Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия
возникновения проблем
2.1. Социализация подростков…………………
2.2. Явление аномии в
современном обществе…………………………
2.3. Семья как источник
психологических проблем
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение
в подростковой среде…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….39
Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
Введение.
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".
В течение этого периода происходят радикальные соматические изменения, многочисленные психические сдвиги, ожесточенные столкновения с обществом и его институтами (родительским домом, школой и др.). Основными факторами развития личности подростка являются:
- генетическая и
- скорость созревания, которая сама зависит от конституции индивида и внешних условий;
- окружающая среда, от
которой зависит, смогут ли
потенции развития
- социальное положение и референтная группа.
Таким образом, на психологическое развитие подростка существенное влияние оказывают условия, в которых оно протекает.
Основное противоречие подросткового
периода - между резко возрастающей
потребностью в самостоятельности
и недостаточными возможностями
ее осуществления. А.Н. Леонтьев по этому
поводу писал: "Прежнее место, занимаемое
ребенком в окружающем его мире человеческих
отношений, начинает осознаваться им как
не соответствующее его
Из-за этого в развитии
подростка выпукло
Современный подросток в
полной мере испытывает на себе последствия
бурного развития НТР и связанные
с ней социальные противоречия -
демографические, социально-экономические
и психологические. Подросток стал
средоточием внимания исследователей
и специалистов разных профессий: медиков,
психологов, юристов. И этот интерес
не случаен, он порожден особой ситуацией,
особым эталоном развития нашего общества.
Сегодняшний подросток - завтрашний
полноправный гражданин своей страны,
и это вынуждает более
Таким образом, целью настоящей работы является анализ психологического развития подростков в современных условиях.
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают подростковый возраст труднее: физиологические, психологические и социально-психологические причины. Рассмотрим их более подробно.
В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. В связи с физиологическими особенностями развития девочки-подростки выглядят старше своих сверстников.
Типичными чертами подростков
является раздражительность и
В этот период жизни у
девочек могут наблюдаться
Физиологическая перестройка организма
подростков сопровождается возникновением
у них повышенной утомляемости. К 16 годам
нервная система становится более уравновешенной.
Как правило, юноши менее раздражительны
и более оптимистичны, чем подростки.
У многих подростков накапливается
избыточный вес, который выполняет
функции энергетического
Много неприятностей доставляет подросткам кожа. В их устных портретах свойства кожи упоминаются гораздо чаще, чем у детей и у взрослых. Девочки-подростки переживают недостатки кожи острее, чем мальчики.
Многие родители пристально следят за изменениями, происходящими во внешности подростков, ожидая появления первых признаков взрослости. Они присматриваются к своим детям и их товарищам, сравнивают и обсуждают их внешние данные. Таким образом, нередко именно родители провоцируют у своих детей появление "комплекса неполноценности" из-за недостатков фигуры, отдельных частей лица, замедленных или ускоренных темпов физиологического развития. Помимо этого, процессы половой идентификации, неприятие своего пола, появление менструального цикла у девочек, раннее или позднее сексуальное развитие - все это также существенно влияет на эмоциональную сферу подростка [1].
1.2. Психологические причины подросткового кризиса.
Отвлекаясь от биологизаторского подхода в исследовании особенностей подросткового возраста, который нашел благодатную почву среди американских и европейских психологов, обратимся теперь психологическим причинам подростковых проблем.
Развитие самозоснания - центральный психологический процесс переходного возраста.
Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному "Я" у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос и раньше, менялся, набирал силу и до переходного возраста, тем не менее это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей, уровня притязаний - вот что в первую очередь активизирует вопросы типа "Кто я?", "Кем я стану?", "Каким я могу и должен быть?".
Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых конфликтов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает [11].
Главное психологическое
приобретение подросткового периода
- открытие своего внутреннего мира.
Для ребенка единственной осознаваемой
реальностью является внешний мир,
куда он проецирует и свою фантазию.
Вполне осознавая свои поступки, он
еще не осознает собственные психологические
состояния. Если ребенок сердится -
он объясняет это тем, что кто-то
его обидел, если радуется, то этому
тоже находятся объективные причины.
Для подростка внешний
Вместе с осознанием своей
уникальность, неповторимости, непохожести
на других приходит чувство одиночества.
Юношеское "Я" еще не определенно,
расплывчато, оно нередко переживается
как смутное беспокойство или
ощущение внутренней пустоты, которую
необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет
потребность в общении и
Не менее сложным является
осознание своей
Для ребенка из всех измерений
времени самым важным, а то и
единственным является настоящее, "сейчас".
У подростка положение
Расширение временной перспективы означает
также сближение личного и исторического
времени [10].
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватную самооценку предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, у подростка завышенная самооценка обусловлена низкой оценкой его поведения сверстниками. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом, обусловленное низкой психологической устойчивостью.
Наиболее очевидны изменения
в содержательной
стороне самооценки
подростков. Это объясняется тем, что в
этот период наблюдается резкий переход
от фрагментарного и недостаточно четкого
видения себя к относительно полной, всеобъемлющей
Я-концепции (Я-концепция - совокупность
всех представлений человека о себе, сопряженная
с их оценкой). Так, количество качеств,
которые осознает в себе старший подросток,
в два раза больше, чем у младших школьников.
Старшеклассники при оценке себя уже способны
охватить почти все стороны собственной
личности — их самооценка становится
все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются
также и их суждения относительно своих
недостатков. Подростки раскрывают себя
в категориях, отражающих их учебную деятельность,
любимые занятия, интересы, увлечения.
Они ориентированы на идеальную самооценку,
но разрыв между их реальной и идеальной
самооценкой для многих из них не является
травмирующим.