Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами

Вложенные файлы: 1 файл

Пси управления.docx

— 58.15 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, конфликтная  ситуация – это такое совмещение  человеческих потребностей и  интересов, которое объективно  создает почву для реального  противоборства между различными  социальными субъектами.

 Конфликтная ситуация может  складываться объективно, помимо  воли и желания будущих противоборствующих  сторон (сокращение штатов в трудовом  коллективе), а может быть создана  или намеренно спровоцирована  одной или обеими сторонами.  Но каждая ситуация определяется  действительными событиями и  ее субъективное значение зависит  от того, какое объяснение дает  этим событиям каждая сторона,  в соответствии с которыми  она и начинает действовать  в ходе развития конфликта.  Главная черта этой ситуации  – возникновение предмета конфликта.

 Предмет конфликта – это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

 Поскольку в ходе конфликта  разрешаются противоречия, происходит  поиск путей выхода из тупиковой  ситуации, то возникает вопрос  о его функции – положительной  или отрицательной, плохой или  хорошей. Другими словами, плохо  это или хорошо, что происходит  конфликт? С обыденной точки зрения, здесь может быть дан только  отрицательный ответ, потому что  конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

 Но при более внимательном  взгляде в существо этой проблемы  вырисовывается другой подход, другая  точка зрения, согласно которой  конфликт не только негативное  социальное явление, но также  еще и позитивное. Ход рассуждений  здесь примерно следующий. Да, конфликт – это нежелательное  явление, начинающее разъедать  нормально функционирующую социальную  систему, но в его ходе появляются  такие силы, которые смогут вернуть  ее в состояние баланса и  стабильности, а также поддержания  ее в устойчивом состоянии.

 Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт – это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:

 – конфликт способствует  определенному движению вперед, предотвращает застой;

 – в процессе конфликта  происходит объективация источника  разногласия и возможно его  разрешение, «снятие», находятся средства  предотвращения будущих конфликтов;

 – конфликт – это определенное  отрицание старых, «отживших» отношений,  что приводит к формированию  новых отношений, коррекции взаимодействия;

 – в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;

 – конфликт – способ самоутверждения  личности, особенно у подростка,  конфликт – необходимая форма  поведения для поддержания статуса  в группе;

 – внутригрупповой конфликт  в научной деятельности создает  необходимый уровень напряженности,  нужный для творческой активности; так, исследование показало, что  продуктивность творческой научной  деятельности выше у конфликтных  личностей;

 – межгрупповые конфликты  могут способствовать групповой  интеграции, росту сплоченности, солидарности  группы;

 – необходимость решения  конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников  на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Признаки деструктивного конфликта:

1) расширение конфликта;

2) эскалация конфликта (т. е.  конфликт становится независимым  от исходных причин и, даже  если причины конфликта устранены,  сам конфликт продолжается);

3) увеличение затрат, потерь, которые  несут участники конфликта;

4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

 Анализ социологических и  социально-психологических исследований  позволяет выделить следующие  основные причины конфликтов:

 – социально-экономические  – конфликты в современном  обществе представляют собой  порождение и проявление объективно  существующих социально-экономических  противоречий;

 – социально-психологические  – потребности, мотивы, цели деятельности  и поведения различных людей;

 – социально-демографические  – различия в установках мотивах  поведения, целях и стремлениях  людей, обусловленных их полом,  возрастом, принадлежностью к  различным национальным образованиям.

 Социальный конфликт

Люди так или иначе реагируют на изменение социально-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из таких потребностей является социально-психологической причиной конфликтов. Неравенство в уровне доходов и потребления между самыми богатыми и самыми бедными, практически отсутствие средних слоев общества, нестабильность экономического, социального и политического развития неизбежно ведут к конфликтам на самых различных уровнях – межличностном, в масштабах всего общества. Острота социальной напряженности, уровень конфликтности проявляются в различных факторах: повышенном эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между людьми, усилении неудовлетворенности жизнью и экономическим положением, учащении локальных конфликтов, превращении девиантного поведения людей в своеобразную социальную «норму» (разбой, рэкет, терроризм, наркомания, проституция и т. д.), поиске «виноватого» («что делать?» и «кто виноват?»). В свою очередь, такого рода негативные психологические факторы не лучшим образом воздействуют на развитие социально-экономической и политической обстановки в целом.

 Социальный конфликт всегда  сопровождается особой социально-психологической  атмосферой, которая получила название  социальной напряженности. Социальная  напряженность – это особое  состояние общественного сознания  и поведения, специфическая ситуация  восприятия и оценки действительности.

 Социальная напряженность как  эмоционально-психологическое состояние  общества или его части возникает,  если назревший кризис своевременно  не выявляется, а конфликтное  противоречие никак не разрешается,  переходя в тупиковую ситуацию, когда люди осознают расхождение  между провозглашаемыми идеалами  и целями общественного развития  и его действительными результатами.

 Социальная напряженность характеризуется следующими параметрами: а) распространением неудовлетворенности жизнью (недовольство ростом цен, инфляцией, оскуднением потребительской корзины, угрозой личной безопасности и т. д.); б) утратой доверия к правящей элите (пессимизм в оценке будущего, рост ощущения опасности, возникновение атмосферы массового психического беспокойства и эмоционального возбуждения); в) появлением стихийных массовых действий (различные конфликты, митинги, демонстрации, забастовки).

 Основными стадиями социальной напряженности являются: 1) фоновый уровень социальной напряженности – норма; 2) латентная стадия нарастания социальной напряженности выше нормы или балансирование на ее границе; 3) стадия проявления социальной напряженности в ходе роста недовольства и осознания конфликтности создавшегося положения; 4) критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт; 5) стадия ускоренного развития социального конфликта – взрыв; 6) стадия наивысшего развития социальной напряженности – кульминация конфликта; 7) стадия спада социальной напряжённости до фонового уровня и прекращение социального конфликта.

 Можно выделить несколько  основных причин конфликтов в  организациях.

 Распределение ресурсов. Даже  в самых крупных и богатых  организациях ресурсы всегда  ограничены. Необходимость распределять  их практически неизбежно ведет  к конфликтам. Люди всегда хотят  получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда  кажутся им более обоснованными.

 Взаимозависимость задач. Возможность  конфликта существует везде, где  один человек (или группа) зависит  от другого человека (или группы) в выполнении задачи.

 Например, руководитель производственного  подразделения может объяснить  низкую производительность труда  своих подчиненных неспособностью  ремонтной службы быстро и  качественно ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы  может, в свою очередь, винить  отдел кадров в том, что не  приняты новые работники, в  которых так нуждаются ремонтники.

 Несколько инженеров, занятых  разработкой одного изделия, могут  обладать разным уровнем профессиональной  квалификации. В этом случае специалисты  более высокой квалификации могут  быть недовольны тем, что слабые  инженеры тормозят выполнение  работы, а последние недовольны  тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту.

 Различия в целях. Вероятность  этих конфликтов в организациях  возрастает по мере увеличения  организации, когда она разбивается  на специализированные подразделения.  Например, отдел сбыта может настаивать  на производстве более разнообразной  продукции исходя из спроса (потребностей  рынка); при этом производственные  подразделения заинтересованы в  увеличении объема выпуска продукции  при минимальных затратах, что  обеспечивается выпуском простой  однородной продукции. Отдельные  работники тоже, как известно, преследуют  собственные цели, не совпадающие  с целями других.

 Различия в способах достижения  целей. У руководителей и непосредственных  исполнителей могут быть разные  взгляды на пути и способы  достижения общих целей, даже  при отсутствии противоречивых  интересов. Например, все хотят  повысить производительность труда,  сделать работу более интересной, но о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

 Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организациях очень  часто связаны с неудовлетворительными  коммуникациями. Неполная или неточная  передача информации или отсутствие  информации вообще является не  только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

 Различия в психологических  особенностях. Это еще одна причина  возникновения конфликтов. Как уже  говорилось, не следует считать  ее основной и главной, но  игнорировать роль психологических  особенностей тоже нельзя. Каждый  нормальный человек обладает  определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками  и т. д. Каждый человек своеобразен  и уникален. Порой психологические  различия участников совместной  деятельности столь велики, что  мешают ее осуществлению, повышают  вероятность возникновения всех  типов и видов конфликтов. В  этом случае можно говорить  о психологической несовместимости.  Вот почему в настоящее время  менеджеры все большее внимание  уделяют подбору и формированию  «слаженных» команд.

 Совместимость характеров –  дело довольно сложное и тонкое. Здесь требуется определенное  различие, несходство характеров, что  делает возможным их «взаимодополняемость» («властный характер» – «склонный к подчинению»), такая пара людей более совместима, чем люди с похожим, одинаково «властным» характером. Но есть качества характера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт («аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый» малосовместимы).

 В общем, для обеспечения  совместимости с другими людьми  требуется три основных качества  характера: 1) способность критически  относиться к себе; 2) терпимость  к другим; 3) доверие к другим. Если  эти качества полностью отсутствуют  у человека, то он психологически  несовместим с другими людьми  и всегда несет с собой тень  конфликта. Если люди слишком  различаются между собой по  типам психологических предпочтений  и не осознают, не учитывают  этого, то возникновение конфликтов  очень вероятно, даже если у  людей нет антагонистических  интересов.

 По-видимому, успешно смогут работать вместе люди, которые имеют совпадения хотя бы по двум из психологических предпочтений, т. е. оба должны быть или экстравертами (Е), либо интровертами (I) и относиться либо к решающему (Р), либо к воспринимающему (В) психологическому типу, хотя и это не гарантирует отсутствие разногласий в дальнейшем.

Информация о работе Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия