Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи данного исследования:
Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.
Выявить особенности проявления стрессовых состояний.
Разработать и провести диагностическую программу направленную на выявление стрессовых состояний.
Проанализировать полученные результаты..
Составить ряд рекомендаций по преодолению и профилактике стрессовых состояний.
Провести сравнительный анализ результатов коррекционной работы.

Содержание

Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ. 5
1.1. Стресс как психологическое понятие 5
1.2. Психодиагностика и методы преодоления стресса 15
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ 32
2.1. Психодиагностика стрессовых состояний 32
2.2. Формирующий эксперимент и контрольный этап 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список литературы 44
Приложение 1 46
Приложение 2 48

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний.docx

— 313.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(Гуманитарно-технологический  институт)


 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: ____Общая психология___________________________________

на тему: _Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых_ _________состояний_________________________________________________

 

 

Выполнила студентка _2___ курса

направления _______ПДН-09____________________

__________________________ формы обучения

_Чистякова Ирина Владимировна (Донской ф-л)____

Руководитель _Фуртаева_Т.В.____________________

 

 

 

 

 

Тула 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ. 5

1.1. Стресс как психологическое понятие  5

1.2.  Психодиагностика  и методы преодоления стресса 15

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ 32

2.1. Психодиагностика  стрессовых состояний 32

2.2. Формирующий  эксперимент и контрольный этап  35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

Список литературы 44

Приложение 1 46

Приложение 2 48

 

Введение

 

Актуальность исследования. Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности  диагностики и измерения психологического стресса.

Дискутируются возможности  и ограничения психологических  тестов и опросников, построенных на субъективных оценках. Безусловно, опросники имеют свои ограничения, и их возможности – предмет дискуссии и критики. Разработка надежных и валидных методик – сложный и длительный процесс.

Несомненно, комплексная  психодиагностика стресса – важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также – необходимая часть  для определения эффективности  технологий управления стрессами, их преодоления и профилактики.

Цель исследования: выявление  психологических особенностей преодоления и профилактики стрессовых состояний.

Объект исследования – эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования - психологические  особенности стрессовых состояний.

Гипотеза исследования: своевременное проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий способствует снятию стрессовых состояний.

 

Цель и гипотеза определили задачи данного исследования:

    1. Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.
    2. Выявить особенности проявления стрессовых состояний.
    3. Разработать и провести диагностическую программу направленную на выявление стрессовых состояний.
    4. Проанализировать полученные результаты..
    5. Составить ряд рекомендаций по преодолению и профилактике стрессовых состояний.
    6. Провести сравнительный анализ результатов коррекционной работы.

 

 

I. Теоретические основы изучения стрессовых состояний

1.1. Многообразие  понятия «стресс»

 

Термин «стресс» (англ. stress: давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия («общий адаптационных синдром» Г. Селье). Позднее понятие «стресс» использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях.[1, стр.10]

Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается  с начала XX века, до настоящего времени  не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или  модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в  противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса  во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами  изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация» и другие.

В современной психологической  науке и практике закрепилось  разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение.

Психологический стресс –  состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать  сильное и отрицательное влияние  на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных  стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.). [1, стр. 14]

Анализируя различные  психологические исследования можно  придти к выводу, что в настоящее  время наметилась тенденция к  интегративным системным подходам в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот  или иной тип стресса, ученые стремятся  акцентировать внимание на специфических  механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов  стресса. Например, данное определение  с полным правом можно отнести  к коммуникативному стрессу. При  исследовании коммуникативного стресса  во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические  проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность  структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональной, учебной) и др., в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса (индивидуальные, типологические и др.).

Существует достаточно большое  количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них – когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепции профессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.), социально-психологические теории стресса (концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B.P. Darenwend и др.) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают:

    • межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;
    • профессиональный, или организационный стресс – связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т.д.;
    • социальный или общественный психологический стресс – связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;
    • семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т.п.;
    • внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;
    • экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т.д.

Все определения по данной классификации (то же самое относится  и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса  от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы – социальный стресс, личностные факторы – внутриличностный стресс и т.п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя как общие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также, внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных – скученность и т.п.) и субъективные, личностные  факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т.п.)

Стресс – это такое  эмоциональное состояние, которое  вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями  - действия в условиях риска, необходимость принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия.

При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей  незначительный стресс может вызвать  прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство  людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно.

Но только отчасти, поскольку  огромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом «стресс» (а таких  становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса?

Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается  по тем же законам общего адаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители – наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации.

Стресс есть неспецифический  ответ организма на любое предъявленное  ему требование.

Стресс – неспецифическая  реакция организма на ситуацию, которая  требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.

Умственные перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры.

Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов»  трансформировалась - «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.

Информация о работе Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний