Благополучная,
здоровая семья — это семья, в которой
удовлетворяются все насущные физические,
психологические и духовные потребности
каждого ее члена, для развития более близких
и глубоких взаимоотношений между ними
и внутреннего, личностного развития каждого
ее члена в отдельности. Это семья, где
создана безопасная, благоприятная атмосфера
для духовного роста каждого.
Неблагополучная
семья – это семья, в которой
нарушена структура, обесцениваются или
игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые
дефекты воспитания, в результате
чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные
семьи можно условно разделить
на две большие группы:
1. семьи с
явной (открытой) формой неблагополучия
(конфликтные семьи, проблемные
семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные
семьи, семьи с недостатком воспитательных
ресурсов):
- формы семейного
неблагополучия имеют ярко выраженный
характер;
- проявляются
одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности
семьи (например, на социальном и материальном
уровне);
- проявляются
в неблагополучном психологическом климате
в семье;
- ребенок испытывает
физическую и эмоциональную отверженность
со стороны родителей, у него появляются
чувство неадекватности, стыд за себя
и родителей перед окружающими, страх
за свое настоящее и будущее;
2. семьи со
скрытой формой неблагополучия (внутренне
неблагополучные): внешне респектабельные
семьи, однако в них ценностные
установки и поведение родителей
расходятся с общечеловеческими моральными
требованиями, что сказывается на воспитании
детей.
Основными
особенностями неблагополучной
семьи являются:
- низкий уровень
педагогической культуры;
- деструктивные
эмоционально-конфликтные отношения между
супругами;
- возможное
наличие таких факторов, как социально-экономическое
неблагополучие, аморальный образ жизни,
зависимость от алкоголя и психоактивных
веществ;
- деформированность
общечеловеческих ценностных ориентации,
неразборчивость в брачном выборе и повторные
браки, без учета интересов детей;
- жестокое
отношение к детям и насилие над ними;
- пренебрежение
к санитарно-гигиеническим нормам и т.
п.
Неблагополучная
или асоциальная семья, в отличие
от благополучной семьи, представляет
серьезную угрозу для ребенка, принося
ему немало моральных переживаний,
подвергая его опасности получить психические
заболевания, в том числе задержку в психофизическом
развитии. В неблагополучных семьях ослаблен
или отсутствует контроль за детьми, возникает
детская безнадзорность и беспризорность,
практикуются побеги из дома, бродяжничество,
половая распущенность, правонарушения
и преступная деятельность, алкоголизм,
наркомания и токсикомания подростков.
Повседневная жизнь детей из семей, имеющих
статус неблагополучных, постоянно сопровождается
эмоциональным стрессом.
Одним
из самых мощных неблагополучных
факторов, разрушающих не только семью,
но и душевное равновесие ребенка, является
алкоголизм родителей. Оно может отрицательно
влиять не только в момент зачатья и во
время беременности, но и на протяжении
всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной
семейной атмосфере становится невыносимой,
превращает их в социальных сирот при
живых родителях. Важнейшие особенности
процесса взросления детей из «алкогольных»
семей заключаются в том, что:
- Дети вырастают
с убеждением, что мир - это небезопасное
место и доверять людям нельзя;
- Дети вынуждены
скрывать свои истинные чувства и переживания,
чтобы быть принятыми взрослыми;
- Дети чувствуют
эмоциональное отвержение взрослых, когда
по неосмотрительности допускают ошибки,
когда не оправдывают ожидания взрослых,
когда открыто проявляют свои чувства
и заявляют о своих потребностях;
- Дети, особенно
старшие в семье, вынужденно берут на себя
ответственность за поведение их родителей;
- Родители
могут не воспринимать ребенка как отдельное
существо, обладающее собственной ценностью,
считают, что ребенок должен чувствовать,
выглядеть и делать то же, что и они;
- Самооценка
родителей может зависеть от ребенка.
Родители могут относиться к нему, как
к равному не давая ему возможности быть
ребенком;
- Семья с алкоголезависемыми
родителями опасна своим десоциализирующим
влиянием не только на собственных детей,
но и распространением разрушительного
воздействия на личностное становление
детей из других семей.
