Психологические особенности страхов в различном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс его развития вспять. А еще более мощным патогенным и дезадаптирующим фактором для ребенка является насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. В такие учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от множества страхов.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции
Природа детских страхов
Особенности детей, воспитывающихся

в благополучных и неблагополучных семьях
Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Способы коррекции детских страхов


Глава II. Исследование выявления детских страхов и методов их коррекции в СРЦ «Мечта» г.Лихославль

2.1 Программа исследования

2.2 Описание результатов и их анализ

2.3 Интерпретация результатов исследования


Заключение



Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по консультированию.docx

— 75.81 Кб (Скачать файл)

     Коррекция посредством индивидуально-групповых  занятий [16, с.202 ]. Остановимся еще  на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой и Т. Шишовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы относят этот метод к разряду индивидуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Другими словами, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Обязательным условием применения данного метода является активное участие родителей.

     В некоторых аспектах драматическая  психоэлевация имеет сходство с  театрализованными методиками типа психодрамы Якоба Морено [53, с.126 ]. Главное отличие методики драматической психоэлевации состоит в преимущественной опоре на сознание и сверхсознание. В процессе работы авторы стремятся актуализировать желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация -- от лат. elevare -- поднимать, возвышать). Также отличием является то, что метод драматической психоэлевации основное внимание уделяет особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.

     Тактикой  работы эта методика кардинально  отличается от других психотерапевтических методик. В нескольких словах ее можно описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.

     Исключительное  значение в данном методе придается  метафорической форме театральных  этюдов, так как эта форма является наиболее эффективной и наименее травмирующей в работе с детьми. Наиболее сильный терапевтический эффект достигается путем взаимосочетания трех компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия в качестве персонажей вполне реальных людей, прежде всего, самого ребенка и его близких.

     Основным  инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют самораскрытию маленьких актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую функцию.

     Авторы  акцентируют внимание на том, что  сам по себе театральный антураж  и, в частности, куклы не несут  лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы ребенок  получил возможность осознать свою проблему и решить ее без психического ущерба для себя. С нашей точки зре-ния, драматическая психоэлевация -- интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.

     Эда Ле Шан отмечает в своей книге  «Когда ваш ребёнок сводит вас  с ума»: Родители часто не хотят  признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это  беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и  проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему  исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню  ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи [29, с.128].

Информация о работе Психологические особенности страхов в различном возрасте