Психологический анализ речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании , а следовательно и в целеобразовании. Это участие и в идивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………...……..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речи……………….……..…….5
1.1. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке……5
1.2. Определение понятия «речевая деятельность»………….……………..…..9
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности…………….……….14
1.4. Основные виды речевой деятельности…………………………………….17
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии………………………24
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи……………………………24
2.2.Психолингвистическое исследование речи………………………………..26
2.3.Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка.30
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Психол анализ речи.docx

— 76.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии

                  2.1. Исследовательские подходы к  изучению речи

В психологии речи наблюдается  большое разнообразие методов и  приемов исследований. Известно, что  методы исследования в науке или  научной области тесно связаны  с ее предметом. Интересующая нас  область не составляет исключения. Как показано в предыдущем параграфе, представления о предмете психологии речи в век эксперимента не оставались неизменными. В этой связи различны и исследовательские методы.

Один из них  базируется на идее, согласно которой предметом психологического исследования следует считать речь, но не язык, относящийся к социальным явлениям. На основе такого размежевания языка и речи активно развились исследования речи как акустического явления. Для них характерен интерес к элементарному уровню речи: фонемам, слогам, морфемам. В результате многих работ выработаны представления о механизмах восприятия и производства речевых звуков, найдены пути плодотворных контактов со специалистами по автоматическому распознаванию речевых образов и синтезированию человеческого голоса. Вместе с тем обнаруживается неполнота данного подхода: вне его оказываются существенные стороны речи, связанные с использованием языка и выражением смысла через речь.

   Позднее возникла  точка зрения, согласно которой  психологический подход охватывает  не только речь, но и язык. На  первый план вышла проблема  порождения речи — формирования  и восприятия речевых последовательностей,  прежде всего синтаксически оформленных  предложений. Это направление  получило название психолингвистики. Она сближается с лингвистическими  поисками, прежде всего теорией  порождающих грамматик, основной  интерес которой — формальные  описания синтаксических правил. В психолингвистике стала обычной  формула: поиск психологической  реальности лингвистических моделей.  В психолингвистике в большой  мере преодолен разрыв между  речью и языком: синтаксические  правила рассматриваются как  неотъемлемая часть психологического  процесса. Анализ «глубинных» операций  обратил внимание исследователей  на реальность, предшествующую речепроизнесению, т. е. на внутреннюю речь.

   Позднее было осознано  участие в речевом процессе  еще одной принципиальной стороны,  недостаточно учитываемой раньше: продуцируя речь, человек выражает  смысл; смысл же извлекается  и из воспринимаемой речи. Психологические  проблемы семантики речи приобретают  первостепенное значение. Так же  как в психолингвистике, психологический  аспект семантики разрабатывается в тесном контакте с лингвистическими идеями. В лингвистике проблема семантики также является ведущей, поскольку связана с наиболее универсальными закономерностями языка.

  Анализ обнаруживает  последовательную концентрацию  разработок на отдельных сторонах  речевого процесса. Однако само  по себе это еще не приводит  к выработке целостного и достаточно  полного представления об объекте.

Обращение к общему контуру  речевого механизма позволяет оценить  место в нем каждого из отмеченных подходов к исследованию речи. При  изучении речи как акустического  процесса вычленяются довольно специфические  элементы контура; специфичность элементов  в том, что по форме они представляют физический (акустический) процесс. Психолингвистический подход ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы со специальным интересом к проблеме механизма речепорождения на основе языковых правил. Проблема семантики речи также в существенной мере обращена к функционированию внутреннеречевого звена, однако она, безусловно, выходит за рамки действия лишь речевого механизма и требует обращения к более широким психологическим категориям — таким, как мыслительные процессы, особенности и структура общения людей, отражение мира в сознании человека, культурные установки и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    2.2. Психолингвистическое исследование речи

          Изучение акустики речи скрыто или явно базировалось на мысли о главенствующем месте в психологической проблематике речи ее внешней стороны. Однако такая позиция не удовлетворяла, и в своей конкретной работе авторы стремились проникнуть во внутреннюю, скрытую часть речевого процесса.

          В своем исходном варианте  предметом изучения психолингвистики  была проблема, каким образом  языковые правила используются  говорящим при создании грамматически  оформленных предложений. Предполагалось, что психологическая и лингвистическая  структуры предложений идентичны.

       Концепция  «реальности грамматических трансформаций»  подверглась критике, и в ходе  исследований сформировалось более  общее и гибкое представление,  согласно которому человек при  слушании и порождении речи  имеет некоторую скрытую структуру,  «внутреннюю репрезентацию» предложений,  динамику и структуру которой  следует выявить. Последнее представление,  по сути, вливается в тему внутренней  речи, развиваемую достаточно давно.  Специфика психолингвистического  подхода в том, что акцент  делается на процессе обработки  предложений.

      Наиболее популярным  методическим приемом выделения  сегментов (и межсегментных границ) стала так называемая методика  клика, или клик-парадигма.Кликом называется короткий шумовой импульс, появляющийся во время прослушивания испытуемым предложений или отдельных слов. Испытуемый должен определить, в каком месте предложения или словесного ряда предъявлялся клик. В предложениях локализация клика смещается к межсегментным границам. Предполагается, что перцептивные единицы речи обнаруживают тенденцию сохранять единство и противостоять посторонним воздействиям. Характер смещения клика позволяет судить о размерах и свойствах перцептивных единиц речи. Разработаны варианты методики клика: измерение времени реакций на включение шумового импульса, переключение речевого сообщения с одного уха на другое.

    Для изучения динамики  внутреннеречевых процессов в нашей стране разработано немало оригинальных подходов, по времени нередко предшествовавших психолингвистическим исследованиям.

    Черты сходства с методикой  клика имеет разработанная в  нашем коллективе методика тестирующего  стимула, восходящая к работам  Е. И. Бойко по изучению механизмов  умственной деятельности человека. Суть подхода состоит в том,  что в течение опыта испытуемый  совершает деятельность двух  видов: 1) основную, воспроизводящую  вид деятельности, подлежащей исследованию; 2) тестирующую — двигательную  реакцию нажима на ключ в  ответ на тест-сигнал. Тест-сигналы подаются по ходу протекания основной, в нашем случае речевой, деятельности. Тест-сигналами служат слова, входящие в состав используемых в исследуемом речевом процессе. Время тест-реакций, измеряемое с точностью до тысячных долей секунды, отражает те локальные функциональные изменения, которые связаны с динамикой тестирующего элемента. В наиболее общем случае тест-раздражитель, попадая на свежий след возбудительного процесса, вызывает укорочение ответной реакции; если он застает тормозный след — то замедленную реакцию. Тем самым тест-раздражитель выступает в роли «зонда», прощупывающего функциональное состояние (по выбору экспериментатора) любой внутреннеречевой структуры.

     В методике тест-стимула тестирующими являются те элементы, которыми непосредственно оперирует речевой механизм. Поэтому она позволяет содержательно исследовать процесс переработки вербально-семантической-информации. Это составляет ее преимущество перед методикой клика, поскольку клик оказывается внешним по отношению к исследуемому процессу сигналом и не проникает в его суть. Методика тест-стимула применена в нашей лаборатории для характеристики различного рода речевых процессов: формирования предложения, выработки словесных ассоциаций, акта понимания многозначных слов и др.

    Для экспериментального изучения организации внутреннеречевых структур применяется метод, имеющий общее значение в психологии,— исследование вербальных ассоциаций. Здесь нет нужды прослеживать его происхождение и использование в разработке проблем мышления, бессознательной сферы и др.— это сделано во многих специальных обзорах. Данный метод используется и для анализа организации речи. В недавнее время он систематически применен в изучении психологической структуры лексикона человека как базы, на основе которой строится звучащая речь.

    Существуют и другие  разработки для исследования  динамики внутреннеречевых процессов. Здесь следует отметить так называемые методики речевых помех, периферических и центральных. Первый вариант основан на изменении естественного артикулирования речи. Этот прием имеет давнюю практику. Уже А. Бине прибегал к запрещению артикулирования или, напротив, к его усилению путем требования обязательного проговаривания материала. Предполагается, что усиление речевых кинестезии благоприятно влияет на внутреннеречевой процесс. Это представление нашло подтверждение при обучении детей письму и чтению, а также в речи больных с афазиями. При усложнении методики — проговаривании посторонних речевых последовательностей (счет до 10, чтение заученных стихов)— наблюдались нарушения речемыслительной деятельности, выпадение смысла воспринимаемого текста, забывание слов.

     Еще один из путей  исследования внутреннеречевой активности состоит в регистрации скрытых движений органов артикуляции, прежде всего языка и губ, с использованием техники электромиографии. Систематические исследования этой темы проведены А. Н. Соколовым, рассмотревшим проблему соотношения внутренней речи и мышления. Регистрируя активность мышц языка и нижней губы, автор записал миограммы при разных видах умственных заданий — решение в уме примеров и задач, чтение про себя, слушание речи, припоминание словесного материала и др. При этом установлено, что при увеличении трудности умственной работы активность артикуляции нарастает.