К неблагополучным
семьям относят конфликтные семьи.
Признаки такой семьи следующие:
- в семье постоянно
имеются сферы, где сталкиваются интересы,
намерения, желания всех или нескольких
членов семьи, порождая сильные и продолжительные
отрицательные эмоциональные состояния,
непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
- конфликтные
семьи могут быть шумными, скандальными,
где повышение тона, раздраженность –
норма взаимоотношений супругов или тихими,
где присутствует отчужденность, стремление
избегать взаимодействия;
- конфликтная
семья отрицательно влияет на формирование
личности ребенка, на его поведение.
Ребенок в конфликтной
семье:
1)испытывает
чувство незащищенности, нестабильности,
приводящее к патологическому страху,
постоянному напряжению, тяжелым кошмарным
снам, замыканию в себе, неумению общаться
со сверстниками;
2)необходимость
скрывать свои сильные эмоции – запрет
в семье выражать свои чувства, что свойственно
детской непосредственности;
3)душевная травматизация
детей, нарастание отчуждения, неприязнь
к сорящимся родителям;
4)агрессивность
по отношению к «неправому», по мнению
ребенка, родителю и принятие стороны
другого из родителей;
5)капризность, неадекватные
эмоциональные реакции из-за ломки детской
психики.
К внутренне
неблагополучным семьям относятся:
- недоверчивая
семья (у детей формируется недоверчиво-враждебное
отношение к людям, подозрительность,
агрессивность, нарушение контактов со
сверстниками, конфликты с учителями и
воспитателями, непризнание детьми ошибок
и собственной вины, трудно идут на контакт
с педагогами, не верят в искренность и
ждут подвоха);
- легкомысленная
семья (дети в легкомысленной семье вырастают
слабовольными, неорганизованными, с несформированными
волевыми качествами);
- хитрая семья
(дети в хитрой семье полностью перенимают
взгляды взрослых, у них формируется установка
«нарушай, но главное - не попадайся!»);
- семьи, ориентированные
на успех ребенка (ребенок чувствует, что
все его положительные связи с родителями
зависят от его успехов, у ребенка состояние
повышенного эмоционального напряжения,
срывы в виде неадекватных реакций на
неудачу);
- псевдовзаимные
и псевдовраждебные семьи (ребенок учится
не чувствовать, а играть в чувства, остается
эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем
невмешательство, дистанцирование);
- семьи известных
людей (многие дети считают с детства себя
исключительными, предполагая, что родительские
заслуги должны перейти к ним по наследству,
испытывают разочарование, огорчение,
обиду и злость на окружающих и собственных
родителей, если не получают признания;
иногда тяжело переживают бремя родительской
славы, страдают от одиночества и недостатка
внимания со стороны родителей.
Как отдельную
категорию выделяют пограничные
семьи, к ним относятся:
- семьи с недееспособными
членами (испытывают материальную недостаточность,
часто дети остаются без присмотра);
- семьи с детьми-инвалидами
(часто семья сохраняется лишь формально
из чувства долга перед больным ребенком,
в подобных семьях часто бывают разводы);
- семьи с нарушением
структуры семейных ролей (семья-крепость
семья-театр, семья-санаторий, семья с
антисексуальной идеологией).
На основании
вышесказанного о неблагополучных
семьях можно констатировать, что все
перечисленные типы семейного воспитания
объединяет наличие негибких семейных
ролей и правил, которые искажают развитие
ребенка в семье. Таким образом, ребенок
из неблагополучной семьи сталкивается
с довольно широким спектром проблем,
которые затрагивают как материальное
положение семьи, так и взаимоотношения
с окружающими и обучение в школе.
Соответственно,
помощь, адресованная детям из неблагополучных
семей должна включать следующие пункты:
- профилактика
насилия в ближайшем окружении ребенка,
защита детей от насилия и оказания соответствующей
помощи жертвам насилия;
- организация
дополнительных занятий в школе, направленных
на преодолении трудностей в обучении;
- профилактика
вредных привычек, вовлечение в деятельность,
исключающую негативное влияние среды;
- обучение
родителей навыкам общения с ребенком
для оказания ему адекватной поддержки
в решении его проблем;
- организация
доступной психологической помощи детям
и родителям для преодоления внутрисемейных
конфликтов.
