Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи данного исследования:
Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.
Выявить особенности проявления стрессовых состояний.
Разработать и провести диагностическую программу направленную на выявление стрессовых состояний.
Проанализировать полученные результаты..
Составить ряд рекомендаций по преодолению и профилактике стрессовых состояний.
Провести сравнительный анализ результатов коррекционной работы.

Содержание

Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ. 5
1.1. Стресс как психологическое понятие 5
1.2. Психодиагностика и методы преодоления стресса 15
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ 32
2.1. Психодиагностика стрессовых состояний 32
2.2. Формирующий эксперимент и контрольный этап 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список литературы 44
Приложение 1 46
Приложение 2 48

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний.docx

— 313.47 Кб (Скачать файл)
    • «Я не несу ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы».

В действительности мы стали  ответственны за большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.

    • «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».

Фактически, чем сильнее  стресс, испытываемый нами, тем менее  чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

    • «Распознать источники чрезмерного стресса легко».

Это утверждение верно  только наполовину. Многие люди, могут  легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.

    • «Все люди реагируют на стресс одинаково».

Мы отличаемся друг от друга  по источникам стресса, симптомом и  заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

    • «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать, - это сесть и расслабиться».

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск  и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

Второй главный компонент  терапевтического обучения пациента состоит  в представлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление о сущности  психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) роли.

Третий компонент сконцентрирован  на роли чрезмерного стресса в  развитии заболевания. Врач должен познакомить пациента  с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.

Четвертый – состоит в  том, чтобы заставить пациента развить  осознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. Пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.

Пятый компонент – пациент  должен развить у себя способность  самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для врача важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, для лучшей подготовки к столкновению с ними.

Наконец, шестой компонент  состоит в том, что врач, воздерживаясь  от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую он сам (пациент) играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.

Очень важную роль в лечении  чрезмерного стресса играет психотерапия - лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).

Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии:

    • групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.;
    • семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей;
    • аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления;
    • музыкотерапия и многое другое.

Характер питания может  оказывать  влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека (борьба с избыточным весом, сокращение потребления сахара, насыщенных жиров и холестерина, ограничение потребления соли). Следует не пропускать утреннего завтрака и питаться в течение дня равномерно.

Важную роль при лечении  стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.

Произвольная регуляция  дыхания также используется в  качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.

Клиническое применение поведенческих  аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

При лечении стрессовых состояний  может быть использована также и  медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.

Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим  в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Гипноз также может  быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.

Одним из самых эффективных  средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.

Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной  формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.

Одним из важных и давно  применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса является повторное или предварительное действие тех же или других стрессоров, в результате чего существенно снижается действие стрессорных факторов.

В последнее время в  США завоевал широкое признание  как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц.

В обычной, повседневной жизни  умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь.

Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.

                      Релаксация по методу Бенсона.                     

1.      Спокойная  обстановка.

2.      Объект  сосредоточения.

3.      Пассивное  отношение (освобожденность разума от мыслей, целей).

4.      Удобная  поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.

Было бы полезно, - отмечает Бенсон, - введение в современную  культуру ежедневной утренней релаксации «вместо утреннего кофе». Постоянное применение релаксации (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) приводит к тому, что уменьшается степень напряжения в стрессовых ситуациях, заметен «общий сдвиг в сторону спокойствия».

Нередко очевидны и более  глубокие изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.

 

II. Практическое применение методов преодоления и профилактики стрессовых состояний

2.1. Психодиагностика  стрессовых состояний

 

Наше исследование проводилось  на базе предприятия ООО "Юнай-Текс" г. Донского. В эксперименте приняли участие 10 человек в возрасте 20-30 лет.

Исследование проходило  в три этапа:

Констатирующий этап эксперимента - диагностические мероприятия, направленные на выявление стрессовых состояний  у испытуемых;

Формирующий эксперимент - разработка и применение коррекционной программы, направленной на снятие стрессовых состояний;

Контрольный этап - повторная  диагностика, направленная на выявление  результатов проведенных коррекционных  мероприятий.

Для диагностики стрессовых состояний мы использовали следующие  методики:

    • Опросник «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко (методика, позволяющая  развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса) [6, стр.104] (Приложение 1);
    • Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волков, Н. Водопьянова (симптоматический опросник, разработанный для выявления предрасположенности к патологическим стресс–реакциям в экстремальных условиях) (Приложение 2).

Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости. Полученные данные представлены в виде таблицы 1:

 

И.Ф.

Яна А.

Анна Б.

Ольга В.

Иван В.

Ирина Е.

Елена Е.

Сергей Р.

Рита С.

Анна У.

Ольга Я.

Методика 1

55

43

29

38

54

32

38

48

63

41

Методика 2

Низкий

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

Низкий

Средний


Таблица 1. Показатели констатирующего эксперимента

 

Из представленной  таблицы  видно, что у одного испытуемого  выявлен очень низкий уровень  стрессовых признаков, что может  говорить о том, что человек живет спокойно и разумно, справляется с проблемами, которые преподносит жизнь, не страдает ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием, либо  у него неадекватное представление о самом себе. Т.к. люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

У пятерых средний уровень  наличия стрессовых признаков, это говорит о том, что для их жизни характерны активная деятельность и напряжение. Такие люди подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего–либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот), при этом им необходимо выделить немного времени для себя.

У троих отмечен высокий  уровень наличия стрессовых признаков: для них жизнь – непрекращающаяся борьба. Они честолюбивы и мечтают о карьере, довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Им необходимо избегать ненужных споров, подавлять гнев, вызванный мелочами, не пытаться всегда добиваться максимума, время от времени отказываться от того или иного плана.

Информация о работе Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний