Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:43, курс лекций
Важным для коллектива является и то, во что верит новый сотрудник, а к чему относится скептически. Для менеджера важно, чтобы новый сотрудник поверил не только в цели коллектива, но и в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и выполнить роль, которую ему отведена. О новом человеке в трудовом коллективе судят еще и по тому, насколько он принципиален. Под принципами в менеджменте, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.
Как «красиво уйти». Все вопросы заданы, все ответы даны. Подожди еще несколько секунд. Улыбнись и скажи: «Спасибо за внимание!».
Всегда строй свое выступление так, как понравилось бы тебе самому, будь ты зрителем или слушателем!
Обсуждение. Приведите примеры неправильного поведения в выступлениях, которые вы наблюдали (по телевизору, в школе, на концерте, соревнованиях).
Выбор темы и некоторые особенности поведения человека могут влиять на успешность его публичного выступления.
1. Каким принципом следует руководствоваться,
планируя свое выступление перед публикой?
2. Какие значимые для публичного выступления
факторы вы можете назвать? Какой из них,
по-вашему, основной?
3. Каким бы вы хотели быть, выступая перед
аудиторией?
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
План:
1. Общение, его функции и основные виды.
2. Особенности делового общения. Виды делового общения по содержанию и цели общения. Формы делового общения.
Жизнь современного человека невозможно представить без общения. Общение – это сложный, многогранный процесс взаимодействия людей, изучаемый философией, психологией, социологией, социальной психологией, лингвистикой.
Философы и социологи характеризуют общение как «базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру»
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
В социальной психологии общение понимается как особая форма активности субъекта, результатом которой являются межличностные отношения [6].
Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; связь между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность; отношение речевой деятельности к другим видам деятельности человека и т.п.
Таким образом, общение – это специфическая форма деятельности людей, процесс их взаимодействия для реализации других видов деятельности, отличительной особенностью которого является использование языка как средства.
Функции общения многообразны. Выделяются следующие функции общения :
1) перцептивно-коммуникативная (восприятие и понимание другого
человека, передача эмоционального отношения, в результате чего
происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление);
2) информационно-коммуникативная (обмен информацией посредством
вербальных и невербальных средств, обязательно предполагающий взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров);
3) регуляционно-коммуникативная, или интерактивная (взаимная корректировка действий и поведения партнеров в процессе совместной деятельности).
В качестве субъекта общения может выступать личность, социальная группа и общество в целом. В зависимости от этого выделяют межличностное, межгрупповое, межсоциальное общение, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.
Взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели: обмен и передача информации; формирование умений и навыков или развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; осуществление коррекции, изменение мотивации поведения; обмен эмоциями.
В зависимости
от целей и используемой
1. «Контакт масок» - формальное общение без стремления понять и учесть особенности личности собеседника с использованием привычных масок вежливости, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. Иногда контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Светское общение, определяемое формальной вежливостью, в процессе которого люди говорят не то, что думают, а то, что положено. Мнение собеседников не имеет значения и не определяет характер коммуникации. Такое общение носит ритуализированный характер.
3. Духовное межличностное общение, которое характеризуется взаимопониманием между людьми, в его основе лежит доверие к личности собеседника.
4. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
2. Деловое общение – это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.
Деловое общение имеет
1) связь с какой-либо предметной деятельностью;
2) получение профессиональные навыков и знаний;
3) взаимное психологическое влияние деловых партнеров;
4) необходимость строить отношения с разными людьми, независимо от личных симпатий и антипатий, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов;
5) регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям, а именно: соблюдение делового и речевого этикета, а также ограниченность делового общения определенными временными рамками;
6) ответственность участников делового общения за его результат;
7) строгое отношение к использованию участниками общения языковых средств, которые должны отбираться в соответствии с нормами современного русского литературного языка и условиями общения для оптимального решения поставленных коммуникативных задач.
Предметом делового общения является дело.
Содержание делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая может быть связана с производством материальных или духовных продуктов, созданием и предложением разного рода услуг (маркетинговых, финансовых, образовательных, информационных и т.п.).
В зависимости от содержания можно выделить следующие виды делового общения:
деятельностное деловое общение как обмен приемами, навыками, умениями в совместной профессиональной деятельности, в процессе которого происходит усвоение профессиональных навыков, умений, отдельных действий, поведенческих актов;
познавательное (когнитивное) деловое общение, предполагающее обмен познавательным профессиональным и социальным опытом деловых партнеров;
мотивационное деловое общение как обмен деловых партнеров стремлениями, желаниями, потребностями, интересами, установками, побуждениями;
материальное деловое общение, связанное с производством материальных средств, с обменом материальными продуктами и услугами, с удовлетворением материальных потребностей деловых партнеров;
духовное деловое общение как обмен духовными ценностями (научной информацией, философскими, эстетическими представлениями и идеями), способствующее развитию внутреннего мира деловых партнеров;
регулятивное деловое общение как обмен политическими, правовыми, моральными знаниями и идеями, посредством которого осуществляется усвоение партнерами политических, правовых, моральных норм, ценностей, традиций.
Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для плодотворного сотрудничества, успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.
В зависимости
от конкретных задач возможна
детализация целей делового
общения (создание продуктов и
услуг, освоение новой
Информационное деловое общение осуществляется для передачи партнеру профессиональной информации или инновационных идей посредством стимуляции таких познавательных психических процессов, как память и внимание.
Убеждающее деловое общение призвано изменить ценностную ориентацию или личностную установку партнера, сделать его своим единомышленником, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия. Основной тип психологического воздействия – убеждение.
Цель эмоционального делового общения - сформировать у делового партнера необходимое для деловой ситуации настроение, передать чувства. Основным типом психологического воздействия выступает побуждение.
Цель ритуального делового общения - поддержание и закрепление договорно-правовых отношений в деловом мире: соблюдение делового этикета, сохранение национальных и профессиональных традиций, создание новых. Основные типы психологического воздействия – подражание, одобрение, поощрение.
Цель императивного делового общения – авторитарный контроль над поведением делового партнера или открытое принуждение его к определенным решениям или действиям. Основные типы психологического воздействия – побуждение, принуждение, запугивание, направленные на оценочно-волевую сферу психики делового партнера.
Целью суггестивного делового общения является внушающее воздействие на делового партнера для изменения его мотивации, ценностной ориентации, поведения и отношения. Основной психологических прием – внушение, который осуществляется посредством воздействия на эмоционально-чувственную сферу психики партнера.
Наиболее распространенным
в современной деловой
Наиболее предпочтительным
в современной деловой
В процессе делового общения реализуются не только профессиональные, но и личные цели участников общения: стремление к личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей, что проявляется в уходе от ответственности; стремление к улучшению своего материального положения; стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, сделать карьеру, избавиться от бремени иерархического контроля, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.
В зависимости от влияния на
эффективность совместной
Деловое общение
разнообразно по своим формам.
В зависимости от способов
коммуникации и характера
Письменные
жанры делового общения – это
все виды деловых писем, а
также документы, фиксирующие
социально-правовые отношения,