Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:55, реферат
В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить. ( М. Хайггедер ).
Введение………………………………………………………………………...3
1. Итак, что же такое конфликт?. ……………………………………………..5
2. Структура конфликта…………………………….………………………….7
3. Детерминация конфликта.………………………………………………….11
4. Возникновение конфликта.(основы конфликтологии)…………………...12
5. Мера психологического напряжения субъекта…………………………...14
6. Причины возникновение конфликтов.……………………………...……..16
7. Конфликтогены……………………………………………………………...17
8. Закономерность: эскалация конфликтов…………………………………..18
9. Функции конфликта …………………………….………………………….25
10. Конструктивные функции:.……………………………………………….25
11.Развитие конфликта и его завершение……………………………………27
12. Технология разрешения конфликта ……………………………………...30
13. Предупреждение и стимулирование конфликтов ………………………33
14. Регулирование конфликта ………………………………………………..35
Заключение …………………………….……………………………...……...38
Список использованных источников…………..……………….......……..45
Некий человек просит заменить его на рабочем месте, во время посещения стоматолога. Коллега соглашается выполнить просьбу, бурча тихо: «На мне всегда ездят». Кажется, здесь нет конфликта. Но кажется, что здесь и нет отсутствия оного.
Недовольство — это легкое покрывало, свидетельствующее, что между субъектами, пока как призрак еле уловимый, летает противоречие. Необнаруженное, и следовательно, неразрешенное, оно, сгущаясь, обретает более четкие очертания превращается в разногласие.
Разногласие
— несходство во мнениях и взглядах,
имеющих для субъектов
Следующая ступень развития напряженности инцидента — противодействие, т. е. действие, препятствующее другому действию.
Между недовольством
и разногласием может лежать длительный
временной период. Между разногласием
и противодействием этот период краток:
ведь осмысление противоречия произошло,
и каждый субъект знает, чего хочет,
его желание достичь
Парадигма противостояния — «Не буду!» Такую позицию занимает каждый субъект. (Вариант ее — «Всё равно буду!»).
14
Интересы
субъекта заслонили весь мир,
ситуацию, в которой они с другим
субъектом оказались,
Наивысочайшей
степени напряженности
Если на первой ступени (недовольство) добрые отношения и связи не порваны и еще нет конфликта, но в то же время он уже присутствует, то на последней ступени (противоборство) оборваны уже все связи и конфликта по сути дела уже нет, но он все же еще присутствует.
То, как будет разрешен конфликт, и как будут складываться дальнейшие отношения между субъектами конфликта, зависит от того, какой характер разрешения мы предпочтем. Это — третья стадия конфликта.
Если путь разрешения будет конструктивным, т. е. плодотворным, то конфликт разрешится и отношения между субъектами конфликта перейдут на новый уровень развития. За счет чего это происходит? Каждый субъект конфликта должен сопоставить свои интересы с интересами другой стороны. Затем им необходимо признать право каждого субъекта реализовать свои интересы. И, наконец, очень важно уметь прогнозировать будущие отношения с Другим при выборе того или иного варианта разрешения конфликта.
Но путь
разрешения конфликта может быть
и деструктивным, разрушающим нормальную
структуру чего-либо. Тогда каждая
сторона будет упорно отстаивать
свои интересы, не желая видеть интересы
Другого, не желая прогнозировать будущие
отношения с этим Другим. В этом
случае конфликт не будет разрешен
никогда и взаимоотношения
конфликтная Þ инцидент Þ разрешение Þ деструктивное
ситуация
15
Конструктивное разрешение имеет благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы другого, этот другой начинает входить в структуру их личности как некая значимость, ценность.
Деструктивное разрешение чревато неблагоприятным исходом для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура «выбрасывает» из системы ценностей жизни другого как автономную личность, заслуживающую уважения и признания.
В конфликте главное - умение увидеть другого.
Когда мы говорим, что человек на земле, в отличие от всех представителей животного мира, обладает характеристикой «homo sapiens» — «человека разумного», а еще «homo moralis» — «человека морального», а еще «homo faber» — «человека делающего» , «человека творческого», то ведь мы утверждаем такие роли человека в качестве потенциальных ролей. Родившемуся человеку надо приобрести данные характеристики, которые позволяет социально-биологическая природа человека. К тому же, и мера этих сущностных характеристик различна. Приходится констатировать, что отнюдь не все из нас достигают достаточной степени развития способности быть «разумным», «моральным», «творческим».
А именно данных качеств требует конфликт от человека, чтобы развитие и разрешение конфликта совершалось красиво, достойно и плодотворно. Только «разумный» может предвидеть; только «моральный» может ориентироваться на интересы Другого; и лишь «творческий» созидает выход из создавшихся обстоятельств, поставивших людей на полюсные точки противоречия.
Анализ
процесса возникновения конфликта
включает изучение развития того противоречия
или противоречий, которые лежат
в его основе. Л. Козер отмечает,
что конфликт возникает тогда, когда
исчерпывается возможность
Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, “зацикливаясь” на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин.
16
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает “способствующие конфликту”.
Конфликтогены мы называем слова, действия ( или бездействие ), могущие привести к конфликту.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: “Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”. На самом деле этим грешат все, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
Психологическая
защита личности происходит бессознательно
как система стабилизации личности
для предохранения сферы
В некоторых
случаях восприятие ситуации индивидом
может быть далеким от реального
положения дел, но реакция человека
на ситуацию будет формироваться
исходя из его восприятия, из того, что
ему кажется и это
17
Гораздо большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем:
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. Трудно удержаться от соблазна проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Пытаясь оправдаться, действуем по принципу “лучшая защита - это нападение”. Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно. Эту закономерность сравнивают с известным принципом механики: сила противодействия равна действующей силе, но противоположно к ней направлена. У людей противодействие обычно сильнее действия (а не равно ему), есть еще одно принципиальное отличие в том, что принцип механики действует независимо от нашей воли, а эскалацию конфликтогенов мы все же можем остановить усилием воли.
Это одна из схем, по которой рождаются конфликты. Данная схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникает самопроизвольно, без всякого желания всех, ставших участниками конфликта.
Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов... и вот уже конфликт налицо. Для предотвращения конфликтов надо как-то прервать цепочку конфликтогенов.
Типы конфликтогенов.
Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
стремление к превосходству;
проявление агрессивности;
проявление эгоизма.
Общим для всех этих типов является то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).
Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.
18
Стремление к превосходству.
снисходительное
отношение, то есть проявление
превосходства, но с оттенком
доброжелательности: «Не обижайтесь»,
«Успокойтесь», «Как можно
хвастовство, вызывает раздражение, желание «поставить на месть» хвастуна.
категоричность,
безапелляционность - проявление излишней
уверенности в своей правоте,
самоуверенности; предполагает
навязывание
своих советов. Есть правило:
давай советы лишь тогда,
перебивание
собеседника, повышение голоса
или когда один поправляет
другого. Тем самым,
утаивание
информации. Информация - это необходимый
элемент жизнедеятельности.
нарушение
этики, намеренные или
подшучивание.
обман
или попытка обмана есть
напоминание
(возможно, и непреднамеренное) о
какой-то проигрышной для