Психологические особенности страхов в различном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:24, курсовая работа
Краткое описание
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс его развития вспять. А еще более мощным патогенным и дезадаптирующим фактором для ребенка является насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. В такие учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от множества страхов.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции Природа детских страхов Особенности детей, воспитывающихся
в благополучных и неблагополучных семьях Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка Способы коррекции детских страхов
Глава II. Исследование выявления детских страхов и методов их коррекции в СРЦ «Мечта» г.Лихославль
Выделим
и деятельностный принцип коррекции,
который определяет сам предмет
приложения коррекционных действий,
выбор средств и способов достижения
цели. Согласно данному принципу основным
направлением коррекционной работы является
целенаправленное формирование обобщенных
способов ориентировки ребенка в различных
сферах предметной деятельности и межличностных
взаимодействий, в конечном счете - социальной
ситуации развития. Сама же коррекционная
работа должна строиться не как простая
тренировка навыков и умений (предметных,
коммуникативных и др.), а как целостная
осмысленная деятельность ребенка, естественно,
органически вписывающаяся в систему
его повседневных жизненных отношений
[11, с.343].
Особенно
широко в коррекционной работе используется
ведущая деятельность детей. В дошкольном
возрасте - это игра в различных ее разновидностях
(сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация,
режиссерская). Ее успешно применяют как
для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений
с окружающими, так и для коррекции познавательных,
эмоциональных, волевых процессов общения.
Игра безоговорочно признана универсальной
формой коррекции в дошкольном периоде.
Опора на игровые, значимые для дошкольника
мотивы в коррекционных занятиях делает
их особо привлекательными и способствует
успеху в коррекции.
Важное
место в коррекционной работе
отводится художественной деятельности.
Основные направления коррекционных воздействий
средства-ми искусства:
1)
увлекающие занятия;
2)
самораскрытие в творчестве.
Широко
применяются в коррекционной
работе с дошкольниками и занятия
физической культурой. В конце дошкольного
возраста в этих целях могут быть использованы
и зарождающиеся новые виды деятельности
- учебная и трудовая.
Компоненты
готовности к коррекционной работе:
теоретическая (знание теоретических
основ коррекционной работы, способов
коррекции и т. д.); практическая (владение
методами и методиками коррекции); личностная
(психологическая проработанность у взрослого
собственных проблем в тех сферах, которые
он предполагает корректировать у ребенка).
Коррекция
посредством рисования[21, с.42]. Рисование
-- творческий акт, позволяющий детям
ощутить радость свершений, способность
действовать по наитию, быть собой, выражая
свободно свои чувства и переживания,
мечты и надежды. Рисование, как и игра,
-- это не только отражение в сознании детей
окружающей действительности, но и ее
модели-рование, выражение отношения к
ней. Поэтому через рисунки можно лучше
понять интересы детей, их глубокие, не
всегда раскрываемые переживания и учесть
это при устранении страхов. Рисование
предоставляет естественную возможность
для развития воображения, гибкости и
пластичности мышления. Действительно,
дети, которые любят рисовать, отличаются
большей фантазией, непосредственностью
в выражении чувств и гибкостью суждений.
Они легко могут представить себя на месте
того или иного человека или персонажа
рисунка и выразить свое отношение к нему,
поскольку это же происходит каждый раз
в процессе рисования. Последнее как раз
и позволяет использовать рисование в
терапевтических целях. Рисуя, ребенок
дает выход своим чувствам и переживаниям,
желаниям и мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и безболезненно
сопри-касается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.
Как
для выработки иммунитета от инфекционных
болезней вводится живая, но ослабленная
вакцина, стимулирующая развитие здоровых,
защитных сил организма, так и повторное
переживание страха при отображении на
рисунке приводит к ослаблению его травмирующего
звучания.
Отождествляя
себя с положительными и сильными,
уверенными в себе героями, ребенок
борется со злом: отрубает дракону
голову, защищает близких, побеждает врагов
и т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности
постоять за себя, а есть ощущение силы,
геройства, то есть бесстрашия и способности
противостоять злу и насилию.
Рисование
неотрывно от эмоций удовольствия,
радости, восторга, восхищения, даже гнева,
но только не страха и печали.
Рисование,
таким образом, выступает как
способ постижения своих возможностей
и окружающей действительности, моделирования
взаимоотношений и выражения эмоций, в
том числе и отрицательных, негативных.
