У одной девушки отмечен
очень высокий уровень наличия
стрессовых признаков, это свидетельствует
о том, что она постоянно живет в состоянии
стресса.
Выводы об уровне стрессоустойчивости
испытуемых представлены в виде диаграммы
1.
Причем у большинства
выделены самые высокие показатели
по шкалам психофизическая усталость,
эмоциональная неустойчивость, тревога
и страхи, нарушение воли.
Полученные результаты говорят
о необходимости проведения коррекционных
мероприятий.
2.2. Формирующий
эксперимент и контрольный этап
Для испытуемых с высокими
показателями по уровням стрессовых
признаков и низкими показателями
стрессоустойчивости в качестве коррекции
нами было выбрано использование идеомоторных
методов борьбы с стрессовыми состояниями.
Идеомоторика – это наш внутренний механизм,
который основан на представлении выполнения
движения и проявляет себя в жизни идеомоторными
актами.
Для начала ознакомимся с
основными положениями построения
занятий:
- Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение;
- Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.;
- Третье положение - эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, подсказывает практика;
- Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид - методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки;
- Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента. Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент. Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек, начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их;
- Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании.
Процесс обучения идеомоторному
методу надо строить на основе общеизвестных
дидактических принципов, а также
учитывая ряд специфических принципов:
- Принцип мотивированной заинтересованности. Он предполагает привитие серьезного отношения к методу. Если не удается создать глубокого и устойчивого интереса к методу, он не даст ожидаемого эффекта.
- Принцип универсальной эффективности. Актуализация двигательных представлений - действенное средство саморегуляции неблагоприятных эмоций. Идеомоторная подготовка воспитывает ряд необходимых интеллектуально-волевых качеств (способность к сосредоточению, интенсивность и устойчивость внимания, склонность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке), развивает познавательный интерес и творческое отношение.
- Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и в определенной степени силовыми.
- Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия на начальной стадии обучения не всегда сопровождаются тренирующим эффектом. Это происходит из-за отсутствия достаточно полной программы представления движения. Начинающие использовать идеомоторный метод на первых этапах могут отставать в темпах научения. Однако вскоре, когда двигательно-мышечные представления приобретают отчетливость и устойчивость, они значительно обгоняют учеников, тренирующихся по обычной методике, без использования идеомоторики.
- Принцип содержательной эффективности. Содержанием идеомоторного воспроизведения может явиться все движение или действие от начала до конца со всеми деталями и двигательными компонентами (пространственными, временными и силовыми); все движение (но обобщенно и свернуто); наиболее трудные, узловые моменты действия; только его начало и конец. При этом на фоне индивидуального своеобразия вариантов выявляется устойчивая закономерность: наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в двигательно-мышечных образах узловых моментов действия, его результативной сути.
- Принцип моделирования. Эффективность идеомоторного воспроизведения усиливается в условиях реального моделирования действий. Манипулируя моделью (проволочной, пластмассовой, графической, макетом) человек стремится техническую модель (образ движений) воплотить в реальном движении, фиксирует в нем основные результативные моменты или позы. Тренер при этом всегда может получить необходимую информацию, какой образ складывается или уже сложился в сознании ученика, соответствует ли желаемое действительному. Результатом таких действий является создание и закрепление учеником и тренером оптимальной модели.
- Принцип дозирования. Многократное и длительное идеомоторное воспроизведение движения или действия утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют свою яркость и четкость, становятся беспорядочными, расплывчатыми, что значительно снижает результативность идеомоторной тренировки. Поэтому целесообразно мысленно повторять идеомоторное задание 4-5 раз, а задание, содержащее сложные и длительные упражнения, - однократно.
Ход занятий:
В качестве идеомоторного
упражнения, нами было выбрано упражнение
– «Подъема (всплытия) рук», данное
упражнение выполнялось на ниже перечисленных
положениях:
- Испытуемые четко представляли и кратно описывали предстоящий идеомоторный акт. В нашем случае - движений рук снизу вверх.
- Принимали тренировочную позу, в которой выполняется предстоящее идеомоторное движение. В нашем примере, стоя с опущенными вдоль туловища руками, или сидя с положенными на бедра кистями, ладонями вниз.
- Движение выполняется 3-5 раз, по возможности точнее, чтобы отрефлексировать, и отложить в памяти движение. Упражнение следует делать плавно и молча, с открытыми глазами.
