Психологические особенности творчесой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблемой творчества уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, такие как Л.С. Выготский, В.Н Дружинин, А. В. Петровский, Л.А. Венгер. Л Хьелл, Д. Зиглер и другие. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий, как специальная обл

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и природа творчества
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………5
1.2 Природа творчества………………………………………………………...7
1.2 Виды творчества и их особенности ........................................................... 13
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности.......................................................17
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………..……………………..21
2.3 Творческий процесс и его содержание…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

       [ В рамках данного подхода к описанию и объяснению природы творчества обретают неожиданную и вполне убедительную трактовку некоторые часто фиксируемые факты. Так при изучении множества биографий творцов: ученых, художников, политиков, представителей других профессий была выявлена возрастная динамика творческих достижений. Подъем креативности у человека (преимущественно у мужчин) приходится на возраст 20-30 лет; пик творческой продуктивности наступает в 30-35 лет; спад к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности); к 60-ти годам происходит утрата творческих способностей. Если в отношении падения продуктивности к 45-ти годам и тем более утраты творческих способностей к 60-ти есть иные факты и принципиально другие суждения, то возраст подъема и творческой активности, а также и пика продуктивности обычно не оспаривается. Мужчины по сравнению с женщинами, как свидетельствует история открытий и изобретений, демонстрируют креативность в большей степени в самых разных видах деятельности, причем делают это в более агрессивной, соревновательной манере. Самое интересное то, что такое поведение имеет свои биологические корни и находит свое объяснение в рамках эволюционной психологии] [9].

[Специалист по эволюционной психологии Дж. Миллер, развивая постулаты концепции неконтролируемого полового отбора, пришел к выводу о том, что здесь кроется основа всех уникальных качеств человеческой психики. Он утверждает, что подъем креативности и наступление пика продуктивности (соответственно 20-30 лет и 30-35 лет) совпадает с периодами максимальной половой активности. Согласно эволюционной теории, максимальное распространение своих генов в популяции — одна из важнейших задач биологической особи. Соперничество и ухаживание в этот период наиболее интенсивны, что и требует от мужчины высокой поисковой активности, воплощающейся в креативности. Высокие когнитивные способности женщины, также демонстрируемые в аналогичные возрастные периоды, имеют, как считается, несколько иную природу и связаны с необходимостью диагностики мужского интеллекта и разоблачению «мужской лжи»] [9].

Обобщая вышесказанное, отметим, что применительно к творческой деятельности можно сказать, что  основным фактором, побуждающим генерирование  творческих догадок, гипотез, является сила потребности (мотивация), а факторами, определяющими содержание гипотез, – качество этой потребности и  вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний. Не контролируемая сознанием интуиция всегда работает на потребность, доминирующую в иерархии потребностей данной личности. Зависимость интуиции от главенствующей потребности (биологической, социальной, познавательной и т.д.), всегда необходимо учитывать. Без выраженной потребности  познания (потребности часами думать об одном и том же) трудно рассчитывать на продуктивную творческую деятельность. Если решение научной проблемы для  личности является лишь средством для  достижения, например, социально престижных целей, его интуиция будет создавать  гипотезы и идеи, связанные с удовлетворением  соответствующей потребности. Вероятность получения принципиально нового научного открытия в этом случае сравнительно не велика.

Как мы видим, ясное, удовлетворительное определение творчества и его  природы отсутствует, однако хотелось бы подчеркнуть, что творчество есть ни что иное, как создание чего-то нового в не зависимости от того, является ли оно исключительно новой  страницей в истории или же переработанным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды творчества и их особенности

Творчество  делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с  производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев  художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие  впечатления», умение их держать в  памяти и осмыслять.

Важным психологическим  фактором художественного творчества является память. У художника она  не зеркальна, избирательна и носит  творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое  позволяет воспроизводить цепь представлений  и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные  процессы играют здесь особую роль.

[Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%).] [16]. На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции  абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.

[В ХХ в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник, по мнению фрейдистов, - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии ][18].

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное  и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный  навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и  делает поэта-художника».

И хотя доля творческого  процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно  она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

[Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса», накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним  творчества. В состоянии вдохновения  достигается оптимальное сочетание  интуитивного и сознательного начал  в творческом процессе] [10].

[У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд ] [5].

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще  реже основные принципы и совсем редко  – взгляд людей на мир.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень  предрасположенности человека к  художественному творчеству: способность  – одарённость – талантливость  – гениальность.

По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести  способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной  гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме  необходимые очертания.

Художественная одарённость  предполагает остроту внимания к  жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие  значимость на все времена.

[Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что  наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого  этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения»] [7].

Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и  воображения, способности к обучаемости  и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. [Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску] [10].

[Новатор должен обладать смелостью, чтобы подняться над привычным, отстоять необходимость изменения, доказать его целесообразность, быть готовым вступить за него в борьбу. Новое неизбежно встречает сопротивление отжившего. Чем более новое качественно отлично от устоявшегося, тем более ожесточенный отпор оно встречает. Без преодоления этого сопротивления, без борьбы невозможен подход к новому, качественный скачок. Далеко не всякая личность обладает качествами, которые позволили бы ей не только творить новое, но и отстоять результаты этого творения. Поэтому приходится согласиться с мнением: «Что не всякий способен на творчество. В этом нет ничего удивительного»] [7].

Как художественное, так  и научное творчество является чем-то новым: в художественном мы видим  воображение, свободный полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном  мы наблюдаем интеллектуальные действия, которые в последствие должны получить одобрение общества.

 

 

 

          Глава 2. Творчество и личность

2.1 Формирование  и развитие личности

Вопрос формирования и  развития личности слишком велик  и неоднозначен и рассматривается  приверженцами разных концепций  с разных сторон. Так, например, биогенетическая  ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая  ориентация – разрабатывает представления  о развитии «социального индивида»  или «личности» в понимании Б.Г. Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно  формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические  свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

       Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.

[А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне  социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. На формирование личности оказывают  влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества] [9].

Личность есть системное  качество. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических  процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции  в системе общественных связей –  это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает  вопросы, что и как влияет на этот результат.

[В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально – исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений ] [4].

Подлинными основаниями  и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых  осуществляется движение личности в  мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом  как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью , преобразующей  мир, может быть передан формулой: "Индивидом рождаются. Личностью  становятся. Индивидуальность отстаивают". Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

Информация о работе Психологические особенности творчесой личности