Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Краткое описание

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Содержание

1 Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой 3
2 Творческая игра в педагогическом процессе детского сада 7
3 Развитие детского творчества и игрового замысла 15
4 ИГРЫ 18
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 18
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 19
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 19
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 20
Заключение 20
Используемая литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология игры.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

     Особое  место занимают игры, которые создаются  самими детьми,- их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

     Что дает право называть игру творческой деятельностью?

     Игра  – отражение жизни. Здесь все  «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается  воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и  мишка – только игрушки, но любит  их как живых, понимает, что он не «пропадавший» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

     Подражание  взрослым в игре связано с работой  воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

     Детское творчество проявляется в замысле  игры и в поиске средств для  его реализации. Сколько выдумки  требуется, чтобы решить, в какое  путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

     Игра  – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

     Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в, то, же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

     В игре ребенок начинает чувствовать  себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

     Творческая  коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение  ребенка в жизни, в то же время  навыки, сложившиеся в процессе повседневного  общения детей друг с другом и  с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

     Игра  – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

     Воплощение  жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим  целям, с ее помощью решаются важнейшие  воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей  профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок  мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в  игре у ребенка формируются общие  представления о значении труда, о роли различных профессий.

     В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить  себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается  также в поиске средств для  выполнения задуманного; прежде чем  отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

     Интересные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют  их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном  питании ребенок будет плохо  развиваться, станет вялым, если он лишен  увлекательной игры.

     В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать  у детей товарищеские чувства, организаторские  умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими  труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь  только при хорошей организации  детского коллектива можно успешно  развивать творческие способности  каждого ребенка, его активность.

     Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила  вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет  резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в  работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской,  игра  готовит детей к труду. Эту мысль  развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

     «Чем  же все-таки  отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в  общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям  она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые  необходимы для работы»1  .  

     Идеи  Н.К. Крупской и А.С. Макаренко лежат  в основе советской педагогики игры.

     Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают  домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача учителя  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

     Игра  и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать,  как  долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры  оборудуют поликлинику. Иногда в  настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый  фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником.

     В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом  за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при  достижении общей цели, умение справедливо  разрешать спорные вопросы.

     Игра  тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием.  Несмотря на различные средства отражения  впечатлений жизни, мыслей, чувств,  эти виды детской деятельности имеют  много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко  поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

     Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей  связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» указано, что игра – важнейшая самостоятельная  деятельность, которая имеет большое  значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью  игры.

     Руководство творческими играми – один из самых  сложных разделов методики дошкольного  воспитания. Педагог не может заранее  предвидеть, что придумают дети и  как они будут вести себя в  игре. Но это не значит, что роль воспитателя  в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх  с правилами. Однако своеобразие  детской деятельности требует и  своеобразных приемов управления. Важнейшее  условие успешного руководства  творческими играми – умение завоевать  доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится  к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель  вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы  дать игре нужное направление. Но вмешательство  взрослого только тогда будет  успешным, когда он пользуется у  детей достаточным уважением  и доверием, когда он умеет, не нарушая  их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности  каждого ребенка, его интересы, хорошие  и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.  Содержание игр советских детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение.  Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.

     Жизнь в детском саду также дает богатый  материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда  ребенок получает много новых  впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

     Подавляющее большинство игр посвящено изображению  труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят  самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.

     Таким образом, через игру закрепляется и  углубляется интерес детей к  разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

     Задача  воспитателя – помочь ребятам  организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

     Не  следует предлагать детям разработанные  педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют  имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И  если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять  их воображение, самостоятельность, непосредственность. В высказываниях великих педагогов  – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается  как самостоятельная творческая деятельность детей.

     “Очень  важно не шаблонизировать игры, а  давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали  игры, ставили себе цели… Педагог  не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…”1.

     “Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего…”2.

     А.С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные ошибки семейного воспитания: некоторые  родители просто не интересуются игрой  своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в  игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу. “У таких  родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и  подражать им: здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок”3. В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие  и подтверждение.

Информация о работе Психология игры