     В русле психолингвистического  изучения структуры продуцируемой  речи одной из популярных методических  процедур стало изучение пауз нерешительности, или хезитаций (колебаний). Ряд ученых предположили, что хезитаций возникают в точках наибольшей неопределенности речевого потока, связанной с выбором слова: чем меньше определенность слова, тем относительно дольше оно выбирается из лексикона. Однако М. Маклей и Ч. Осгуд, исследуя ту же ситуацию на большом статистическом материале, пришли к заключению, что фраза заготавливается говорящим не пословно, а более крупными единицами. В работе Д. Бумера была показана связь хезитаций с расчлененностью спонтанной речи на отрезки (фонематические), хорошо совпадающие с единицами поверхностной структуры предложений. Обнаружено, что паузы нерешительности связаны прежде всего со структурой речи, а не с лексической неопределенностью, как думали раньше.

   Можно видеть, что рассмотренные  в этом разделе методические подходы ориентированы на динамический аспект внутриречевых процессов. Выделяется и другой аспект, который можно определить как подход к исследованию внутриречевых структур, или вербальной памяти. Этот аспект связан в основном с анализом речевого продукта, а точнее, со спонтанными трансформациями речевого продукта. Такого рода анализ рассматривает речевые ошибки и продукты неосознаваемого словотворчества.

   Исследование речевых ошибок  составляет в настоящее время  одну из интенсивно разрабатываемых  тем психологии. Основная цель  работ—выявление принципов организации языка в голове человека и действия некоторой сложной когнитивной системы, обеспечивающей порождение и восприятие речи. Анализируются ошибки различного вида: при произнесении, восприятии речи, при написании и дактилографии.

  Наиболее популярный тип  рассматриваемых ошибок — это  так называемые спунеризмы. Термин «спунеризм» происходит от фамилии Спунера (декана одного из оксфордских колледжей), вошедшего в историю психолингвистики благодаря своим широко известным речевым оговоркам. Спунеризмы состоят в непроизвольном нарушении порядка следования речевых единиц различных уровней: различительных признаков, звуков, слогов, морфов, слов, фраз, семантических признаков. Дифференцированное функционирование каждой из названных речевых единиц служит свидетельством психологической реальности уровней лингвистического анализа.

   Другой вид спонтанных  трансформаций речевого продукта  — детское словотворчество.

Обнаружено, что в детских неологизмах  отражаются аналитические процессы развивающегося мозга, приводящие к  членению воспринимаемого речевого материала на корневые и аффиксальные элементы.

  В целом обнаруживается, что  развитие общего механизма речи  опирается не столько на усвоение  воспринятых слов, сколько на  продуктивный принцип формирования  языка. При этом происходит  «саморазвитие» языковой системы  в детской голове, обеспечивающее  поразительно быстрое становление  речи ребенка. Находит объяснение  формирование морфемной системы  языка, «парадигматических» структур, становление обобщенных категориальных  структур и их систем, синтаксических  динамических стереотипов, построение  связного высказывания. В совокупности  это охватывает механизм большой  части грамматики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ речевого развития при психологическом обследовании  ребенка

  Как говорилось выше, изменение характера взаимодействия детей с отклоняющимся развитием с окружающимся миром, и прежде всего – вербальной коммуникации в той или иной степени и в той или иной форме, является общей специфической особенностью разных категорий таких детей. В одних случаях речевой дефект является первичным, в других – сочетается с другими нарушениями, в третьих – представляет собой вторичное отклонение. Поэтому так важно выяснить дефектное звено в нарушении речевого развития и причины его появления.

   Комплексное обследование  ребенка с отклоняющимся развитием  включает, как правило, логопедическое, например, в психолого- медико-педагогической комиссии или на соответствующем консилиуме. Тем не менее, психолог, не пытаясь заменить собою логопеда, должен оценить речь ребенка с собственных позиций, в частности, выявить особенности динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности нервных процессов), недостаточность регуляторных процессов или отдельных корковых функций – праксиса, гнозиса, памяти и т.д.

   Н.Я. и М.М. Семаго  считают необходимым и возможным  для психолога оценивать следующие  характеристики речи :

    • Речевую активность – слабая, адекватная, чрезмерная;
    • Качество звукопроизношения;
    • Объем активного и пассивного словаря в их соотношении;
    • Степень развернутости речевого высказывания;
    • Наличие аграмматизмов;
    • Наличие «детских» слов, таких, например, как «бибика»
    • Трудности инициации речевого высказывания;
    • Латентность ответов;
    • Эмоциональность высказываний, их адекватность ситуации, соотнесенность эмоции с содержанием высказывания и ситуацией.

Информация о работе Психологический анализ речи