Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формирование психологического климата в коллективе.
Достижение заданной цели осуществляется через решение следующих задач:
Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
Проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2. Модели социально-психологического климата 9
1.3. Особенности формирования социально-психологического климата 11
1.4. Факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе 13
2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ КОМПАНИИ «СИБИРЬ-ГРУПП» 18
2.1 Организация исследования 18
2.2. Анализ проведенного исследования 19
2.3. Роль руководителя и влияние стилей управления на социально-психологический климат 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………..........................39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

5059 Дор. 23.11.12 Кур.р. Психологический климат.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной  научно-технической революции постоянно  растет интерес к явлению психологического климата коллектива. Проблематика формирования благоприятных взаимоотношений волнует многих теоретиков и практиков (руководителей предприятий) поскольку в современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.

Развитый коллектив  требует наиболее совершенного подхода к его использованию, управлению. Рабочий коллектив - это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс – это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально-психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.


Актуальность  темы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно  влияет на результаты ее, но и перестраивает  человека, формирует его новые  возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость  в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Целью курсовой работы является рассмотреть формирование психологического климата в коллективе.

Достижение заданной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
  2. Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
  3. Проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе предприятия

Объект исследования: коллектив компании «Сибирь-групп».

Предмет исследования: межличностные отношения в группе.

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата

Психологический климат коллектива представляет собой  эмоциональный настрой коллектива и отражает сложившиеся взаимоотношения  между его членами1. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу (рис.2). В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком  тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей  друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно  сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности2.

В результате создается  определенная структура ближайших  и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство, что отношение к миру (система  ценностных ориентаций личности) и  отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом  обстоит дело и с отношением к  самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида3.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому  климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

В.Д. Парыгин  дает следующее определение социально  – психологического климата: «Климат  коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психологический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности»4.

Один из видных исследователей социально – психологических  проблем управления трудовыми коллективами В.М. Шепель, определяя психологический  климат как эмоциональную окраску  психологических связей, возникающих  на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей, выделяет три климатические зоны5.

Первая –  социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии гарантировано  соблюдение конституционных прав и  обязанностей работников.

Вторая –  моральный климат, определяемый моральными ценностями, общепринятыми в коллективе.

Третья –  психологический климат, под которым  понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками, находящимися в  непосредственном контакте друг с другом.

Несмотря на различие в подходах и определениях социально – психологического климата, многие авторы сходятся на том, что  относительно устойчивый психологический  настрой является в известной  степени целостной характеристикой  коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно).

Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности  является определение социально – психологического климата, данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели6.

Психологический климат возникает в результате непосредственного межличностного общения работников в коллективе. Он связан с особенностями взаимоотношений по горизонтали (между коллегами) и по вертикали (между руководителями и подчиненными), взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу, взаимной доброжелательностью, чуткостью и вниманием друг к другу.

В системе взаимоотношений  по горизонтали выделяют три подсистемы: деловых, функциональных отношений; личных фоновых отношений, отражающих общий стиль взаимоотношений; личных избирательных отношений, основанных на личных симпатиях и антипатиях.

Признаками  благоприятного психологического климата  являются высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных сторон работы коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных; удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производственного и бытового характера у коллег; принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов.

Для коллективов с благоприятным психологическим климатом характерны взаимное доверие между работниками, теплота межличностных отношений, предрасположенность к восприятию советов и замечаний. В таких коллективах возникает позитивное отношение к работе. Благоприятный, оптимальный психологический климат предрасполагает к восприятию и осознанию работниками общеколлективных целей и интересов; к возникновению и осуществлению новых идей, методов работы, к инициативному преодолению возникающих трудностей. В коллективах с неблагоприятным психологическим климатом наблюдаются полярные проявления названных качеств группового настроения и отношения к работе7.

В трудовых коллективах  следует активно использовать социально-психологические  механизмы формирования психологического климата, к которым относятся убеждение, психическое заражение, внушение.

1.2. Модели социально-психологического  климата

Выделение моделей  социально-психологического климата  основывается на оценке трех сторон:

    1. уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
    2. степень реализации его в данный момент;
    3. тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;

Вариант А.

Высокий уровень  развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует  и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива8.

Вариант Б

Высокий уровень  развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени  его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В

Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.

1.3. Особенности формирования социально-психологического  климата

Социально-психологический  климат коллектива представляет собой  систему, где, во-первых, все элементы взаимосвязаны; во-вторых, элементы системы  более высокого порядка тесно  увязаны с другими (внешней и внутренней средой предприятий, демографическими и личностными характеристиками людей). Взаимодействие этих элементов влияет на активность коллектива она, в свою очередь, на производственные и социальные результаты деятельности, которые определяют характер внутренней и внешней среды предприятия.

Информация о работе Психологический климат в коллективе