Психология личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

2 сим Психология. ОБРАЗЕЦ.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)

Группа создает особое чувство - "чувство мы". Деление  на "мы" - сверстники, члены одной  группы, и "они" - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для  подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

Подростки достаточно сильно различаются по степени своей "включенности" в группу. Одни основное внимание уделяют  внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для  подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Причем если раньше такой  одеждой могла быть и форма какой-нибудь общественной организации, то в 12-13 лет все большее значение приобретает обладание какой-либо неформальной, но общей для всех одеждой (все носят ботинки определенного типа, или головные платки, или джинсы определенного фасона). Для других - это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует. Исследовательские данные свидетельствуют, что влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучнее (в самом широком смысле) его взаимоотношения с родителями, семейная ситуация, чем более узок и беден мир его увлечений, чем более он неуверен в себе.  Именно поэтому наибольшее влияние группировок на своих членов наблюдается у подростков - деликвентов, т.е. подростков, проявляющих склонность к мелким правонарушениям, провинностям, проступкам, не носящим еще криминального характера.

Однако и чрезмерная автономия  подростков от сверстников не является положительным показателем. Школьники  в 12-14-летнем возрасте, ориентированные  преимущественно на семью и мир  взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто имеют личностные проблемы, испытывают трудности в  общении.

В подростковом возрасте у  детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Обе  они продолжают формироваться в  средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую  роль, эти две системы взаимоотношений  нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с  родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение  с товарищами начинает приносить  подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить  со сверстниками.

Неблагополучные личные взаимоотношения  с товарищами воспринимаются и переживается подростками очень тяжело, и в  этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на "кодексе товарищества", который  включает в себя уважение личного  достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание  считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах  сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции  по отношению к нарушителю кодекса  товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

С развитием группового общения  связана одна из наиболее сложных  проблем подросткового возраста - проблема отверженности, а в наиболее крайних формах - случаи, когда подросток  становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны  группы сверстников. Подобное одиночество  часто скрывается за фанатичным увлечением индивидуальной игрой в видео - или  компьютерные игры, когда общение  с умной машиной становится как  бы заменителем общения с друзьями. Причины отверженности очень  индивидуальны и многообразны. Их своевременная диагностика, определение  конкретных способов помощи - важная задача деятельности психолога, который должен оказывать поддержку такому школьнику, помочь ему понять и разобраться  в причинах того, что происходит, найти средства завоевать внимание сверстников.

От отверженности следует  отличать низкую общительность, когда  подросток по тем или иным причинам не включается в группу.  Обычно у  него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различить эти явления, дифференцировать эти явления можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. В случаях отверженности это негативные переживания при адекватном осознании своего положения и позитивные - при неадекватном, носящем защитный характер, - подросток осознает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

От подлинного одиночества  следует также отличать "квазиодиночество" - чувство, возникающее у многих подростков. Оно носит, как правило, ситуативный  характер и связано с переживанием собственной непохожести на других, переживанием, вызывающим у подростка  амбивалентные чувства, одновременно привлекая и отталкивая его. В  этом смысле переживание себя как "изгоя", мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я-концепции подростка. Содержание Я-концепции характеризуют  две составляющие:

1) "присоединяющая", обеспечивающая  объединение индивида с другими  людьми;

2) дифференцирующая, способствующая  его выделению по сравнению  с другими и создающая основу  для чувства собственной уникальности. 

Именно вторая обеспечивает определенную привлекательность роли "изгоя". Если подобное "квазиодиночество" часто эксплуатируется и демонстративно проявляется подростком, то это, как  правило, свидетельствует о том, что он не удовлетворен своим положением среди сверстников, что он любым  способом хочет выделиться, занять отличное от других положение и поскольку  место лидера он занять не может, то готов скорее занять роль отверженного, чем быть одним из многих [17].

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Современные условия возникновения психологических проблем подросткового возраста.

2.1. Социализация подростков.

С точки зрения социальной психологии, социализация – это становление  человека в обществе, вхождение его  в социальную среду, усвоение им социальных норм и понятий. Социализация относится  к тем явлениям, посредством которых, человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими  людьми. Она связана с социальным контролем, поскольку включает в  себя усвоение знаний, норм и ценностей  общества.

Социализация подростков в любом  обществе протекает в различных  условиях. Для условий социализации характерно наличие тех или иных опасностей, которые оказывают негативное влияние на развитие человека. Поэтому  объективно появляются целые категории  подростков, которые становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Виды жертв неблагоприятных  условий социализации условно можно  обозначить как реальные, потенциальные  и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей:

1) Реальными жертвами являются: инвалиды, подростки с психосоматическими  дефектами и отклонениями, сироты  и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций;

2) Потенциальными жертвами можно  считать подростков с пограничными  психическими состояниями и с  акцентуациями характера, подростков  родившихся в семьях с низким, экономическим, моральным, образовательным  уровнями;

3) Латентными жертвами можно  считать тех, кто не смог  реализовать заложенные в них  задатки.

