Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи данного исследования:
Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.
Выявить особенности проявления стрессовых состояний.
Разработать и провести диагностическую программу направленную на выявление стрессовых состояний.
Проанализировать полученные результаты..
Составить ряд рекомендаций по преодолению и профилактике стрессовых состояний.
Провести сравнительный анализ результатов коррекционной работы.

Содержание

Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ. 5
1.1. Стресс как психологическое понятие 5
1.2. Психодиагностика и методы преодоления стресса 15
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ 32
2.1. Психодиагностика стрессовых состояний 32
2.2. Формирующий эксперимент и контрольный этап 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список литературы 44
Приложение 1 46
Приложение 2 48

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний.docx

— 313.47 Кб (Скачать файл)

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.

Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий, для проявления его творческих возможностей.

Г. Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса. [21, стр.93]

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни  и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного  свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же  есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно можно освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего  вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо.

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

 

Список литературы

 

  1. Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н.П.Фетискин; Отв. за выпуск В.В.Чекмарев.– Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000.
  2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 2006. Т. 17. №4.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. 2005.
  4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.
  5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса, СПб., Питер, 2009.
  6. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., СПбГУ, 2000.
  7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – М., СПб., 2005.
  8. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов.-М.-2000.
  9. Лазебная Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия. // журн. Прикладная психология. 2000. №2.
  10. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2.
  11. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.
  12. Леонова А. Б. Стресс–менеджмент: печальная необходимость. Что подстерегает самых успешных менеджеров. – М.: МГУ, 2000.
  13. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: МГУ, 2003.
  14. Малых С.Б., Кутузова Д.А. Психолог и стресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. - 2004.
  15. Психологический словарь. Копорулина В.Н. и др. М.: Феникс, 2003.
  16. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан).-СПб.-2001.
  17. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 2008.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2-х кн. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2002.
  20. Самоукина Н.В. О проблемах практического психолога.// Журнал практического психолога. - № 6. - 2002.
  21. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. 2001.
  22. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, № 43 - 8.07.2005.
  23. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 2007.
  24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.: Феникс, 2003.
  25. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии.-М.: 2002.
  26. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М.: Академия, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Опросник «Инвентаризация симптомов стресса»

 

Инструкция: прочитайте вопросы  и оцените, как часто проявляются  нижеперечисленные симптомы.

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация  результатов. Подсчитывается общее  количество набранных баллов.

 

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

 

31–45 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего–либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

 

45–60 баллов. Ваша жизнь  – непрекращающаяся борьба. Вы  честолюбивы и мечтаете о карьере.  Вы довольно зависимы от чужих  оценок, что постоянно держит  вас в состоянии стресса. Подобный  образ жизни, может быть, приведет  вас к успеху на личном фронте  или в профессиональном отношении,  но вряд ли это доставит  вам радость. Все утечет, как  вода сквозь пальцы. Избегайте  ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь  всегда добиться максимума, время  от времени отказывайтесь от  того или иного плана.

 

Более 60 баллов. Вы живете, как  шофер, который жмет одновременно и  на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный  уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

 

 

Бланк ответов Елены Е.

 

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

4

2

3

2

1

4

2

3

1

№ п/п

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

2

1

2

2

1

1

2

2

2

2


 

Общее количество баллов - 32.

Вывод: . Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего–либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

 

Приложение 2

 

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

 

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».

 

 

 

 

 

 

Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и  общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень  психологической устойчивости к  экстремальным условиям, состояние  хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень  психологической устойчивости к–экстремальным  условиям, состояние удовлетворительной  адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ».

 

 

 

Бланк ответов Елены Е.

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ответ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

-

№ п/п

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

ответ

+

+

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

+

-


 

Название шкал

Психофиз-я усталость

Нарушение воли

Эмоциональная неустойчивость

Вегетативная неустойчивость

Нарушения сна

Тревога и страхи

Дезадаптация

Кол-во баллов

3

2

0

1

0

4

1


 

Общее количество баллов - 11.

Вывод: Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности. также отмечено, что самые высокие показатели получены по шкале тревоги и страхи, и нет симптомов нарушения сна и эмоциональной неустойчивости.


Информация о работе Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний