Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании , а следовательно и в целеобразовании. Это участие и в идивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми.
Введение……………………………………………………….…………...……..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речи……………….……..…….5
1.1. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке……5
1.2. Определение понятия «речевая деятельность»………….……………..…..9
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности…………….……….14
1.4. Основные виды речевой деятельности…………………………………….17
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии………………………24
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи……………………………24
2.2.Психолингвистическое исследование речи………………………………..26
2.3.Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка.30
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………33
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи
В психологии речи наблюдается большое разнообразие методов и приемов исследований. Известно, что методы исследования в науке или научной области тесно связаны с ее предметом. Интересующая нас область не составляет исключения. Как показано в предыдущем параграфе, представления о предмете психологии речи в век эксперимента не оставались неизменными. В этой связи различны и исследовательские методы.
Один из них базируется на идее, согласно которой предметом психологического исследования следует считать речь, но не язык, относящийся к социальным явлениям. На основе такого размежевания языка и речи активно развились исследования речи как акустического явления. Для них характерен интерес к элементарному уровню речи: фонемам, слогам, морфемам. В результате многих работ выработаны представления о механизмах восприятия и производства речевых звуков, найдены пути плодотворных контактов со специалистами по автоматическому распознаванию речевых образов и синтезированию человеческого голоса. Вместе с тем обнаруживается неполнота данного подхода: вне его оказываются существенные стороны речи, связанные с использованием языка и выражением смысла через речь.
Позднее возникла
точка зрения, согласно которой
психологический подход
Позднее было осознано
участие в речевом процессе
еще одной принципиальной
Анализ обнаруживает
последовательную концентрацию
разработок на отдельных
Обращение к общему контуру речевого механизма позволяет оценить место в нем каждого из отмеченных подходов к исследованию речи. При изучении речи как акустического процесса вычленяются довольно специфические элементы контура; специфичность элементов в том, что по форме они представляют физический (акустический) процесс. Психолингвистический подход ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы со специальным интересом к проблеме механизма речепорождения на основе языковых правил. Проблема семантики речи также в существенной мере обращена к функционированию внутреннеречевого звена, однако она, безусловно, выходит за рамки действия лишь речевого механизма и требует обращения к более широким психологическим категориям — таким, как мыслительные процессы, особенности и структура общения людей, отражение мира в сознании человека, культурные установки и др.
2.2. Психолингвистическое исследование речи
Изучение акустики речи скрыто или явно базировалось на мысли о главенствующем месте в психологической проблематике речи ее внешней стороны. Однако такая позиция не удовлетворяла, и в своей конкретной работе авторы стремились проникнуть во внутреннюю, скрытую часть речевого процесса.
В своем исходном варианте
предметом изучения
Концепция
«реальности грамматических
Наиболее популярным
методическим приемом
Для изучения динамики внутреннеречевых процессов в нашей стране разработано немало оригинальных подходов, по времени нередко предшествовавших психолингвистическим исследованиям.
Черты сходства с методикой
клика имеет разработанная в
нашем коллективе методика
В методике тест-стимула
тестирующими являются те элементы, которыми
непосредственно оперирует речевой механизм.
Поэтому она позволяет содержательно
исследовать процесс переработки вербально-семантической-
Для экспериментального изучения организации внутреннеречевых структур применяется метод, имеющий общее значение в психологии,— исследование вербальных ассоциаций. Здесь нет нужды прослеживать его происхождение и использование в разработке проблем мышления, бессознательной сферы и др.— это сделано во многих специальных обзорах. Данный метод используется и для анализа организации речи. В недавнее время он систематически применен в изучении психологической структуры лексикона человека как базы, на основе которой строится звучащая речь.
Существуют и другие разработки для исследования динамики внутреннеречевых процессов. Здесь следует отметить так называемые методики речевых помех, периферических и центральных. Первый вариант основан на изменении естественного артикулирования речи. Этот прием имеет давнюю практику. Уже А. Бине прибегал к запрещению артикулирования или, напротив, к его усилению путем требования обязательного проговаривания материала. Предполагается, что усиление речевых кинестезии благоприятно влияет на внутреннеречевой процесс. Это представление нашло подтверждение при обучении детей письму и чтению, а также в речи больных с афазиями. При усложнении методики — проговаривании посторонних речевых последовательностей (счет до 10, чтение заученных стихов)— наблюдались нарушения речемыслительной деятельности, выпадение смысла воспринимаемого текста, забывание слов.
Еще один из путей исследования внутреннеречевой активности состоит в регистрации скрытых движений органов артикуляции, прежде всего языка и губ, с использованием техники электромиографии. Систематические исследования этой темы проведены А. Н. Соколовым, рассмотревшим проблему соотношения внутренней речи и мышления. Регистрируя активность мышц языка и нижней губы, автор записал миограммы при разных видах умственных заданий — решение в уме примеров и задач, чтение про себя, слушание речи, припоминание словесного материала и др. При этом установлено, что при увеличении трудности умственной работы активность артикуляции нарастает.
В русле психолингвистического
изучения структуры
Можно видеть, что рассмотренные в этом разделе методические подходы ориентированы на динамический аспект внутриречевых процессов. Выделяется и другой аспект, который можно определить как подход к исследованию внутриречевых структур, или вербальной памяти. Этот аспект связан в основном с анализом речевого продукта, а точнее, со спонтанными трансформациями речевого продукта. Такого рода анализ рассматривает речевые ошибки и продукты неосознаваемого словотворчества.
Исследование речевых ошибок
составляет в настоящее время
одну из интенсивно
Наиболее популярный тип рассматриваемых ошибок — это так называемые спунеризмы. Термин «спунеризм» происходит от фамилии Спунера (декана одного из оксфордских колледжей), вошедшего в историю психолингвистики благодаря своим широко известным речевым оговоркам. Спунеризмы состоят в непроизвольном нарушении порядка следования речевых единиц различных уровней: различительных признаков, звуков, слогов, морфов, слов, фраз, семантических признаков. Дифференцированное функционирование каждой из названных речевых единиц служит свидетельством психологической реальности уровней лингвистического анализа.
Другой вид спонтанных
трансформаций речевого
Обнаружено, что в детских неологизмах отражаются аналитические процессы развивающегося мозга, приводящие к членению воспринимаемого речевого материала на корневые и аффиксальные элементы.
В целом обнаруживается, что
развитие общего механизма
2.3. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
Как говорилось выше, изменение характера взаимодействия детей с отклоняющимся развитием с окружающимся миром, и прежде всего – вербальной коммуникации в той или иной степени и в той или иной форме, является общей специфической особенностью разных категорий таких детей. В одних случаях речевой дефект является первичным, в других – сочетается с другими нарушениями, в третьих – представляет собой вторичное отклонение. Поэтому так важно выяснить дефектное звено в нарушении речевого развития и причины его появления.
Комплексное обследование
ребенка с отклоняющимся
Н.Я. и М.М. Семаго
считают необходимым и