Психологический анализ речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании , а следовательно и в целеобразовании. Это участие и в идивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………...……..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речи……………….……..…….5
1.1. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке……5
1.2. Определение понятия «речевая деятельность»………….……………..…..9
1.3. Психологические механизмы речевой деятельности…………….……….14
1.4. Основные виды речевой деятельности…………………………………….17
Глава 2. Изучение речи с точки зрения психологии………………………24
2.1. Исследовательские подходы к изучению речи……………………………24
2.2.Психолингвистическое исследование речи………………………………..26
2.3.Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка.30
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Психол анализ речи.docx

— 76.24 Кб (Скачать файл)

При оценке лингвистических  представлений анализируется понимание  и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями – пространственно – следственным и причинно – следственными :

    • Возможность словообразования;
    • Формирование сравнительных степеней прилагательных;
    • Подбор антонимов и синонимов;
    • Формирование и понимание пассивных речевых конструкций;
    • Оперирование пространственно- временными и причинно-следственными представлениями;
    • Решение вербальных задач с косвенным вопросом.

      В. И. Лубовский предлагает психологу для оценки состояния речевого развития учитывать как результаты логопедического исследования, так и собственные данные, полученные при анализе понимания ребенка инструкций, называние объектов из стимульного материала, ответов на задание, спонтанных высказываний и высказываний во время беседы и т.д. В результате должно быть определенно, существует ли недостаточность речи, а при ее наличие – средняя или грубая ее степень.

     При нормальном  уровне речевого развития состояние  фонетико-фонематической стороны  речи, ее словарного запаса и  грамматического строя близко  к нормативному состоянию для  данного возраста. Недостатки произношения  отдельных звуков, некоторая ограниченность  активного словаря и грамматического  строя не снижают оценки речевого  развития как нормального –  в пределах бытовой тематики  активная речь в основном правильная  диагностическим критерием является  возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, например при описании картинки или спонтанных высказываниях, адекватных ситуаций.

     Средняя степень  недостаточности речи: у ребенка  дошкольного или младшего школьного  возраста в истории развития  отмечается позднее появление  слов при их сильной искаженности, задерженное появление первых фраз, ограниченность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и аграмматизмы.

     При грубых  недостатках речевого развития  ребенок на рубеже дошкольного  и школьного возраста имеет  трудности внутреннего программирования  и речевого оформления высказываний, выраженные недостатки грамматического  строя, наличие в активном словаре  лишь высококачественных слов, недостатки  произношения нескольких групп  звуков, трудности в различении  фонем. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

  Таким образом, в заключение нашего исследования, мы пришли к следующим выводам .

  Процесс продуцирования  речевого высказывания представляет  собой многоуровневый процесс,  имеющий сложную многоступенчатую  структуру.

  В психолингвистики  процесс продуцирования речи  рассматривается в общей структуре  деятельности человека.

  Порождение речевого  высказывания начинается с формирования  мотива высказывания. Выготский  рассматривал весь процесс порождения  речевого высказывания как движение  от мотива, порождающего какую-либо  мысль к развертыванию самой  мысли, к опосредованию мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и , наконец, в словах.

  Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность, включает в себя 3 фазы. На первой  фазе осуществляется ориентировка  в ситуации общения, планирование  высказывания во внутреннеречевом смысловом коде, т.е. создается внутренняя программа высказывания на этой фазе происходит в универсальном предметном коде, коде образов и схем , который включает зрительные, слуховые и другие образы предметов, признаков, схемы внешних действий и т.д.

   Анализ речи вскрывает  многочисленные и точные факты о характере психических процессов, помогает определить уровень развития психики, мышления детей, их знания и круг представлений. Психологическое изучение речи производится путем анализа лексического материала. В ряде исследований рассматриваются вопросы связи речи и мышления, стадии развития, характерные особенности этих стадий, функции речи и т.д.          Неоценимым материалом   для возрастной психологии является фиксация речи различных лет. Проблема словарного запаса и структура речи имеет особую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Список литературы

  1. Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. – М., 1997. С. 261–275.
  2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989. 
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  4. Бюлер К. Теория языка. – М., 1993.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
  6. Глухое В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Дис. канд. пед. наук. – Л., 1987.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 8 т. Т. 2. – М., 1982
  8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
  9. Леонтьев А.А. Исследование грамматики // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
  10. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985.
  11. Леонтьев А.А., Рябова Т.В. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи. – Тбилиси, 1970.
  12. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
  13. Миллер Дж. Психолингвисты // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). – М., 196
  14. Ковшиков В., Глухов В.  Психолингвистика. Теория речевой деятельности
  15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
  16. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974.
  17. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник. 1975 г. – М., 1976.

 


Информация о работе Психологический анализ речи