Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:40, курсовая работа
Проблемой творчества уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, такие как Л.С. Выготский, В.Н Дружинин, А. В. Петровский, Л.А. Венгер. Л Хьелл, Д. Зиглер и другие. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий, как специальная обл
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и природа творчества
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………5
1.2 Природа творчества………………………………………………………...7
1.2 Виды творчества и их особенности ........................................................... 13
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности.......................................................17
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………..……………………..21
2.3 Творческий процесс и его содержание…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Факультет Художественного образования
Специальность: изобразительное искусство
Курсовая работа
на тему:
Психологические особенности творческой личности
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и природа творчества
1.1 Понятие творчества……………………………………………………
1.2 Природа творчества………………………………
1.2 Виды творчества и
их особенности ..............................
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие
личности......................
2.2 Творческая личность
и ее жизненный путь………..………………
2.3 Творческий процесс и его содержание…………………………………….26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….33
Введение
В настоящее время, проблема творчества актуальна.
Проблемой творчества уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, такие как Л.С. Выготский, В.Н Дружинин, А. В. Петровский, Л.А. Венгер. Л Хьелл, Д. Зиглер и другие. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий,
как специальная область
Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».
Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо.
В данной работе мы попытаемся
изучить психологические
Объектом изучения в данной работе послужила психология творческой личности.
Предмет изучения ̶ психологические особенности творческой личности.
Цель нашего исследования – изучение особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1.рассмотреть понятие и природу творчества;
2.изучить виды творчества и их особенности;
3.рассмотреть творческий процесс и его содержание;
4.рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь;
В данной работе использовался следующий теоретический метод исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования.
Структура работы включает в себя введение, первую часть (понятие, природа творчества, творческий процесс и его особенности), вторую часть (формирование творческой личности, ее жизненный путь, диагностика и развитие творческих способностей) и заключение.
Глава 1. Понятие и природа творчества
1.1 Понятие творчества
Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но: во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не ясно, что следует считать новым. Всегда ли новое должно состоять из новых элементов и включать в себя только оригинальные идеи? Ведь новым может быть и необычное сочетание уже известных частей. Существует и другой путь создавать новое: существенно усовершенствовать старое, да так, что оно изменится до неузнаваемости. Возьмем самолеты, корабли или автомобили начала ХХ века и аналогичные технические конструкции начала ХХI века.
Есть и второй подход к
определению и оценке творчества
не по продукту, а по степени алгоритмизации
процесса деятельности. Если процесс
деятельности имеет жесткий алгоритм,
то творчеству в нем места нет.
Справедливо считается, что такой
процесс приводит к заранее известному
результату. Однако данный подход допускает,
что любой
Третий, философский подход, определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества . Подведем промежуточный итог рассуждениям. Оказывается, творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.
Творчество может быть
рассмотрено в различных
Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.
[При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания. Например, технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические (развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.)] [6].
С точки зрения психологии особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется
как высшая форма деятельности личности,
требующая длительной подготовки, эрудиции
и интеллектуальных способностей. Творчество
является основой человеческой жизни,
источником всех материальных и духовных
благ.
1.2 Природа творчества
Еще одно сложное понятие – понятие природы творчества – связано с вопросом о потребностях личности.
Потребности человека делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные.
Биологические (витальные) потребности
призваны обеспечить индивидуальное и
видовое существование
К социальным потребностям
относят потребности
Идеальные потребности включают в себя потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.
[И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса. Потому ее ненасыщаемость принципиально важна, ведь речь идет о биологически предопределенной потребности в постоянном изменении и развитии.
Изучение творчества как одной из наиболее естественных форм реализации человеком биологической потребности в поиске и новизне имеет в психологии давние традиции. Вопрос о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных. Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.][15]
[Подобная активность — характеристика поведенческая, а поведение людей и животных бесконечно разнообразно по своим проявлениям, формам и механизмам. В последние годы даже в психоаналитической литературе все более настойчиво звучат утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации невротических расстройств, а самостоятельная внутренняя потребность.] Но при этом остается открытым вопрос, имеет ли эта потребность биологическую основу и если имеет, то какую именно[15].
Естественно, что в жизни
любого живого организма и, в первую
очередь, человека очень важно и
автоматизированное, стереотипное реагирование,
и гибкое, поисковое, направленное на
открытие новых способов взаимодействия
со средой. Оба типа реагирования занимают
важное место в повседневном поведении
живых существ, взаимно дополняя
друг друга, но отношения указанных
типов характеризуются не только
взаимным дополнением. Стереотипное, автоматизированное
реагирование позволяет эффективно
действовать и выживать в относительно
стабильных условиях, максимально экономя
силы и, главным образом, интеллектуальные
ресурсы. Поисковая, исследовательская
активность, напротив постоянно стимулирует
работу мышления, создает, таким образом,
основу для индивидуального
В согласии с представлениями П.В. Симонова – потребность в поиске является двигателем прогресса благодаря своей принципиальной ненасыщаемости - ведь это потребность в самом процессе постоянного изменения.
И если у животных поисковая
активность материализуется в
Значительная часть людей при выборе жизненного пути ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Многие люди испытывают эмоциональный дискомфорт в проблемных ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Поэтому одно из главных отличий творца не просто отсутствие страха перед проблемной ситуацией, а стремление к ней. Обычно стремление к поиску, к разрешению проблемных ситуаций, сочетается со способностью использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность. [Творчество, созидание ради созидания, является оптимальной формой поисковой активности еще по одной причине. В случае, если поиск (любой, кроме творческого) безуспешен, его отрицательные результаты приобретают такую большую эмоциональную значимость, что даже перекрывают стремление к достижению цели. Таков один из основных механизмов развития состояния отказа от поиска. В лучшем случае, поисковая активность переключается в другом направлении. Но в процессе творчества, когда единственной целью и главной радостью является постижение или созидание, никакие неудачи не являются настолько психотравмирующими, чтобы заставить прекратить поиск, ибо отрицательный результат - это тоже результат, и он означает только, что необходимо расширить зону поиска. Но если в это время в центре внимания оказываются собственные переживания, если неудачи воспринимаются не с точки зрения их значения для дальнейшей деятельности, а только как угроза престижу, тогда они становятся психотравмирующими и могут вести к внутреннему конфликту и активизации недостаточно изжитых комплексов] [15].
Информация о работе Психологические особенности творчесой личности