Психология личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

2 сим Психология. ОБРАЗЕЦ.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Социально – психологический  портрет современного подростка.

1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5

1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6

1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13

ГЛАВА 2. Современные условия  возникновения проблем психологического развития подростков.

2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20

2.2. Явление аномии в  современном обществе………………………………24

2.3. Семья как источник  психологических проблем подростков…………...25

ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.

3.1. Виды эмоциональных  нарушений………………………………………..30

3.2. Девиантное поведение  в подростковой среде…………………………...33

Заключение……………………………………………………………………...36

Список использованной литературы………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы психологического развития подростков в современных  условиях.

Введение.

Актуальность темы настоящей  работы заключается в том, что  подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".

В течение этого периода  происходят радикальные соматические изменения, многочисленные психические  сдвиги, ожесточенные столкновения с  обществом и его институтами (родительским домом, школой и др.). Основными факторами  развития личности подростка являются:

- генетическая и конституционная  основа, а также процессы биологической  перестройки в период взросления;

- скорость созревания, которая  сама зависит от конституции  индивида и внешних условий; 

- окружающая среда, от  которой зависит, смогут ли  потенции развития претвориться  в действительность;

- социальное положение  и референтная группа.

          Таким образом, на психологическое развитие подростка существенное влияние оказывают условия, в которых оно протекает.

Основное противоречие подросткового  периода - между резко возрастающей потребностью в самостоятельности  и недостаточными возможностями  ее осуществления. А.Н. Леонтьев по этому  поводу писал: "Прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как  не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает  открытое противоречие между образом  жизни ребенка и его возможностями. Тем самым совершается переход  к новой стадии развития его психической  жизни".

Из-за этого в развитии подростка выпукло переплетаются  противоречивые тенденции. С одной  стороны, показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению  к взрослым. С другой - множество  положительных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения  с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера  деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка  на новую социальную позицию, в которой  формируется его сознательное отношение  к себе как члену общества. Основной результат развития: закладываются  и формируются базовые направления  моральных и социальных установок  взрослой личности.

Современный подросток в  полной мере испытывает на себе последствия  бурного развития НТР и связанные  с ней социальные противоречия - демографические, социально-экономические  и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. И этот интерес  не случаен, он порожден особой ситуацией, особым эталоном развития нашего общества. Сегодняшний подросток - завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает более пристально и внимательно, без ложных предубеждений  и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.

Таким образом, целью настоящей работы является анализ психологического развития подростков в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.

Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и  переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые  делают подростковый возраст труднее: физиологические, психологические и социально-психологические причины. Рассмотрим их более подробно.

    1. Физиологические причины подросткового кризиса.

  В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. В связи с физиологическими особенностями развития девочки-подростки выглядят старше своих сверстников.

Типичными чертами подростков является раздражительность и возбудимость, процесс возбуждения преобладает  над процессом торможения. Физиологи  объясняют это бурным половым  созреванием, наступающим в подростковом возрасте. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и  не откликаться на сильные.

В этот период жизни у  девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость (в частности, это бывает связано  с появлением у них менструального цикла). У мальчиков отмечается двигательная расторможенность. Они чрезмерно  подвижны, и даже тогда, когда они  сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии  покоя.  
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. К 16 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки.

У многих подростков накапливается  избыточный вес, который выполняет  функции энергетического резерва, расходуемого организмом по мере полового созревания. Полноту, даже временную, болезненно переживают и девочки, и мальчики. Для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипной - маскулинности или фемининности. При этом юношеский эталон красоты и просто "приемлемой" внешности нередко завышен, нереалистичен.

Много неприятностей доставляет подросткам кожа. В их устных портретах  свойства кожи упоминаются гораздо  чаще, чем у детей и у взрослых. Девочки-подростки переживают недостатки кожи острее, чем мальчики.

Многие родители пристально следят за изменениями, происходящими  во внешности подростков, ожидая появления  первых признаков взрослости. Они  присматриваются к своим детям  и их товарищам, сравнивают и обсуждают  их внешние данные. Таким образом, нередко именно родители провоцируют  у своих детей появление "комплекса  неполноценности" из-за недостатков  фигуры, отдельных частей лица, замедленных  или ускоренных темпов физиологического развития. Помимо этого,  процессы половой  идентификации, неприятие своего пола, появление менструального цикла  у девочек, раннее или позднее  сексуальное развитие - все это  также существенно влияет на эмоциональную сферу подростка [1].

1.2. Психологические причины подросткового кризиса.

Отвлекаясь от биологизаторского  подхода в исследовании особенностей подросткового возраста, который  нашел благодатную почву среди  американских и европейских психологов, обратимся теперь психологическим  причинам подростковых проблем.    

          Развитие самозоснания - центральный психологический процесс переходного возраста.

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному "Я" у подростков и юношей непосредственно из процессов  полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос  и раньше, менялся, набирал силу и  до переходного возраста, тем не менее это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что  физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей, уровня притязаний - вот что в первую очередь активизирует вопросы типа "Кто я?", "Кем я стану?", "Каким я могу и должен быть?".

Перестройка самосознания связана  не столько с умственным развитием  подростка, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и  новых конфликтов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает [11].

Главное психологическое  приобретение подросткового периода - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственные психологические  состояния. Если ребенок сердится - он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому  тоже находятся объективные причины. Для подростка внешний физический мир - только одна из возможностей субъективного  опыта, средоточием которого является он сам.

Вместе с осознанием своей  уникальность, неповторимости, непохожести  на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще не определенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или  ощущение внутренней пустоты, которую  необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность  в уединении. До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекали его внимание в исключительных, конфликтных  ситуациях. Его "Я" практически  сводится к сумме его реакций  с разными значимыми людьми. У  подростка и юноши положение  меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает психологическую  ситуацию неопределенной, внутренне  конфликтной. Бессознательное желание  избавиться от прежних детских идентификаций  активизирует его рефлексию, а также  чувство своей особенности, непохожести  на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное  для ранней юности чувство одиночества  или страха одиночества.

Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.

Для ребенка из всех измерений  времени самым важным, а то и  единственным является настоящее, "сейчас". У подростка положение меняется: временной горизонт расширяется  как вглубь, охватывая отдельно прошлое  и будущее, так и вширь, включая  уже не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной  перспективы тесно связано с  постепенной переориентацией подросткового  сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретного результата.  
Расширение временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени [10].

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более  переносится от внешней стороны  личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных  черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание —  иногда преувеличенное — своего своеобразия  и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка представляет собой центральное образование  личности. Она в значительной степени  определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения  и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Многие исследователи  отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватную самооценку предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, у подростка завышенная самооценка обусловлена низкой оценкой его поведения сверстниками. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом, обусловленное низкой психологической устойчивостью.

Наиболее очевидны изменения  в содержательной стороне самооценки 
подростков. Это объясняется тем, что в этот период наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции (Я-концепция - совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой). Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

Информация о работе Психология личности подростка