Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:25, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами
8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.
9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху – «родительская» или снизу – «детская») неэффективны.
Держитесь твердо в позиции
спокойной уверенности (
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает оппонента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
11. Ничего не надо доказывать.
В любых конфликтных
12. Замолчите первым.
Если так уж получилось, что
вы потеряли контроль над
Ваше молчание позволяет
выйти из ссоры и прекратить
ее. В любом конфликте участвуют
обычно две стороны, а если
одна исчезла – с кем
Если же ни один из
Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать, как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.
13. Не характеризуйте состояние оппонента.
Всячески избегайте словесной
констатации отрицательного
14. Уходя, не хлопайте дверью.
Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
15. Говори, когда партнер остыл.
Если вы замолчали и партнер
расценил отказ от ссоры как
капитуляцию, лучше не
16. Независимо от результата
разрешения противоречия
Выразите свое уважение и
расположение клиенту и
11 табу в конфликтной ситуации. Нельзя:
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему низменные ими плохие намерения.
3. Демонстрировать знаки
4. Обвинять и приписывать
5. Игнорировать его интересы.
6. Видеть все только со своей позиции.
7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.
8. Преувеличивать свои заслуги.
9. Раздражаться, кричать, нападать.
10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
11. Обрушивать на партнера
Десять типичных ошибок конфликтующего человека:
1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.
2. Ведет себя негибко, не
3. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.
4. Мыслит стереотипно, стремится
втиснуть решение в рамки
5. Отвлекается от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы.
6. Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность.
7. Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодействию.
8. Создает препятствия для
9. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы.
10. Боится риска.
В психологическом плане
устранение причин конфликта
тесно связано с воздействием
на мотивацию участников и
предполагает выдвижение
Существуют многочисленные
рекомендации по
1. Если чувствуете, что «созреваете»
для конфликта, то
2. Стремитесь чувствовать, когда
супруг находится в состоянии
усталости, нервозности, и
3. Еще до того как недовольство выльется в столкновение, старайтесь найти и устранить его главную причину. Для этого требуется в подходящий момент мягко и тактично рассказать друг другу обо всем, что вызывает беспокойство, неудовлетворенность.
4. Не обнажайте перед
5. Не позволяйте вмешиваться
в конфликт ни родителям, ни
собственным детям, ни тем
6. Помните, что умен не тот,
кто прав, а кто понимает, когда
надо остановиться в возникшем
споре, чтобы не допустить его
разрастания, «перехода на
7. При разрешении спора не
пользуйтесь «волевыми
8. Говорите только о самом
разногласии, только о самом
предмете спора. Старайтесь не
обобщать и не вспоминать
9. Избегайте делать контр выпад на замечание («А ты сам...»).
10. Не позволяйте даже в пылу
ссоры бранных слов. Думайте не
о том, чтобы «ударить»
11. Чтобы спор не перерос в
конфликт, чтобы вежливость не
уступила место злобным
12. Если в ходе ссоры вы
поняли, что действительно неправы,
будет самым уместным открыто
признать свою вину. Самокритичность
всегда вызывает уважение! (Другому
супругу, в свою очередь, не
стоит добиваться «
13. Если вы осознаете
14. Если спор зашел так далеко,
что грозит семейной
В случае невозможности
Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, следующие:
– устранение объекта
– раздел объекта конфликта между сторонами;
– установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
– компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
– разведение сторон
– перенос отношений сторон
в другую плоскость,
Существуют определенные
1. Следует уяснить ситуацию и ответить себе на такие вопросы:
а) насколько велика доля
субъективных факторов в
б) достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
в) с каким именно личностным
барьером – установки
г) что важнее для дела
– возможные последствия
2. Первому сделать шаг к
3. Иногда следует прямо сказать человеку, что он препятствует чему-то очень важному для общего дела или даже для вас лично («От вас зависит дело, которому я отдал 10 лет своей жизни!»).
4. Прибегнуть к мнению третьего,
незаинтересованного и
Таким образом, подводя итог, можно сделать ряд выводов следующего содержания.
1. Конфликты возникают в случае
обострения противоречий между
противодействующими сторонами,
2. Основные причины конфликтов
– социально-экономические,
3. Причины конфликтов коренятся также в таких субъективных факторах, как характеры людей, их настроения и вкусы.
4. Развитие конфликта
Информация о работе Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия