Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Краткое описание

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Содержание

1 Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой 3
2 Творческая игра в педагогическом процессе детского сада 7
3 Развитие детского творчества и игрового замысла 15
4 ИГРЫ 18
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 18
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 19
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 19
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 20
Заключение 20
Используемая литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология игры.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

     Чтобы решить вопрос о методах влияния  на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются  в выборе игре, почему подражают  именно данному герою, изображают данное событие.

     Многочисленные  наблюдения показывают, что выбор  игры определяется силой переживаний  ребенка. Он испытывает потребность  отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые  он питает к близким людям, и необычные  события, которые привлекают его  своей новизной.

     Задача  воспитателя – помочь ребенку  выбрать из массы жизненных впечатлений  самые яркие, такие, которые могут  послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в  том, что единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию  жизни, влияние на воображение и  чувство детей.

     Для того чтобы получилась  интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят  грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям  взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать  детей событиями жизни, трудовыми  подвигами, чтобы они захотели подражать  им.

     Влияние искусства и художественной литературы  на формирование личности ребенка чрезвычайно  велико. Книга открывает перед  детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, “что такое  хорошо и что такое плохо”. Герои  книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться  в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание  воплотить в игре образы героев литературных произведений.

     Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных  детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.

     Опираясь  на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в  памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание  – игрушки: игрушечное пианино наводит  на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям  идею игры, можно показать им спектакль  кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

     Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь  над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже  на четвертом году жизни дошкольники  способны выбирать тему игры и ставить  определенную цель. Перед началом  игры воспитатель спрашивает: “Во  что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?”  Эти вопросы заставляют детей  задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

     Постепенно  игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более  развитое воображение помогает детям  самим придумывать различные  интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем  игры является также беседа, в которой  раскрывается смысл виденного и  прочитанного, характеры действующих  лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно  даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что  она заинтересует их.

     Организация игрового коллектива и становление  в этом коллективе личности каждого  ребенка – один из важнейших и  очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта  вызвана двойственным характером переживаний  и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства –осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

     При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому  ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением  товарищей, справедливо разрешать  споры. Выбор организатора требует  большого внимания. Не каждый может  справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

     Таким образом, игре принадлежит большая  роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

 
 
3 Развитие детского творчества  и игрового замысла

     Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

     Н.К. Крупская в речи на третьей конференции  по дошкольному воспитанию (1926 г.) поставила  вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие  способности, которые требуются  для подготовки «умелых работников»  во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства»1. Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

     Психологические и педагогические исследования, а  также практика наших детских  садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению  с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выгодский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка»2.

     Воображение старших дошкольников приобретает  все более активный характер, у  них развивается способность  к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу  своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа»3.

     Глубокий  и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений  происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле –  выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и  непосредственностью, не заботясь о  зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

     В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

     Детское творчество основано на подражании, которое  служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без  которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое  мышление, целенаправленность.

     Обучение  играет огромную роль в «разумной  творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает  процесс усвоения навыков»1. При правильном обучении творчество  детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка»2.

     Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются  основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его  реализации , в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней  передаче своих чувств.

     Интересные  мысли о способности детей  к творчеству высказывают деятели  искусства. К.С. Станиславский советовал  актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что  все дети обладают одаренностью в  той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется  и в наблюдательности детей, и  в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном  слухе, в необыкновенном развитом инстинкте  подражания»3.

     Творческое  воображение ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в  игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

     Таким образом, в играх дошкольников замысел  получает значительное развитие –  от случайно, по ассоциации возникающей  цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его  переживаний, чувств.

     В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им.

     Испытывает  ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

     И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств  у ребенка4.

     Игровое творчество проявляется  и в поисках  средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с  помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

     Чем  старше и более развиты дети, тем  требовательнее они к предметам  игры, тем больше сходства ищут с  действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

     Таким образом, игровое творчество развивается  под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных  знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В  игре с особой силой проявляются  индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого  замысла.

 
 
4 ИГРЫ

     .В  средней группе игры детей  становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас  знаний воспитанников позволяют  педагогам формировать у них  более сложные умения в различный  видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических,  подвижных. Дети начинают различать  характерные особенности каждого  вида игры и использовать в  своей деятельности соответствующие  игровые способы и средства.

     Полноценного  развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так , при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогаем им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

Информация о работе Психология игры