Психологические особенности страхов в различном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс его развития вспять. А еще более мощным патогенным и дезадаптирующим фактором для ребенка является насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. В такие учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от множества страхов.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции
Природа детских страхов
Особенности детей, воспитывающихся

в благополучных и неблагополучных семьях
Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Способы коррекции детских страхов


Глава II. Исследование выявления детских страхов и методов их коррекции в СРЦ «Мечта» г.Лихославль

2.1 Программа исследования

2.2 Описание результатов и их анализ

2.3 Интерпретация результатов исследования


Заключение



Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по консультированию.docx

— 75.81 Кб (Скачать файл)

     Благополучная, здоровая семья — это семья, в которой удовлетворяются все насущные физические, психологические и духовные потребности каждого ее члена, для развития более близких и глубоких взаимоотношений между ними и внутреннего, личностного развития каждого ее члена в отдельности. Это семья, где создана безопасная, благоприятная атмосфера для духовного роста каждого.

     Неблагополучная семья – это семья, в которой  нарушена структура, обесцениваются или  игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые  дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

     Неблагополучные семьи можно условно разделить  на две большие группы:

1. семьи с  явной (открытой) формой неблагополучия (конфликтные семьи, проблемные  семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные  семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов):

      • формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;
      • проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);
      • проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;
      • ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее;

2. семьи со  скрытой формой неблагополучия (внутренне  неблагополучные): внешне респектабельные  семьи, однако в них ценностные  установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

     Основными особенностями неблагополучной  семьи являются:

    • низкий уровень педагогической культуры;
    • деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами;
    • возможное наличие таких факторов, как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ;
    • деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей;
    • жестокое отношение к детям и насилие над ними;
    • пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.

     Неблагополучная или асоциальная семья, в отличие  от благополучной семьи, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося  ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков. Повседневная жизнь детей из семей, имеющих статус неблагополучных, постоянно сопровождается эмоциональным стрессом.

     Одним из самых мощных неблагополучных  факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:

  • Дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;
  • Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;
  • Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
  • Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
  • Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
  • Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;
  • Семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей.

  К неблагополучным  семьям относят конфликтные семьи. Признаки такой семьи следующие:

  • в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
  • конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
  • конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Ребенок в конфликтной  семье:

1)испытывает  чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

2)необходимость  скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

3)душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;

4)агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

5)капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.

   К внутренне  неблагополучным семьям относятся:

  • недоверчивая семья (у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями, непризнание детьми ошибок и собственной вины, трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха);
  • легкомысленная семья (дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами);
  • хитрая семья (дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка «нарушай, но главное - не попадайся!»);
  • семьи, ориентированные на успех ребенка (ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, срывы в виде неадекватных реакций на неудачу);
  • псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи (ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным, проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование);
  • семьи известных людей (многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания; иногда тяжело переживают бремя родительской славы, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

    Как отдельную  категорию выделяют пограничные  семьи, к ним относятся:

  • семьи с недееспособными членами (испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра);
  • семьи с детьми-инвалидами (часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком, в подобных семьях часто бывают разводы);
  • семьи с нарушением структуры семейных ролей (семья-крепость семья-театр, семья-санаторий, семья с антисексуальной идеологией).

      На основании  вышесказанного о неблагополучных  семьях можно констатировать, что все перечисленные типы семейного воспитания объединяет наличие негибких семейных ролей и правил, которые искажают развитие ребенка в семье. Таким образом,  ребенок из неблагополучной семьи сталкивается с довольно широким  спектром проблем, которые затрагивают как материальное положение семьи, так и взаимоотношения с окружающими и обучение в школе.

      Соответственно, помощь, адресованная детям из неблагополучных  семей должна включать следующие пункты:

    • профилактика насилия в ближайшем окружении ребенка,  защита детей от насилия и оказания соответствующей помощи жертвам насилия;
    • организация дополнительных занятий в школе, направленных на преодолении трудностей в обучении;
    • профилактика вредных привычек, вовлечение в деятельность, исключающую негативное влияние среды;
    • обучение родителей навыкам общения с ребенком для оказания ему адекватной поддержки в решении его проблем;
    • организация доступной психологической помощи детям и родителям для преодоления внутрисемейных конфликтов.

 

     

     1.3. Личностная тревожность как фактор  формирования страха у ребёнка

     Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия [22, с.34].

     Но  одновременно это одна из наиболее используемых в практике категорий -- как диагностических, так и объяснительных, интерпретационных. Когда речь идет о влиянии тревожности на поведение и развитие личности, о саморегуляции состояния тревоги, о тревожном типе личности, о «работе с тревогой», способах преодоления устойчивой тревожности и т.п. -- сравнительно легко достигается взаимопонимание между специалистами, вне зависимости от их теоретических взглядов [17, с.7].

     Сложность применения известных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае для детей.

     Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

     Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается  вследствие наличия у ребенка  внутреннего конфликта, который  может быть вызван:

     1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми  родителями, либо родителями и  школой (детским садом). Например, родители  не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

     2. Неадекватными требованиями (чаще  всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не мо-гут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

     3. Негативными требованиями, которые  унижают ребенка, ставят его  в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники. Как отмечают авторы книги, через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7 --10-дневном отдыхе [38, с.18 ].

     Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

     Интересен тот факт, что после развода  родителей, когда, казалось бы, в семье  закончились скандалы, уровень тревожности  ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель  выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в се-мье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка [38, с.20 ].

Информация о работе Психологические особенности страхов в различном возрасте