Названные типы реальных жертв далеко не всегда представлены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные отношения к миру и к себе. Наиболее практическим примером является судьба выпускников детских домов (в большинстве своём – социальных сирот, то есть детей, не имеющих родителей или близких родственников). Среди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушителями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к  числу жертв неблагоприятных  условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определённом возрастном этапе (алкоголизм, наркомания).

Современная молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям жесткие требования. В свою очередь, это ведет к  дестабилизации и рассогласованию  деятельности различных институтов, влияющих на становление подрастающего  поколения. В средствах массовой информации превалируют идеи, образы, стереотипы, которые разрушительным образом влияют на формирование личности.

За последние десятилетия  во всем мире отмечена тенденция к  распространению и увеличению многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения  среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным  симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и  др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность. Появились молодежные военизированные  формирования, группы экстремистов, подростки  занимаются проституцией и сутенерством [12].

Одновременно с перечисленными явлениями медицинская статистика показывает снижение уровня умственного  и физического развития молодого поколения, рост смертности в соответствующих  возрастных группах, распространение  социальных заболеваний и особо  опасных инфекций, а также психосоматических заболеваний и тяжелых душевных состояний — тревоги, страха, тоски, тревожно-депрессивных расстройств. Их причины лежат, во-первых, в возрастании эмоционального напряжения и конфликтов в повседневной жизни каждого человека, особенно городского жителя; во-вторых, в состоянии неудовлетворенности собой и своей жизнью, которое зачастую формируется средствами массовой информации; а в-третьих, современный человек довольно часто испытывает трудности установления теплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки и часто страдает от одиночества. Особенно подвержены этим процессам подростки.

В этой связи особое значение приобретают  серьезные изменения в ценностно-нормативной  сфере, общественных связях и отношениях, которые произошли в  обществе за последние годы. Проблемы выживания, ставшие актуальными для большинства  членов общества, оказывают существенное влияние на процесс социализации растущего поколения, размывая его  ценностные ориентации, усиливая кризис духовного мира юношества и недоверие  к социальным институтам. Это влияние  опосредуется внутренними условиями  психологического развития личности молодого человека. К ним, в частности, относятся  психологические механизмы отражения  трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидания и предвосхищения жизненных проблем, их оценка и сопоставление  с собственными возможностями их преодоления.

Социальная почва для развития тревожной и невротической личности существует всегда, поэтому исследование поведения подростков и их мира ценностей  необходимо для изучения особенностей формирования поведенческих реакций  молодежи и возможной коррекции процесса ее социализации.

Условия социализации современных  российской молодежи являются предпосылками  формирования невротических потребностей и невротических реакций личности, так как содержат в себе такие  факторы невротизации, как:

1) семейный - враждебный, автономный  и непоследовательный стили родительского  воспитания;

2) социокультурный - низкий социальный  статус, разрушительное влияние СМИ на личность, нестабильность или противоречивость культурных норм, отсутствие и деформация институтов социализации;

3) межличностный - конфликты или  отсутствие контактов в среде  сверстников, враждебное или безразличное  отношение окружающих людей, отсутствие  возможности доверительного общения; 

4) внутриличностный - психические  расстройства, страхи, внутриличностные  конфликты между потребностями  и установками [14].

В современном обществе определенные формы невротического поведения  личности неизбежны, так как люди находятся в ситуации государственных и информационных преобразований. При этом молодежь подросткового возраста находится в состоянии возрастного перехода в новой социально-культурной среде, что еще более обусловливает невротические модели  поведения подростков (повышенная тревожность, наличие внутреннего конфликта значимых и достижимых ценностей,  склонность к отклоняющемуся поведению, в частности, алкоголизм, наркомания, агрессия).

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что многие психологические  проблемы современных подростков, как, впрочем, и взрослых людей, имеют  признаки невротических наклонностей, связаны с тревожностью и чувством незащищенности, зависят от изменений  окружающей среды и заставляют искать пути разрешения внутренних конфликтов. Это могут быть внутриличностные конфликты биологических стремлений и требований социума, конфликты  между усвоенными нормами господствующей культуры и субкультуры, а также  конфликты между сформированными  невротическими наклонностями.

Исследования показали, что почти 50% опрошенных подростков часто испытывают негативные эмоциональные состояния. Из них 25% часто ощущают тревожность  и страх, около 25%  -  испытывают чувство одиночества, 16% ощущают  отсутствие любви и заботы, почти  столько же молодых людей имеют  негативную самооценку и негативные представления о своем будущем [5].

Информация о работе Психология личности подростка