1.3.
Личностная тревожность как фактор
формирования страха у ребёнка
Тревожность
- одна из наиболее сложных проблем современной
психологической науки. Почти в каждой
исследовательской работе мы обязательно
встретим ссылки на ее неразработанность,
неопределенность, на неточность и многозначность
самого понятия [22, с.34].
Но
одновременно это одна из наиболее
используемых в практике категорий
-- как диагностических, так и объяснительных,
интерпретационных. Когда речь идет о
влиянии тревожности на поведение и развитие
личности, о саморегуляции состояния тревоги,
о тревожном типе личности, о «работе с
тревогой», способах преодоления устойчивой
тревожности и т.п. -- сравнительно легко
достигается взаимопонимание между специалистами,
вне зависимости от их теоретических взглядов
[17, с.7].
Сложность
применения известных точек зрения
к анализу страха и тревоги у детей,
как подчеркивалось неоднократно, связана,
по крайней мере, с двумя обстоятельствами.
Во-первых, разграничение внешней и внутренней,
определенной и неопределенной угрозы
возникает в онтогенезе довольно поздно.
Во-вторых, разграничение «витальной»
и «социальной» угрозы часто достаточно
искусственно, во всяком случае для детей.
Тревожность
не связана с какой-либо определенной
ситуацией и проявляется почти всегда.
Это состояние сопутствует человеку в
любом виде деятельности. Когда же человек
боится чего-то конкретного, мы говорим
о проявлении страха. Например, страх темноты,
страх высоты, страх замкнутого пространства.
Б.И.
Кочубей и Е.В. Новикова считают,
что тревожность развивается
вследствие наличия у ребенка
внутреннего конфликта, который
может быть вызван:
1.
Противоречивыми требованиями, предъявляемыми
родителями, либо родителями и
школой (детским садом). Например, родители
не пускают ребенка в школу из-за
плохого самочувствия, а учитель ставит
«двойку» в журнал и отчитывает его за
пропуск урока в присутствии других детей.
2.
Неадекватными требованиями (чаще
всего, завышенными). Например, родители
неоднократно повторяют ребенку, что он
непременно должен быть отличником, не
мо-гут и не хотят смириться с тем, что
сын или дочь получает в школе не только
«пятерки» и не является лучшим учеником
класса.
3.
Негативными требованиями, которые
унижают ребенка, ставят его
в зависимое положение. Например, воспитатель
или учитель говорят ребенку: «Если ты
расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие,
я не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты
считают, что в дошкольном и младшем школьном
возрасте более тревожны мальчики, а после
12 лет девочки. При этом девочки больше
волнуются по поводу взаимоотношений
с другими людьми, а мальчиков в большей
степени беспокоят насилие и наказание.
Совершив какой-либо «неблаговидный»
поступок, девочки переживают, что мама
или педагог плохо о них подумают, а подружки
откажутся играть с ними. В этой же ситуации
мальчики, скорее всего, будут бояться,
что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Как отмечают авторы книги, через 6 недель
после начала учебного года у школьников
обычно повышается уровень тревожности,
и они нуждаются в 7 --10-дневном отдыхе [38,
с.18 ].
Тревожность
ребенка во многом зависит от уровня
тревожности окружающих его взрослых.
Высокая тревожность педагога или родителя
передается ребенку. В семьях с доброжелательными
отношениями дети менее тревожны, чем
в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен
тот факт, что после развода
родителей, когда, казалось бы, в семье
закончились скандалы, уровень тревожности
ребенка не снижается, а, как правило,
резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель
выявила и такую закономерность:
тревожность детей возрастает в том случае,
если родители не удовлетворены своей
работой, жилищными условиями, материальным
положением. Может быть, именно поэтому
в наше время число тревожных детей неуклонно
растет. Авторитарный стиль родительского
воспитания в се-мье тоже не способствует
внутреннему спокойствию ребенка [38, с.20
].