Однако это не означает, что активно рисующий
ребенок ничего не боится, просто у него
уменьшается вероятность появления страхов,
что само по себе имеет немаловажное значение
для его психического развития. К сожалению,
некоторые родители считают игру и рисование
несерьезным делом и односторонне заменяют
их чтением и другими интеллектуально
более полезными, с их точки зрения, занятиями.
Фактически же нужно то и другое. Детям
с художественными задатками, эмоциональным
и впечатлительным, как раз и подверженным
страхам, нужно больше игр и рисования.
У детей более рациональных, склонных
к аналитическому, абстрактному мышлению,
возрастает удельный вес интеллектуально-рассудочных
занятий, включая компьютерные игры и
шахматы. Но даже и при так называемой
левополушарной ориентации необходимы
как можно большее разнообразие в играх
и рисование для расширения творческого
диапазона и мира воображения ребенка.
Наибольшая
активность в рисовании наблюдается
в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети
рисуют сами, непринужденно и свободно,
выбирая темы и представляя воображаемое
так ярко, как если бы это было на самом
деле. В большинстве случаев к началу подросткового
возраста способность к спонтанному изобразительному
творчеству постепенно ослабевает. Уже
сознательно ищется правильная форма,
композиция, появляются сомнения в достоверности
рисунка, натурализм в изображении предметов.
Подростки даже стесняются своего умения
рисовать так, как им хочется, опасаясь
выглядеть неловкими и смешными в представлении
окружающих, и тем самым лишаются естественного
способа выражения своих чувств и желаний.
Коррекция
посредством игротерапии [6, с.115]. В
отечественной современной психологии
одним из средств коррекции детских страхов
является игротерапия. По мнению А.Я. Варга,
игровая терапия -- нередко единственный
путь помощи тем, кто еще не освоил мир
слов, взрослых ценностей и правил, кто
еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире
фантазий и образов является повелителем.
Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости
речь для взрослого и игру для ребенка,
для дошкольника игра является естественной
потребностью, выступающей условием гармоничного
развития личности.
По
мнению многих исследователей, игра является
ведущим средством психотерапии
в дошкольном возрасте. При этом
она несет еще и диагностичес-кую,
и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему
потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном
возрасте отводится центральное место.
Успешность
игрового коррекционного воздействия
заложена в диалогическом общении взрослого
и ребенка через принятие, отражение и
вербализацию им свободно выражаемых
в игре чувств. В русле игротерапии используют
свободную игру и директивную (управляемую).
В свободной игре психолог предлагает
детям различный игровой материал, провоцируя
регрессивные, реалистические и агрессивные
виды игр. Регрессивная игра предполагает,
возврат к менее зрелым формам поведения.
Реалистическая игра зависит от объективной
ситуации, в которой ребенок оказывается,
а не от его потребностей и желаний. Агрессивная
игра -- это игра в насилие, войну и т. д.
Для организации таких игр используют
неструктурированный и структурированный
игровой материал.
Использование
неструктурированного игрового материала
(вода, песок, глина, пластилин) предоставляет
ребенку возможность косвенно выразить
свои эмоции, желания, так как сам материал
способствует сублимации.
Структурированный
игровой материал включает: кукол, мебель,
постельные принадлежности (они провоцируют
желание заботиться о ком-то); оружие (способствует
выражению агрессии); телефон, поезд, машины
(способствуют использованию коммуникативных
действий). По своей сути структурированный
игровой материал способствует овладению
социальными навыками, усвоению способов
поведения.
Коррекция
посредством сказкотерапии [20, с.17].
В практике сказкотерапии используются
три варианта кукол: куклы-марионетки
(очень просты в изготовлении, могут быть
без лица, что дает ребенку возможность
для фантазирования); пальчиковые куклы;
куклы теневого театра (используются,
преимущественно, для работы с детскими
страхами).
Сказкотерапевты
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов
отмечают широкий спектр воздействия
кукол на детей. Как средство перевоплощения,
кукла облегчает процесс постановки спектакля,
так как далеко не каждый человек, в силу
тех или иных причин, способен играть на
сцене. С другой стороны, материализуясь
в кукле, страх лишается для ребенка своей
эмоционально напряжённостью характерологическими
чертами, ребенок получает опыт оперативной
недирективной обратной связи, он видит
и ощущает результат своего воздействия
на куклу. В той или иной степени ребенок
начинает осознавать ответственность
за сценическую жизнь куклы. Таким образом,
ребенок видит причинно-следственные
связи между своими действиями и действиями
куклы.
Кукла,
выступая атрибутом, воплощает в
себе противоположные эталоны человеческих
поступков и качеств, которые наиболее
ярко представлены в сказках.
Привлекательность
сказок для психологической коррекции
вообще и коррекции страхов, в
частности состоит, прежде всего, в
естественности развертывания сюжетной
линии, отсутствии нравоучений. В образной
форме ребенок в сказках проживает проблемы,
через которые проходило все человечество
(отделение от родителей, проблема выбора,
несправедливость и т. д.). И, несомненно,
наиболее важным является то, что в сказке
зло всегда наказуемо, но даже из плохих
поступков можно извлечь хороший урок.
Выделяют
несколько приемов работы со сказкой:
анализ, рассказывание, переписывание,
сочи-нение новых сказок.
Во
время работы над сказкой ребенок
получает конкретные способы борьбы
со своими страхами, его эмоциональный
мир окрашивается более радостными
тонами. С другой стороны, в сказке пугающий
персонаж или явление может вовсе таким
не выглядеть. Примером этому служит сказка
Т. Вершининой «Волшебница Темнота».
Коррекция
посредством куклотерапии [18, с.88]. Еще
одним из достаточно распространенных
методов коррекции невротических страхов
принято считать куклотерапию.
На
современном этапе куклы используются
для решения задач психодиагностического
и психокоррекционного характера. Чтобы
определить наиболее подходящую тактику
преодоления страхов посредством игры
с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала
провести наблюдения за самостоятельной
игрой ребенка в естественных условиях.
После этого можно начинать проводить
терапевтические сеансы в игровой комнате.
Ребенку предоставляется возможность
самостоятельного выбора игрушек и материалов.
Для игры надо заранее подготовить игрушки,
похожие на тот предмет, которого дошкольник
боится, и разыграть сюжет, в котором он
может «расправиться» со своим страхом,
тем самым избавившись от него. Психологический
механизм устранения страха заключается
в перемене ролей: когда не боящийся в
жизни взрослый и испытывающий страхи
ребенок ведут себя противоположным образом.
Разыгрывание
страха помогает отреагировать напряжение,
снять его, перенести на куклу. Ребенку
предоставляется возможность испытать
в терапевтически ориентированной
игре ощущения собственной силы и решимости.
Поэтому, если ребенок принимает в игре
роль страшного для него персонажа и разыгрывает
с ним ряд игровых действий, то это-го иногда
может быть вполне достаточно для того,
чтобы избавиться от страха.
Непосредственно
для психокоррекционной работы со страхами
используются куклы теневого те-атра.
Они изготавливаются из черного картона
методом вырезывания или обрывания самими
деть-ми. К полученному конкретному или
абстрактному воплощению страха прикрепляется
нитка или палочка, позволяющая водить
его по экрану.
Оживляя
свой страх, играя с ним, ребенок
бессознательно запечатлевает то, что
он может сам управлять своим страхом.
Ребенку предлагается придумать историю
про свой страх, разыграть ее. После окончания
спектакля куклы-«страхи» уничтожаются.
Однако встречаются ситуации, когда ребенок,
сдружившись со своей куклой, не хочет
с ней расставаться.
Кроме
катартического эффекта, кукла может
нести и обучающий, например в ситуации
болезненных медицинских процедур. Детям
трудно отличить лечебные процедуры (уколы,
переливание крови, сверление зубов и
т. д.) от наказания. Именно здесь может
помочь предварительное обыгрывание болез-ненных
процедур на куклах. Такая система была
описана в работе А.И. Тащевой и С.В. Гридневой
по психологической коррекции страхов
у дошкольников.
Коррекция
посредством улучшения детско-родительских
отношений [53, с.125]. «Проблемные», «трудные»,
«непослушные» дети, так же как
дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные»,
-- всегда результат не-правильно сложившихся
отношений в семье».
Следовательно,
«микросреда семьи и семейное
воспитание влияют на ребенка, на формирование
его личности. От уровня общей и
психолого-педагогической культуры родителей,
их жизненной позиции, их отношения к ребенку
и имеющимся у него проблемам, от степени
участия родителей в коррекционном процессе
во многом зависит эмоциональное состояние
ребенка».
Поэтому,
на наш взгляд, многие трудности
ребенка должны разрешаться через призму
семейных отношений: изменяя семейную
ситуацию, корректируя, прежде всего отношение
к ребенку, мы разрешаем его проблему.
Работа
совместно с семьёй ребёнка позволяет
создать условия для раскрытия
личности малыша, создать ему возможности
проявить себя, свои чувства и эмоции;
способствовать обогащению эмоционального
мира родителей и детей; содействовать
повышению самооценки детей, при-обретению
ими чувства собственной значимости.