Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть формирование психологического климата в коллективе.
Достижение заданной цели осуществляется через решение следующих задач:
Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
Проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе предприятия
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2. Модели социально-психологического климата 9
1.3. Особенности формирования социально-психологического климата 11
1.4. Факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе 13
2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ КОМПАНИИ «СИБИРЬ-ГРУПП» 18
2.1 Организация исследования 18
2.2. Анализ проведенного исследования 19
2.3. Роль руководителя и влияние стилей управления на социально-психологический климат 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………..........................39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..40
Однако демократический
стиль руководства не при всех
условиях применим. Как правило, он
успешно срабатывает при
Концепция типовых стилей руководства включает в себя и третий тип – нейтральный или попустительский. На него обычно обращается мало внимания, так как он крайне редко встречается в практике. Этот стиль характеризуется как раз отсутствием всякой системы в применении этих методов. Его типичные черты: уход от принятия стратегически важных решений; предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком; незначительный контроль подчиненных; использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности; равнодушие к критике; безразличие к персоналу.
Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями, традициями, ценностями, нормами. В одних случаях наиболее эффективным оказывается директивный стиль руководства, в других - либеральный, направленный на общее руководство и дающий возможность самоуправления и раскрытие потенциала каждого16.
Правильное понимание членами коллектива управленческой деятельности руководителей и адекватное отражение основных элементов системы управления, особенностей влияния детерминирующих психологических факторов, влияния на эффективность деятельности зависят от типа СПК, что подтверждает необходимость значительного улучшения системы управления и повышения в нем роли социально-психологического климата.
В ходе проведения исследования социально-психологического климата в коллективе «Сибирь-групп» было выявлено следующее.
Ухудшению климата в коллективе способствовали такие причины:
Таким образом, проведение социологического исследования по данной теме с целью улучшения ситуации в коллективе имеет все предпосылки. При том, что хорошо теоретически разработаны методы исследования социально – психологического климата.
Также необходима детальная проработка программы исследования для выяснения причин возникновения проблемной ситуации.
РИС.1.1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РИС.2
Определение силы требований и возможности их удовлетворения с ранжированием по значимости (1- очень важно, 2- важно, 3 – не важно; и 1- полностью удовлетворен, 2 – частично удовлетворен, 3 – не удовлетворен ).
Требования |
Ранг важности требования |
Ранг возможности удовлетворения |
Отклонение |
1.Хороший заработок
|
1
2 1 1
1 1
1 1
1 1 1
1 1 1 |
1
2 3 3
2 1
3 2
2 2 1
2 2 1 |
-
- -2 -2
-1 -
-2 -1
-1 -1 -
-1 -1 - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РИС 3
Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Стиль руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решений советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решений совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, избавляется от них |
Подбирает деловых, грамотных специалистов |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дружески настроен, любит общение |
Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровный, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Постоянно использует различные виды стимулов |
1 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – М.: Речь, 2007. –с. 17.
2 Битянова М. Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – с. 225.
3 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2009. –. – с. 229.
4 Парыгин Б. Д. Социальная психология. – М., Серия: Труды университета, 2010. – . - с. 150.
5 Там же – с. 165.
6 Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Социальная психология труда. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – с. 55.
7 Ксенофонтова Х.З. - Социология управления. – М., 2010. . – с. 67.
8 Ксенофонтова Х.З. - Социология управления. – М., 2010. - с. 255.
9 Предмет и структура социальной психологии. Социальная психология //А.Л. Журавлев. – М., 2006. - с. 261.
10 Предмет и структура социальной психологии. Социальная психология //А.Л. Журавлев. – М., 2006. - с. 280.
11 Шишлова Е.Э. Развитие организации. Социально-психологический аспект. – М.: Проспект, 2010.. – с. 186.
12 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – с. 85.
13 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – с. 93.
14 Львов Д.Е. Метод активного социально-психологического воздействия. – М.: Эрго, 2007. – с. 55.
15 Львов Д.Е. Метод активного социально-психологического воздействия. – М.: Эрго, 2007. – с. 57.
16 Ягер Дж. - Продуктивные взаимоотношения. – М.: Речь, 2011. – с. 15.