- После повторить проделанное движение 2-3 раза, с открытыми глазами, сопровождая его поэтапными опережающими словесными командами. В нашем примере (стоя) такие команды выглядят так: "Кисти зашевелились! Руки оторвались от туловища... плавно, сами, поднимаются вверх!" Цель этого упражнения - наладить прочную идеомоторную связь между двумя системами - программирующей (мозг) и исполняющей (руки).
- Необходимо освободить мозг от посторонних мыслей. Закрыв глаза и никуда не отвлекаясь, следует максимально сосредоточить свое внимание на сильном образе - желании начала задуманного идеомоторного движения, повторяя мысленно поэтапные самокоманды. В нашем примере - это мысленные самоприказы на плавный отрыв и "всплытие" рук. При этом, желая всплытия, наблюдать как идеомоторное мышечно-суставное чувство, автоматически, само, производит плавный отрыв и "всплытие" рук вверх.
- Повторить предыдущее упражнение 2-3 раза без слов, на чистом образе-желании. При этом не думать о конечном результате, а сосредоточить все свое внимание-желание на начальном образе и самом процессе идеомоторного движения. В нашем примере, это надо сосредоточить внимание-желание на образе начального отрыва рук от бедер и процессе их дальнейшего движения вверх.
- Если занимающийся (испытуемый) начинает сомневаться в своих личностных способностях и отказывается проделывать упражнения, необходимо сделать небольшую передышку.
Цель занятий: осмысление
своего состояния и поведения на занятии,
развитие умения фиксировать, регистрировать
процесс и результаты собственного состояния.
Отреагировать актуализированные проблемы.
Ощутить состояние полного равновесия,
гармонии, красоты, тишины.
Каждое занятие длилось 10 минут, всего
было проведено 7 индивидуальных занятий
с каждым из испытуемых. После занятий
происходило совместное обсуждение ощущений.
Также для снятия стрессовых
состояний нами был разработан ряд
рекомендаций по избеганию стрессовых
состояний, которые включают в себя
следующее:
- Аутогенная тренировка.
- Больше движения (бег, аэробика).
- Не затягивать с разрешением любых конфликтов.
- Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.
- Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.
- Научиться говорить людям «нет».
- Не перегружаться.
- Не злоупотреблять кофе, алкоголем.
- В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с друзьями. Переключить внимание на приятную тему.
- Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.
- При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более страшный «сценарий».
- Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
- Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
- Синий и зеленый цвета успокаивают.
- Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».
- Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.
- Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.
- Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.
- Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.
- Душ, теплая ванна.
- Полноценный глубокий сон.
- Делайте что-нибудь с настроением Хобби - то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.
- Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.
На данном этапе исследования,
после проведения коррекционных занятий,
через неделю было проведено повторное
диагностирование стрессового состояния
у всех испытуемых с помощью тех же тестов
и были получены следующие данные, представлены
в таблице 2:
И.Ф. |
Яна А. |
Анна Б. |
Ольга В. |
Иван В. |
Ирина Е. |
Елена Е. |
Сергей Р. |
Рита С. |
Анна У. |
Ольга Я. |
Методика 1 |
45 |
43 |
35 |
38 |
44 |
35 |
38 |
40 |
52 |
41 |
Методика 2 |
Средний |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Таблица 2. Результаты
контрольного эксперимента
Полученные данные указывают
на эффективность проведенных мероприятий.
Снизились показатели по стрессовым симптомам
практически у всех испытуемых, только
у одной девушки показатели остались высокими,
что говорит о необходимости более глубокого
исследования проблемы и специально разработанной
индивидуальной программы коррекции.
Также у всех испытуемых повысился уровень
стрессоустойчивости с низкого до среднего.
Заключение
Стресс многолик в своих
проявлениях. Он играет важную роль в
возникновении не только нарушений
психической деятельности человека или
ряда заболеваний внутренних органов.
Известно, что стресс может спровоцировать
практически любое заболевание. В связи
с этим в настоящее время расширяется
потребность как можно больше узнать о
стрессе и способах его предотвращения
и преодоления.
Однако это не значит,
что стресс является только злом, бедой,
но и важнейшим инструментом тренировки
и закаливания ибо стресс помогает повышению
сопротивляемости организма, тренирует
его запретные механизмы. Стресс является
нашим верным союзником в непрекращающейся
адаптации организма к любым изменениям
в окружающей нас среде.