Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:43, курс лекций
Важным для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а к чему относится скептически. Для менеджера важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена. О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько он принципиален. Под принципами в менеджменте, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.
Наличие установок и стереотипов в общении, эффекты искажения восприятия, предубеждения и многие другие факторы, порождая фильтры Я-слушания, могут значительно затруднять коммуникативный процесс.
1. Какие эффекты восприятия вы знаете?
2. Как они влияют на общение?
3. Что такое установка в общении? Какой
она может быть?
4. Что такое стереотип? Какие они бывают?
5. Как установки и стереотипы влияют на общение?
6. Какие еще факторы могут влиять на наше
восприятие партнера?
7. На ваш взгляд, какова основная причина
ошибочных выводов о человеке или ситуации?
Цель: научиться грамотно дискутировать.
— выявить отличительные черты
спора и дискуссии;
— усвоить правила ведения дискуссии;
— на практике применить правила дискуссии
при обсуждении темы.
Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.
Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?
Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет («Начали за здравие — кончили за упокой»). В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.
Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы — жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.
Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.
Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.
Практическая часть. Пусть каждый из вас на отдельном листке напишет тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Затем сдайте их учителю. Обсуждению самых интересных из них мы посвятим следующее занятие. А сегодня мы попробуем потренироваться грамотно дискутировать.
Разбейтесь на группы по 10-12 чел. Каждая группа разделится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Применяйте правила ведения дискуссии!
(Примеры тем для дискуссии:
— Где лучше жить: у нас или за границей?
— Правильно ли воспитывают нас наши родители,
и как мы будем воспитывать наших собственных
детей?
— Может ли народ влиять на политику?
— Когда жизнь была лучше: раньше или сейчас?
— Хорошему или плохому учит нас наше
телевидение?).
Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.
1. В чем разница между спором и дискуссией?
2. Что такое дискуссия?
3. Каковы правила ведения дискуссии?
4. Как вы относитесь к дискуссиям (считаете
безрезультатными или эффективными)?
Цель: выделить важные для публичного выступления факторы.
— осознать влияние поведения выступающего
на процесс восприятия выступления слушателями
(зрителями);
— выделить факторы, облегчающие процесс
восприятия выступления;
— улучшить навыки самоконтроля при публичном
выступлении;
— научиться доходчиво излагать свои
мысли группе людей;
— способствовать преодолению страха
перед аудиторией.
Каждому из нас доводилось
говорить или делать что-то перед группой
людей. Ситуации могут быть различные.
Ты делаешь доклад перед классом. Или рассказываешь
что-то интересное своим друзьям. Или выступаешь
в роли конферансье (ведущего) на КВНе. Или
в кафе поешь песню в сопровождении караоке.
Или участвуешь в спортивных соревнованиях.
Все это — различные варианты публичного
выступления. Каждый из них имеет свои
особенности, но многие черты — общие для
всех.
Итак:
Настрой. Самый сложный и самый необходимый элемент выступления на людях. Он должен быть положительным, с верой в себя и в свои действия. Прежде всего, нужно хотеть выступить. Определи цель своего выступления — зачем это нужно тебе и людям. Бывает сложно преодолеть естественный страх перед аудиторией, когда люди в зале представляются единой волнующейся массой, где трудно различить отдельные лица. Это обычный биологический страх одного существа перед большим скоплением особей. Инстинктивно это скопление может представляться враждебным. Скажи себе так: «Все эти люди хорошо относятся ко мне. Они настроены дружелюбно. Тепло стольких душ и сердец дает мне ощущение принятия и поддержки. Они верят в меня. Многим из них приходилось быть в такой же ситуации. Они с пониманием отнесутся к моему волнению, оговоркам, запинкам. Им интересно то, что я скажу». Просто верь в «теплоту» аудитории, а не в «холодность». Легкое волнение естественно, оно придает живость твоему выступлению. Люди инстинктивно чувствуют, что ситуация необычна, она привлекает их внимание. А как раз это тебе и нужно — вызвать интерес слушателей или зрителей.
Обсуждение. Какие еще способы положительно настроиться перед выступлением вы знаете?
Как выглядеть. Выступая перед публикой, вы оказываетесь в центре пристального внимания. В течение первых нескольких минут люди вас рассматривают, а уж затем вслушиваются в то, что вы говорите, и ваш внешний облик перестает их занимать. Это обычный ориентировочный рефлекс «кто это? какой он?». Оденьтесь и причешитесь (сделайте макияж) «по ситуации». Многие ситуации предполагают определенный стиль одежды: спортивная форма, принятая в данном учреждении униформа (костюм и галстук, рабочий комбинезон, просто торжественный «белый низ, темный верх»), вечернее платье. При выборе имиджа для выступления, ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу добиться, и как моя внешность может мне в этом помочь?». Если вы хотите понравиться публике — делайте себя привлекательным. Если вы хотите быть принятым этими людьми, «стать своим» — оденьтесь так, как им нравится. Хотите удивить, поразить, шокировать — выглядите необычно. Выступая в определенной роли, примите облик, ей соответствующий (докладчик, конферансье, диск-жокей). Если стремитесь, чтобы ваша внешность не затмевала ваших слов, — оденьтесь сдержанно, по-деловому. Иногда нужно произвести определенное впечатление на аудиторию: например, в некоторые общества принято являться во фраке или в дорогих украшениях, или с татуировкой, — иначе с вами просто разговаривать не будут. Главное: пусть вам в этой одежде будет удобно! Чтобы вы не отвлекались на то, как выглядите, а сосредоточились на том, о чем говорите. Внешний облик может помочь вам в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.
Обсуждение. Приведите примеры, как бы вы выглядели в разных ситуациях.
О чем говорить. Определи цель своего выступления. Что ты хочешь сказать или выразить? Что хочешь донести до слушателей? О чем они должны задуматься, что понять после твоего выступления? Составь план или полный текст доклада. В зависимости от своих возможностей, ты будешь читать текст по бумаге или, изредка заглядывая в конспект, рассказывать. Стремись к тому, чтобы хорошо знать и понимать материал своего выступления. Тогда на бумаге у тебя будет написан «скелет» доклада — основные пункты-тезисы, которые нужно осветить. При выступлении ты будешь раскрывать каждый пункт своими словами — «скелет будет обрастать мясом».
Длительность выступления. Обычная длительность выступления во взрослой аудитории — 15-20 минут. Именно столько без перерыва человек может вдумчиво слушать изложение мыслей другим человеком. Затем он начинает отвлекаться — это биологическая норма. Если предмет доклада ему неинтересен, человек теряет нить мыслей докладчика еще раньше. Удержать интерес слушателей помогают примеры, поясняющие излагаемый материал, и вопросы к слушателям — обратная связь. Обычно при выступлении рассказчик сначала излагает весь материал, а затем ему задают вопросы. Поэтому не стоит делает выступление долгим. Правда, человека, умеющего захватывающе рассказывать интересные вещи, можно слушать часами.
Как говорить. Если раньше по всей стране было принято слушать многостраничные доклады, монотонно читаемые докладчиком «по бумажке», в течение которых слушатели сладко посапывали во сне, то сейчас большинству выступающих перед аудиторией интересно, чтобы их слушали и понимали. При чтении связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорите просто и ясно, недлинными предложениями — будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека — вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Аудитория пока осмыслит ваши предыдущие слова — ей ведь не так хорошо все известно, как вам, по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, — так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!
Если тебе трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выбери среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказывай будто ему одному. Будто вы сидите за чашкой чая вечерком, и ты рассказываешь другу интересные вам обоим вещи. Затем ты можешь найти в зале еще несколько таких людей и рассказывать уже нескольким «друзьям». Такое твое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать тебя с интересом.
Как отвечать на вопросы. Если твое выступление нашло отклик в душах и умах слушателей, то тебе обязательно будут задавать вопросы. Вопросы — это проявление интереса к тебе и твоему выступлению, желание узнать больше. Вопросы чаще всего свидетельствуют о том, что выступление удалось, было интересным и понятным. Это вовсе не желание поставить тебя в глупое положение или показать твое незнание. Если вопрос тебе неясен, попроси повторить его, пояснить. Переспроси: «Правильно ли я вас понял, что…?». Уясни сущность вопроса. Если можешь, — ответь на вопрос. Иногда вопрос затрагивает область, которую ты еще не изучал, или ты не знаешь ответа. Внутренне скажи себе: «Я не волшебник — я только учусь». А спрашивающему ответь: «Это будет являться предметом моего дальнейшего изучения», «Мне не встречалось в литературе ответа на этот вопрос», «Ваш вопрос меня заинтересовал — я постараюсь найти ответ на него». Иногда вопросы дают неожиданный ход мыслям, представляют предмет в новом свете, подсказывают интересные идеи. Вопросы — шанс узнать новое. Поблагодари человека за интересный вопрос: «Благодаря вашему вопросу, у меня родилась идея…».