Психологические особенности творчесой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблемой творчества уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи, такие как Л.С. Выготский, В.Н Дружинин, А. В. Петровский, Л.А. Венгер. Л Хьелл, Д. Зиглер и другие. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий, как специальная обл

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и природа творчества
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………5
1.2 Природа творчества………………………………………………………...7
1.2 Виды творчества и их особенности ........................................................... 13
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности.......................................................17
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………..……………………..21
2.3 Творческий процесс и его содержание…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и  навыков, необходимых для четкого  изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка  задач).

2. Сосредоточение усилий  и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение  на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая  догадка скромных масштабов, то  есть логический разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из  посылок)

5. Проверка и доработка  замысла, его воплощение.

Представленные этапы  можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить  или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

[Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простота ] [16].

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее  детально, описывал «изнутри» процесс  совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения.

Гельмгольц писал о  том, как рождаются у него научные  идеи:

Эти счастливые наития нередко  вторгаются в голову так тихо, что  не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах  они приходили: появляется мысль  в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях  мысль осеняет нас внезапно, без  усилия, как вдохновение.

[Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное  отвлечение от задачи.

Озарение — появление  интуитивного решения.

Проверка — испытание и/или реализация решения] [7].

          Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

[Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

1. В начале ставится  задача и в течение некоторого  времени делаются попытки решить  её.

2. За этим следует более  или менее продолжительный период, в течение которого когда человек  не думает о так и не решённой  пока задаче, отвлекается от неё.  В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа  над задачей.

3. И, наконец, наступает  момент, когда внезапно, без непосредственно  предшествовавших этому размышлений  о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого  отношения, в сознании возникает ключ к решению.

В противоположность обычным  сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает  здесь не только момент появления  в сознании решения, но и будто  чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно  предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его  исключительность: «Я никогда не испытывал  этого чудесного чувства и  я никогда не слышал, чтобы его  испытывал кто– нибудь, кроме него (Пуанкаре)».

4. После этого, когда  ключевая для решения идея  уже известна, происходит завершение  решения, его проверка, развитие.

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического  творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц – элементов знания и 2) последующий  отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что  комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже  готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он (изобретатель) затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в  бессознательном комбинировании и  как происходит комбинирование; как  действует «фильтр» и что это  за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание ] [8].

 

Труд наполняет сферу  сознания содержанием, которое затем  будет перерабатываться бессознательной  сферой.

Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как  та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной  сферы в сознание готового вывода.

[Что же касается изобретений, то П. К. Энгельмейер полагал, что работа изобретателя практически так же состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

Желание и интуиция, происхождение  замысла. Эта стадия начинается с  появления интуитивного проблеска  идеи и заканчивается уяснением  её изобретателем.Возникает вероятный  принцип изобретения. В научном  творчестве этому этапу соответствует  гипотеза, в художественном — замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка  полного развёрнутого представления  об изобретении. Производство опытов —  мысленных и действительных, умение, конструктивное выполнение изобретения, сборка изобретения   не требуют творчества.

«Покуда от изобретения имеется  только идея (I акт), изобретения ещё  нет: вместе со схемой (II акт) изобретение  даётся как представление, а III акт  даёт ему реальное существование. В  первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем  — осуществляется. В конце первого  акта — это гипотеза, в конце  второго — представление; в конце  третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт  даёт замысел, второй — план, третий — поступок»] [7].

Так же и в художественном творчестве. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет  комбинационно– творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

И хотя доля творческого  процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно  она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу  и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает  «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового  пятна.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное  и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный  навык.

Заключение

Для изучения данной работы были рассмотрены понятия творчества, творческой деятельности, рассмотрен творческий процесс, а также особенности творческих личностей.

В изучении данного вопроса  мы отталкивались от того, что психологию в первую очередь интересует внутренний мир личности, а не сам процесс  создания нового. Мы выяснили, что понятие  творчества не однозначно и имеет  множество толкований в зависимости  от того, с какой позиции рассматривать  этот процесс.

В работе рассмотрены понятия  художественного и научного творчеств, их особенности и схожесть, эти два вида объединяет создание нового в разных планах и масштабах.

Описание структуры творчества рассмотрено с разных позиций, опираясь на трех авторов, занимавшихся этой проблемой. Однако все они имеют сходную  точку зрения.

Мы рассмотрели такие  понятия как «индивид» и «личность», их свойства, выявили различия и  подчеркнули их взаимосвязь, заключающуюся  в том, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом  благодаря общественным отношениям.

Творческая личность была рассмотрена через структуру  эмоций и мотивации, где мы выяснили, что гениальные люди болезненно чувствительны, эмоциональны, обладают богатым воображением.

Тот вид деятельности, в  котором лучше всего, свободнее  всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек  может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в  деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для  многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Творчество является необходимым  условием развития реальности, образования  ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется мировоззренческая позиция или меняется совсем.

Самое существенное в особенностях художественного  творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994.
  2. Венгер. Л.А. Психология способностей. М.:Просвещение,1973.
  3. Выготский Л.С., Психология. М.:Изд-во«ЭКСМО-Пресс»,2002.
  4. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996.
  5. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., Искусство, 1991.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999.
  7. Лейтис Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Знание, 1984.
  8. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Педагогика, 2008.
  9. Малых, С.Б. Основы психогенетики. М.: Изд– во МГУ, 1998.
  10. Моляко В.А. Психология творческой личности. М., Высшая школа.1978.
  11. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. М., Знание 1984.
  12. Петровский А. В. Быть личностью. М., Педагогика, 1990.
  13. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. Художественное творчество. Сборник. ̶ Л.1982.
  14. Степанов С.Грани одаренности: гипотезы и факты.//Школьный психолог, №18, 2008.
  15. Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1986.
  16. Хьелл Л, Зиглер Д. Теория личности. СПб, Питер, 1997.
  17. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 1997.
  18. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. ̶  М. Академический проект,2007.
  19. 19.Ярошевский М. Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., Наука, 1981.

 


Информация о работе Психологические особенности творчесой личности