Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть формирование психологического климата в коллективе.
Достижение заданной цели осуществляется через решение следующих задач:
Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
Проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе предприятия
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2. Модели социально-психологического климата 9
1.3. Особенности формирования социально-психологического климата 11
1.4. Факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе 13
2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ КОМПАНИИ «СИБИРЬ-ГРУПП» 18
2.1 Организация исследования 18
2.2. Анализ проведенного исследования 19
2.3. Роль руководителя и влияние стилей управления на социально-психологический климат 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………..........................39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..40
Следовательно,
для заместителя директора «
Важно определить соответствие уровня потенциала группы тому стилю управления, который использует руководство предприятия.
Таблица 2.1.6. – Определение соответствия уровня потенциала группы стилю руководства
Показатели |
Группа |
Директор |
Гл. инженер |
Уровень образования |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Стаж совместной работы |
Менее 4-х лет |
Более 4 –х лет |
Более 4 –х лет |
Групповая сплоченность |
26,43% |
72,4% | |
Стиль поведения |
Преимущественно функциональные взаимоотношения |
Директивный по отношению к группе |
Демократический по отношению к группе |
Желание совершенствоваться |
Есть |
- |
Есть |
Желание внести свой вклад в развитие организации |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть желание совместной работы |
У 57,4% опрошенных |
Есть |
Есть |
Данные табл. 2.1.6. показывают ярко выраженные недостатки руководства (в лице директора) в плане построения взаимоотношений с коллективом. Одновременно имеются потенциальные возможности формирования благоприятных взаимоотношений между руководством и подчиненными (высокая степень взаимности интересов между директором и гл. инженером, а также большой опыт совместной работы, знание сильных и слабых сторон организации дает основания для таких выводов).
Таким образом,
имеет место проблема использования
социально-психологических
Роль непосредственного руководителя предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата. Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей).
Важным элементом системы СПК является приемлемость руководителя. Главным показателем является здесь авторитет руководителя, измеряемый по социометрической методике.
Авторитет руководителя
характеризуется
Групповая совместимость
представляет собой социально-психологическу
Деление совместимости
на вышеперечисленные виды достаточно
условно, в практической деятельности
трудно отделить одно от другого, поскольку
все они проявляются в
При изучении
взаимной приемлемости в
Оценка взаимной приемлемости изучается, как правило, на основе социометрии, различных тестовых методик.
Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов.
1. Улучшение
условий труда. При
2. Совершенствование
организации и стимулирования
труда. Совершенствование
Сложным и противоречивым
в своем влиянии на СПК является
действующая система
Общей идеей совершенствования стимулирования труда является создание в организации модели "социальной справедливости". Первоначальными условиями социально-психологически благоприятного восприятия системы стимулирования работников являются: понятность механизма связи усилий и вознаграждения, учет социально-демографических, личностных, индивидуальных особенностей работников и характеристик первичного коллектива (нормы, ценности, традиции).
3. Совершенствование социально-демографических характеристик коллектива. Социально-психологическая структура коллектива непосредственным образом влияет на процесс формирования СПК, так как выражает сущностную сторону личностных черт работника. Совершенствование структуры коллектива необходимо связывать с его производственными целями, кадровым потенциалом, общими условиями деятельности.
Необходимо
соблюдение положения о достаточном разнообразии
социально-демографических характеристик
и положения о социально-демографических
ограничениях на совместимость и срабатываемость
участников трудового процесса. Так, в
смешанных по полу коллективах выше культура
общения; сочетание различных возрастных
и образовательно-
4. Совершенствование
взаимоотношений и стиля
Таким образом, регулирование СПК имеет специфику в соответствии с уровнем формирования и проявления климата. На уровне организации в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия, организация, стимулирование труда), в малой группе - те факторы, которые связаны с социально-психологическим настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне главное условие благоприятного СПК - формирование устойчивой трудовой мотивации13.
Социально-психологический климат как групповое психологическое состояние, характеризуемое особенностями социального восприятия и степенью удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности, интегрирует множество различных влияний. Вероятно, трудно найти такой фактор, связанный с деятельностью коллектива, который так или иначе не оказывал бы на него своего влияния. Практически значимо вместе с тем установить, какой фактор и в какой степени влияет на климат, каково положение среди них фактора управления? Ответить на этот вопрос значит понять, за счет чего прежде всего можно улучшить социально-психологический климат в трудовых коллективах.
Ряд авторов в качестве одного из важных факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат, выделяют управленческую деятельность руководителей. Но они, как правило, ограничиваются изучением влияния какого-то одного элемента системы управления, чаще всего стиля руководства или личных качеств руководителей, которые, безусловно, оказывают значительное влияние на климат коллектива, но не исчерпывают влияния всей системы управления.
Оценка влияния системы управления, ее элементов и характеристик на социально-психологический климат коллектива требует не просто количественного соотнесения первого со вторым, а установления качественных зависимостей, характера влияния. Необходимо также установить — вызывает ли управление и его различные элементы изменения в климате, способствующие решению задач деятельности, или, напротив, затрудняющие их? В принципе между управлением и результатами деятельности коллектива, по-видимому, не одна, а множество линий связи. Вероятно, управление сказывается на результатах деятельности не обязательно через социально-психологический климат, но его роль в получении результатов деятельности установлена достаточно определенно. Поэтому вполне обоснованно считать, что существует и влияние управления через социально-психологический климат.
Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Стиль, как характер, дается человеку при рождении, можно совершенствовать его, дополнять теми или иными чертами, свойственным другим стилям. Но основа, стержень - остается прежней. Характеристика стилей руководства с учетом различных параметров взаимодействия «руководитель – подчиненный» приведена в таблице 2.7. Анализируя табл. 2.7, можно дать характеристику каждому стилю руководства. Из табл. 2.7 видно, что в вопросах принятия решения руководитель, придерживающийся авторитарного стиля руководства, единолично решает вопросы при принятии решений, приказывает, распоряжается, командует при доведении информации до подчиненных, берет на себя или перекладывает на подчиненных, полностью подавляет инициативу, боится квалифицированных работников, избавляется от них, держит дистанцию, не общителен, характер отношения к подчиненным диктуется настроением, является приверженцем формальной жесткой дисциплины, как основной метод стимулирования использования наказание.
Противоположным стилем руководства является либеральный стиль. При использовании либерального стиля руководства руководитель снимает с себя всякую ответственность, отдает в руки подчиненных, подбором кадров не занимается, пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных, общается с подчиненными только по их инициативе, мягок, покладист, требует формальной дисциплины, постоянно использует различные виды стимулов14.
Наиболее эффективным стилем из всех можно назвать демократический стиль руководства. Демократический стиль руководства более мягкий, чем авторитарный, однако более эффективный, чем либеральный. Руководитель, придерживающийся демократического стиля руководства перед принятием решений советуется с подчиненными, распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями, поощряет подчиненных, подбирает деловых, грамотных специалистов, постоянно повышает квалификацию, учитывает практику, дружески настроен, любит общение. При демократическом стиле руководства руководитель - сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям, постоянно использует различные виды стимулов.
Авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличие по крайней мере двух условий: того требует производственная ситуация; персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства.
Ведь во всех
«издержках» авторитарному
Продолжением же достоинств авторитарного стиля руководства выступают, как водится, его очевидные недостатки: подавление инициативы, творческого потенциала исполнителей; отсутствие действенных стимулов труда; громоздкая система контроля; в крупных организациях обюрокрачивание аппарата управления; невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом; высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя.
Преодолеть
эти недостатки позволяют экономические
и социально-психологические