых, а также с грустным выражением лица.

И наоборот, 7 детей в  семье имеет положительные детскородительские отношения. На их рисунках семья изображена в полном составе, где ребенок помещен в центре, а также преобладание светлых тонов. В этих семьях царит благоприятная обстановка, забота.

И 12 детей, где дети в семье не всегда чувствуют себя комфортно и уютно.

На мой взгляд, это происходит, потому что присутствует чрезмерная опека или чрезмерная строгость, что вызывает повышенную тревожность в поведении детей.

Следовательно, 12 детей  имеют тревожность:

- страх наказания;

33

 

- боязнь сделать что-то  не так, за что потом его  не будут любить;

Для преодоления тревожности  у детей, вызванной нарушениями  в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

Цель коррекционной  программы:

создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у

детей через коррекцию  детско-родительских отношений;

апробирование эффективных  форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений. Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов: пропедевтический; вводный; развивающий; контрольно-оценочный. 

На формирующем этапе  в исследовании приняло участие 21 родитель и 21 детей.

В результате предшествующей диагностики я предположила, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями. Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, составляется программа, направленная на их коррекцию.

ЭТАПЫ

1.Пропедевтический этап.

Цель:

снятие тревожности  и напряженности в отношениях между родителями и детьми;

- повышение уверенности в собственных силах;

34

 

- устранение отрицательных эмоций (одно занятие).

Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать  умения, направленные на общение детей  с родителями.

(три занятия).

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ РОДИТЕЛИ и ДЕТИ

Совместные детско-родительские занятия.

Знакомство с родителями и детьми в круге:

Все участники встают в круг и берутся за руки.

 Ведущий предлагает  каждому назвать себя и рассказать  о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

Психологические игры и  упражнения, направленные на релаксацию.

(«Комплименты», «Волшебный  клубок»).

Изучение психолого-педагогической литературы

1.Проведение этических  бесед на темы:

(Мухина «Шестилетний ребёнок»)

 «Семейные праздники», «Как быть вежливым».

.Просмотр видеофильма:  «Шестилетка, каков ты?» .Рисунки  детей, отражающие семью и каждого  родителя в отдельности.

.Родительское собрание  на тему «Мы и наши родители. Семейные линии».

Составление рассказов о семье.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать некоторые выводы о закономерностях формирования ответственности в младшем школьном

35

 

 

возрасте и о влиянии  на сформированность этого свойства личности стратегий воспитания родителей:

Наибольшее количество детей младшего школьного возраста проявляет средний уровень сформированности ответственности;

Преобладание среднего уровня может свидетельствовать  о том, что в этом возрасте ответственность  находится на определённом этапе  формирования.

На высокий уровень сформированности ответственности влияют эмоционально теплые, доверительные отношения между ребенком и родителями, принятие ребенка, с признанием его прав и достоинств, наличие сотрудничества, равенства в отношениях с родителями.

Негативно на формировании ответственности ребенка отражается наличие строгих и завышенных требований со стороны родителей, повышенная тревожность за ребенка, строгость в отношении к нему и сверхконтроль, а так же ограничение автономности и независимости ребенка.

Ход коррекционной работы:

Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений  с родителями и детьми, начался  со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и  предложил сделать то же самое  остальным. Во время проведения игр  не все родители и дети были раскованны.

Информация о работе Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности