Психологические особенности творчесой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблемой творчества уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, такие как Л.С. Выготский, В.Н Дружинин, А. В. Петровский, Л.А. Венгер. Л Хьелл, Д. Зиглер и другие. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий, как специальная обл

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и природа творчества
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………5
1.2 Природа творчества………………………………………………………...7
1.2 Виды творчества и их особенности ........................................................... 13
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности.......................................................17
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………..……………………..21
2.3 Творческий процесс и его содержание…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

 

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет  им. Н.Г. Чернышевского

Факультет Художественного образования

Специальность: изобразительное  искусство

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

 

                   Психологические особенности творческой личности

 

 

 

 

                                             Исполнитель: Луговская Л.В.,

                                         студент 2 курса,(заочное).

 

                                                                 Научный руководитель: Леснянская                        

                                                                  Жанна Александровна , к.пс.н.,                     

                                                                 доцент каф. ПО.      

                            

 

                                                   

                                                    Чита,2011

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и природа творчества

1.1 Понятие творчества…………………………………………………………5

1.2 Природа творчества………………………………………………………...7

1.2 Виды творчества и  их особенности  ........................................................... 13

Глава 2. Творчество и личность

2.1 Формирование и развитие  личности.......................................................17

2.2 Творческая личность  и ее жизненный путь………..……………………..21

2.3 Творческий процесс и его содержание…………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время, проблема творчества  актуальна.

Проблемой творчества  уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, такие как Л.С. Выготский, В.Н Дружинин, А. В. Петровский, Л.А. Венгер. Л Хьелл, Д. Зиглер и другие. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

На рубеже XIX – XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология  творчества».

Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

Творческое мышление и  творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и  человеческого общества было бы немыслимо.

В данной работе мы попытаемся изучить психологические особенности  творческой личности.

Объектом изучения в данной работе послужила психология творческой личности.

Предмет изучения   ̶   психологические особенности творческой личности.

         Цель нашего исследования – изучение особенностей психологии творческой личности.

          Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:

          1.рассмотреть понятие и природу творчества;

        2.изучить виды творчества и их особенности;

        3.рассмотреть творческий процесс и его содержание;

          4.рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь;

         В данной работе использовался следующий теоретический метод исследования:

       теоретический анализ  психолого-педагогической литературы в аспекте исследования.

   Структура работы включает в себя введение, первую часть (понятие, природа творчества, творческий процесс и его особенности), вторую часть (формирование творческой личности, ее жизненный путь, диагностика и развитие творческих способностей) и заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. Понятие и природа творчества

1.1 Понятие творчества

Одно из самых распространенных определений творчества — определение  по продукту или результату. Творчеством  в этом случае признается все, что  приводит к созданию нового. На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но: во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не ясно, что следует считать новым. Всегда ли новое должно состоять из новых элементов и включать в себя только оригинальные идеи? Ведь новым может быть и необычное сочетание уже известных частей. Существует и другой путь создавать новое: существенно усовершенствовать старое, да так, что оно изменится до неузнаваемости. Возьмем самолеты, корабли или автомобили начала ХХ века и аналогичные технические конструкции начала ХХI века.

Есть и второй подход к  определению и оценке творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс  деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой  процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный  процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта, здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность. Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании.

Третий, философский подход, определяет творчество, как необходимое  условие развития материи, образование  ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества . Подведем промежуточный итог рассуждениям. Оказывается, творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать  творчество.

Продукты творчества –  это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые  мысли, идеи, решения, которые могут  и не найти сразу же материального  воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.

[При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания. Например, технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические (развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.)] [6].

С точки зрения психологии особенно ценным является сам процесс  творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление  форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно  требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных  черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется  как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

1.2 Природа творчества

Еще одно сложное понятие  – понятие природы творчества – связано с вопросом о потребностях личности.

Потребности человека делят  на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные.

Биологические (витальные) потребности  призваны обеспечить индивидуальное и  видовое существование человека. Оно порождает множество материальных квазипотребностей: в пище, одежде, жилище; в технике, необходимой для  производства материальных благ; в  средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится  также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

К социальным потребностям относят потребности принадлежать к социальной группе и занимать в  ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их любви и уважения. Сюда же включают потребность лидерства  или противоположную ей потребность  быть ведомым.

Идеальные потребности включают в себя потребности познания окружающего  мира в целом, в его отдельных  частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

[И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса. Потому ее ненасыщаемость принципиально важна, ведь речь идет о биологически предопределенной потребности в постоянном изменении и развитии.

Изучение творчества как  одной из наиболее естественных форм реализации человеком биологической  потребности в поиске и новизне  имеет в психологии давние традиции. Вопрос о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных. Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.][15]

[Подобная активность — характеристика поведенческая, а поведение людей и животных бесконечно разнообразно по своим проявлениям, формам и механизмам. В последние годы даже в психоаналитической литературе все более настойчиво звучат утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации невротических расстройств, а самостоятельная внутренняя потребность.] Но при этом остается открытым вопрос, имеет ли эта потребность биологическую основу и если имеет, то какую именно[15].

Естественно, что в жизни  любого живого организма и, в первую очередь, человека очень важно и  автоматизированное, стереотипное реагирование, и гибкое, поисковое, направленное на открытие новых способов взаимодействия со средой. Оба типа реагирования занимают важное место в повседневном поведении  живых существ, взаимно дополняя друг друга, но отношения указанных  типов характеризуются не только взаимным дополнением. Стереотипное, автоматизированное реагирование позволяет эффективно действовать и выживать в относительно стабильных условиях, максимально экономя  силы и, главным образом, интеллектуальные ресурсы. Поисковая, исследовательская  активность, напротив постоянно стимулирует  работу мышления, создает, таким образом, основу для индивидуального программируемого поведения, что делает ее движущей силой  развития и саморазвития индивида. Причем поисковая активность является не только гарантом приобретения индивидуального  опыта, но и определяет прогресс популяции  в целом. Поэтому, с точки зрения теории естественного отбора, наиболее целесообразно выживание тех  особей, которые склонны к поиску и способны на основе добытых в ходе поиска знаний корректировать собственное мышление и поведение.

В согласии с представлениями  П.В. Симонова – потребность в поиске является двигателем прогресса благодаря своей принципиальной ненасыщаемости - ведь это потребность в самом процессе постоянного изменения.

И если у животных поисковая  активность материализуется в исследовательском  поведении и оказывается органично  вплетенной в ткань жизнедеятельности, то у человека, кроме этого, она  находит выражение в творчестве. Творчество для человека — наиболее распространенный и естественный вариант  проявления исследовательского поведения. Исследовательский, творческий поиск  привлекателен, по меньшей мере, с  двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном, психологическом  и образовательном планах особенно ценно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.

         Значительная часть людей при выборе жизненного пути ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Многие люди испытывают эмоциональный дискомфорт в проблемных ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Поэтому одно из главных отличий творца не просто отсутствие страха перед проблемной ситуацией, а стремление к ней. Обычно стремление к поиску, к разрешению проблемных ситуаций, сочетается со способностью использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность. [Творчество, созидание ради созидания, является оптимальной формой поисковой активности еще по одной причине. В случае, если поиск (любой, кроме творческого) безуспешен, его отрицательные результаты приобретают такую большую эмоциональную значимость, что даже перекрывают стремление к достижению цели. Таков один из основных механизмов развития состояния отказа от поиска. В лучшем случае, поисковая активность переключается в другом направлении. Но в процессе творчества, когда единственной целью и главной радостью является постижение или созидание, никакие неудачи не являются настолько психотравмирующими, чтобы заставить прекратить поиск, ибо отрицательный результат - это тоже результат, и он означает только, что необходимо расширить зону поиска. Но если в это время в центре внимания оказываются собственные переживания, если неудачи воспринимаются не с точки зрения их значения для дальнейшей деятельности, а только как угроза престижу, тогда они становятся психотравмирующими и могут вести к внутреннему конфликту и активизации недостаточно изжитых комплексов] [15].

Информация о работе Психологические особенности творчесой личности