Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формирование психологического климата в коллективе.
Достижение заданной цели осуществляется через решение следующих задач:
Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
Проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2. Модели социально-психологического климата 9
1.3. Особенности формирования социально-психологического климата 11
1.4. Факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе 13
2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ КОМПАНИИ «СИБИРЬ-ГРУПП» 18
2.1 Организация исследования 18
2.2. Анализ проведенного исследования 19
2.3. Роль руководителя и влияние стилей управления на социально-психологический климат 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………..........................39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

5059 Дор. 23.11.12 Кур.р. Психологический климат.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Анализ проведенного исследования

Численность исследуемого коллектива – 15 человек.

Таблица 2.1.1. –  Ряд распределения членов коллектива «Сибирь-групп» по возрасту

возраст

До 25 лет

25 – 30 лет

30 –40 лет

40 – 55 лет

частота

4

0

11

0


 

Рис. 2.1.1. Гистограмма  распределения работников компании «Сибирь-групп» по возрастному признаку

Таблица 2.1.2. –  Ряд распределения работников управления по половому признаку

пол

мужской

женский

частота

5

10


 

Рис. 2.1.2. Гистограмма  распределения по полу работников в  компании «Сибирь-групп»

 

Таблица 2.1.3. –  Таблица распределения работников компании «Сибирь-групп» по уровню образования

Категории работников

С средне–специальным или средним образованием

С высшим образованием

сотрудники

1

14


 

Рис. 2.1.3. Гистограмма распределения  работников по уровню образования

 

Выводы. Члены  данного коллектива – преимущественно  женщины, имеют опыт работы, образованы. Другими словами, коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов. Практика показывает, что в женском коллективе, в котором все профессионалы, больше вероятность формирования различных позиций поведения, возникновения конфликтных ситуаций, столкновения интересов, мнений.

Чтобы определить, имеются  ли в действительности в этом коллективе трудности во взаимоотношениях, применим методику тестирования психологического климата данного коллектива и  определим степень сплоченности его членов на основе результатов  опроса.

Руководителям предприятия было предложено оценить психологический климат внутри коллектива путем ответа на вопросы, содержащиеся в анкете (приложение 1).

Обработка опросного листа  осуществляется следующим образом:

  1. сложить оценки на вопросы левой стороны листа под № 1,2,3, 4,5, 6,7, 8,9,10, 11,12,13 – это сумма А;
  2. сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А–В. С равно или больше нуля, - на лицо ярко выраженный неблагоприятный климат в коллективе с точки зрения в коллективе. С больше 25, - психологический климат благоприятен. Если менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.
  3. Рассчитывается среднегрупповая оценка психологического климата по формуле:

С = Сумма Сi \ N,       (2.1.1.)

Где N – число членов группы;

  1. процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

% = n (Ci) \ N * 100%,        (2.1.2.)

где n(Ci) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N – число  членов группы.

Подсчитаем итоги.

Сумма А = 15; Сумма  В = 15; С =0; Таким образом, с индивидуальной точки зрения в коллективе ярко выраженный неблагоприятный психологический  климат.

Среднегрупповая оценка психологического климата: С  ср. = 15,4. То есть, с групповой точки  зрения климат неустойчиво благоприятен.

Процент работников, оценивающих климат как неблагоприятный: % = 43% (6 \ 15 *100%). Таким образом, данная оценка подтвердила предположения о наличии неустойчивого (неблагоприятного) психологического климата в коллективе руководителей предприятия.

Определим степень  сплоченности исследуемого коллектива.

Данный показатель был получен путем использования  результатов проведенной оценки. Были выбраны десять положительных  и отрицательных характеристик  психологического климата коллектива, получивших оценку. Из существующих характеристик были выбраны пять наиболее положительных (значимых) по мнению коллектива, и пять отрицательных (ненужных).

Затем определяются показатели сплоченности по выборам  положительных и отрицательных  характеристик по формуле:

I спл (ЦОЕ) = (n – m) \ N * 100,      (2.1.3.)

где I спл (ЦОЕ) –  сплоченность группы в отношении  данного объекта оценки, %;

n – сумма  выборов, приходящихся на пять  характеристик, получивших максимальное  количество выборов;

m – сумма  выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов;

N- общее количество  выборов, сделанных членами данной группы.

Группа с  максимально возможным I спл –  все участники выбирают одни и  те же характеристики. Группа с минимально возможным I спл (полное отсутствие ценностно – ориентационного единства) – участники не отдают предпочтение ни одной из характеристик исходного набора.

Итоговый показатель групповой сплоченности определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

Рассчитаем  данный показатель. (Были выбраны из пар предложенных положительных  и отрицательных характеристик  характеристики под № 2,3,4,8,9 и № 1,5,6,10,11(положительные), и № 2,3,8,11,12 и № 1,4,5,9,13 (отрицательные)).

N = 70 (15*5); n = 15; m = 7;

ЦОЕ положительных  характеристик = (15 –7)\ 70 *100 = 10%. Т.е. участники  опроса выбирали данные характеристики одинаковое число раз (суммы выборов, получивших максимальное и минимальное  количество выборов не существенно  отличаются), т.е. по существу, участники не отдают предпочтение ни одной из характеристик.

ЦОЕ отрицательных  характеристик = (35 – 5)\ 70 *100 = 42,85%. Т.е. участники  опроса наибольшее предпочтение отдавали первой паре отрицательных характеристик, что говорит о единстве ценностей - мнений о важности следующих отрицательных свойств в коллективе: Конфликтность в отношениях в группе, конфликтность между группировками (функциональными отделами), ссоры и взаимные обвинения в «тяжелые» для предприятия дни, тяжелое протекание адаптации новых работников в коллективе, неформальное «разделение» группы на «своих» и «чужих».

Итоговый показатель групповой сплоченности: ЦОЕ = (10\2) + (42,85\2) = 26,43%.

Таким образом, мы видим тенденцию развития неблагоприятных  отношений в коллективе, особенно в период критических ситуаций на предприятии. Значимость указанных отрицательных критериев в совместной деятельности коллектива говорит о просчетах руководства в отношении проведения политики управления персоналом в организации.

Выявим мотивационную направленность исследуемых работников; т.е. те факторы в деятельности, отсутствие которых негативно отражается на социально–психологическом климате коллектива.

В таблице 2.1.4 содержатся номера вопросов анкеты, ответы на которые  определяют наиболее значимые для работника элементы мотивации.

Было опрошено 57% членов группы (всего 9 чел. из 15).

Вопрос № 2 –  демотивирующий, указывающий на отсутствие мотивации к трудовой деятельности как таковой.

В графы таблицы 2.1.4. заносим оценки важности для респондентов указанных критериев (вопросов анкеты, относящихся к тому или иному критерию).

 

Таблица 2.1.4. –  Обработка результатов опроса группы

№ респондента

Оплата труда  и содержание работы

Ср. балл группы

Статус работника  и общественная полезность

Ср. балл группы

Ответна вопрос № 2

 

1

3

6

13

14

 

4

5

7

8

9

10

11

12

   

1

3

3

3

3

3

3,0

3

3

3

3

3

3

3

3

3,0

2

2

3

3

2

3

3

2,8

3

2

2

3

3

3

2

2

2,5

2

3

3

3

2

2

3

2,6

3

3

2

2

3

3

2

2

2,5

2

4

3

3

1

3

3

2,6

3

2

2

3

3

3

2

3

2,6

2

5

3

3

3

2

3

2,8

3

2

2

3

3

3

3

3

2,8

2

6

3

3

1

2

3

2,4

3

3

2

3

3

3

3

3

2,9

2

7

3

3

1

3

3

2,6

3

3

2

2

3

3

3

2

2,6

2

8

3

3

3

3

3

3,0

3

2

1

3

3

3

3

2

2,5

2


 

Средний балл первой группы критериев определяется путем  суммирования средних значений оценок каждого респондента по первой группе критериев. Аналогично рассчитывается средний балл по второй группе.

Ср. балл 1 гр. = 2,7 (показывает степень важности для  респондентов вопросов, касающихся оплаты труда и его содержания или  условий).

Ср. балл 2 гр. = 2,67 (показывает степень важности для  опрашиваемых вопросов, касающихся возможности самоутверждения и самовыражения).

Данные результаты говорят о высокой значимости этих критериев для работников (максимальная оценка – 3 балла) и, практически, об отсутствии приоритетов в выборе, т.е. для  данных специалистов очень важны как содержательная сторона трудовой деятельности, так и ее социальная составляющая.

Наличие утвердительных ответов на вопрос № 2 говорит о  том, что работники пытаются возместить неудовлетворенность теми или иными  действиями руководства деятельностью вне коллектива, т.е. в собственной жизни.

Теперь определим, насколько менеджмент предприятия  позволяет удовлетворить потребности  работников службы экономистов.

Согласно результатам  опроса на предприятии не достаточно или не в полной мере развиты такие важные компоненты мотивации персонала, как: профессиональное продвижение по службе (карьерный рост); информируемость всех участников о совместной деятельности о результатах, перспективах и проблемах предприятия; делегирование полномочий или предоставление возможности внести свой вклад в развитие организации.

Цель следующего опроса: выяснение приверженности руководства  к определенному стилю или  методам руководства; влияние методов  руководства на обстановку в коллективе.

В качестве исходного «материала» для построения основных стратегий поведения руководителей (директора предприятия и гл. инженера) были выбраны альтернативные переменные (признаки).

Путем изучения данных анкеты был определен приоритетный стиль руководства коллективом  – авторитарный. Таким образом, главное для директора – это результат работы, а не способы его достижения.

Были проведены  дополнительные исследования утверждения  авторитета руководителей на предприятии  методом опроса - определена оценка (по пяти бальной системе) качеств директора предприятия и гл. инженера.

Результаты  отражены в таблице 2.1.5

 

Таблица 2.1.5. –  Оценка руководителей подчиненными

 

Директор

Заместитель директора

Профессионализм

5

5

Организационные качества

5

5

Справедливость

5

5

Самокритичность

4,7

4,8

Умение работать с людьми

4,8

4,8

Вежливость 

4,2

4,6

Гибкость 

4,0

4,7

Внимание к  людям

4,2

4,6

Информация о работе Психологический климат в коллективе