Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании , а следовательно и в целеобразовании. Это участие и в идивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми.
Введение……………………………………………………….…………...……..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речи……………….……..…….5
1.1. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке……5
1.2. Определение понятия «речевая деятельность»………….……………..…..9
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности…………….……….14
1.4. Основные виды речевой деятельности…………………………………….17
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии………………………24
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи……………………………24
2.2.Психолингвистическое исследование речи………………………………..26
2.3.Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка.30
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………33
Министерство образования Российской Федерации
______________________________
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра связей с общественностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ
Магина Кристина
Руководитель-консультант:
к.п.н., доцент, О.А.Прилуцкая
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речи……………….……..…….5
1.1. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке……5
1.2. Определение понятия
«речевая деятельность»………….………
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности…………….……….14
1.4. Основные виды речевой деятельности…………………………………….17
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии………………………24
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи……………………………24
2.2.Психолингвистическое
исследование речи……………………………….
2.3.Анализ речевого развития
при психологическом
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Важнейшее достижение, позволившее человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), — речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании , а следовательно и в целеобразовании. Это участие и в идивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми.
Поскольку речь – это сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, то структура речевого действия и включает фразы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
В настоящее
время в психологии речи и
психолингвистике существует
Язык — это:
1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Благодаря ему информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений людей.
Будучи средством общения, язык помогает воздействовать на собеседника — прямо (если мы непосредственно указываем на то, что надо сделать) или косвенно (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться как сразу, так и потом в соответствующей ситуации).
Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя что-либо, сознательно планирует свои действия. Так, язык — это главное орудие планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.
Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития раскрываются в многочисленных психологических исследованиях.
Объект исследования — речевая деятельность человека
Предмет исследования — психологический анализ речи
Цель работы
заключается в том, чтобы
Исходя из темы и цели работы, мы решаем следующие задачи:
Для достижения
намеченной цели и решения
поставленных задач были
Глава 1. Теоритические аспекты изучения речи
1.1 Языковая способность человека и ее изучение в современной науке
В лингвистике конца XIX - начала XX вв. язык рассматривался в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности. Характеризуя различные направления в понимании языка, советский лингвист В. Н. Волошинов назвал в свое время это направление "абстрактным объективизмом". Его основными положениями, по В. Н. Волошинову, являются следующие:
1) Язык есть устойчивая неизменная система нормативно тождественных языковых форм, преднаходимая индивидуальным сознанием и непререкаемая для него.
2) Законы языка суть
специфические лингвистические
законы связи между языковыми
знаками внутри данной
3) Специфические языковые
связи не имеют ничего общего
с идеологическими ценностями..
4) Индивидуальные акты
говорения являются, с точки зрения
языка, лишь случайными
Правда, конкретное бытие
такой абстрактной системы
Рядом с понимаемой так виртуальной системой языка представители "абстрактного объективизма" обычно ставят речь как простую реализацию этой системы. Тем самым речь фактически исключается из предмета лингвистической науки, ибо, по их мнению, в речи нет - с точки зрения лингвиста - ничего такого, чего не было бы в языке. С другой стороны, речь по традиции считается предметом психологии речи, которая лишь постольку интересуется языком, поскольку его онтология как-то проявляется в процессах говорения. Так, известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: "... психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку как таковому неприменим: это в корне ошибочный психологизм, т. е. неправомерная психологизация языковедческих явлений"
К настоящему времени между
психологией и лингвистикой образовалось
своего рода размежевание предмета исследования.
Оно дошло до того, что одна и
та же проблема именуется психологами
"мышление и речь", а лингвистами
- "язык и мышление". При этом
лингвисты склонны считать - в
соответствии с распространенной в
лингвистической науке
При подобном понимании довольно значительный круг проблем остается вообще вне рассмотрения. Остановимся на одной, едва ли не важнейшей: это проблема структуры и функционирования языковой способности. Существуют психологические концепции, отрицающие вообще существование у человека специфического психофизиологического механизма, формирующегося у каждого носителя языка на основе определенных неврофизиологических предпосылок и под влиянием речевого общения. Согласно взгляду, отстаиваемому в современной науке, в частности, Б. Ф. Скиннером, специфика речевой деятельности (или, вернее, речевого поведения, verbal behavior) человека обусловливается исключительно организацией внешних проявлений речевого поведения, условно-рефлекторным объединением реакций организма на речевые стимулы. А это значит, что такой специфики нет, ибо различие речевого поведения человека и близких к нему видов поведения у животных чисто количественное, но ничуть не качественное.
Языковая способность безусловно имеет известную специфическую организацию, которая должна быть исследована, но которая при установившемся размежевании оказалась вне поля интересов как лингвистики, так (в основном) и психологии.
Такое положение вещей
одно время вполне устраивало обе
науки. Однако в последние десятилетия
неизмеримо возросло число и значимость
проблем, для решения которых
столь решительное
Все это вызвало появление новых научных направлений, стремящихся обеспечить комплексный подход к исследованию речевой деятельности (речевого поведения) и, прежде всего, вскрыть, опираясь как на лингвистические, так и на психофизиологические данные, пути формирования, особенности организации и закономерности функционирования языковой способности.
Комплексные исследования осуществляются
под флагом различных наук - психологии,
физиологии, лингвистики и т. д., вплоть
до философии, с одной стороны, и
медицины - с другой. В последние
годы наметилась тенденция к консолидации
работ в области
Работы такого рода появились после второй мировой войны почти во всех крупнейших "научных державах" мира. В СССР это выразилось прежде всего в углубленном исследовании афазий, переросшем в так называемую "нейролингвистику"; систематическое исследование нормального речевого поведения началось у нас позже - в 60-х гг. В США это была так называемая "психолингвистика", в Японии - направление "языкового существования", в Англии - функциональная лингвистика школы Фёрса, частично восходящая к взглядам Б. Малиновского, и т. д.
Считается, что психолингвистика возникла в 1954 году в результате специально собравшегося в г. Блумингтоне (США) междисциплинарного семинара, в котором приняли участие крупнейшие психологи и лингвисты Соединенных Штатов. Участники семинара выработали общую теоретическую платформу, сформулировали важнейшие определения и наметили направление основных исследований на ближайшее время. Все эти материалы были изданы в виде коллективной монографии под общим названием "Психолингвистика" .Вдохновителем этой работы и ее основным автором был видный психолог Ч. Осгуд.
Важнейшими вехами развития американской психолингвистики после 1954 года были 1957 год - год выхода известной монографии Осгуда (в соавторстве с двумя его учениками) "Измерение значения", 1961 год, когда один из участников первого психолингвистического семинара лингвист Сол Сапорта издал хрестоматию важнейших психолингвистических работ ,и 1965, особенно богатый важными изданиями, касающимися психолингвистических вопросов.
Что касается советской науки, то в ней еще в 20-30 гг. существовали тенденции к комплексному подходу в исследовании речи. Назовем, в частности, петербургскую школу русской лингвистики - учеников И. А. Бодуэна де Куртенэ, в частности - Л. В. Щербу, Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского, С. И. Бернштейна и др. Но особенно существенное значение для дальнейшего формирования "психолингвистического" понимания речи имели, во-первых, психологические работы Л. С. Выготского, особенно его впервые опубликованная в 1934 г. монография "Мышление и речь", во-вторых, ведшиеся независимо от них физиологические исследования Н. А. Бернштейна , оказавшие огромное влияние на наши современные представления о механизмах деятельности вообще, а не только речевой.