Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39
Группа создает особое
чувство - "чувство мы". Деление
на "мы" - сверстники, члены одной
группы, и "они" - взрослые или ровесники,
но члены другой группы - имеет для
подростка очень большое
Подростки достаточно сильно различаются по степени своей "включенности" в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Причем если раньше такой одеждой могла быть и форма какой-нибудь общественной организации, то в 12-13 лет все большее значение приобретает обладание какой-либо неформальной, но общей для всех одеждой (все носят ботинки определенного типа, или головные платки, или джинсы определенного фасона). Для других - это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует. Исследовательские данные свидетельствуют, что влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучнее (в самом широком смысле) его взаимоотношения с родителями, семейная ситуация, чем более узок и беден мир его увлечений, чем более он неуверен в себе. Именно поэтому наибольшее влияние группировок на своих членов наблюдается у подростков - деликвентов, т.е. подростков, проявляющих склонность к мелким правонарушениям, провинностям, проступкам, не носящим еще криминального характера.
Однако и чрезмерная автономия подростков от сверстников не является положительным показателем. Школьники в 12-14-летнем возрасте, ориентированные преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто имеют личностные проблемы, испытывают трудности в общении.
В подростковом возрасте у
детей складываются две разные по
своему значению для психического развития
системы взаимоотношений: одна - со
взрослыми, другая - со сверстниками. Обе
они продолжают формироваться в
средних классах школы. Выполняя
одну и ту же общую социализирующую
роль, эти две системы
Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживается подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.
На первом месте во взаимоотношениях
подростков стоят товарищеские отношения.
Атмосфера таких отношений
С развитием группового общения
связана одна из наиболее сложных
проблем подросткового возраста
- проблема отверженности, а в наиболее
крайних формах - случаи, когда подросток
становится объектом издевательства,
насмешек, физической агрессии со стороны
группы сверстников. Подобное одиночество
часто скрывается за фанатичным увлечением
индивидуальной игрой в видео - или
компьютерные игры, когда общение
с умной машиной становится как
бы заменителем общения с
От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один-два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющим различить эти явления, дифференцировать эти явления можно также по тому, как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. В случаях отверженности это негативные переживания при адекватном осознании своего положения и позитивные - при неадекватном, носящем защитный характер, - подросток осознает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.
От подлинного одиночества следует также отличать "квазиодиночество" - чувство, возникающее у многих подростков. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с переживанием собственной непохожести на других, переживанием, вызывающим у подростка амбивалентные чувства, одновременно привлекая и отталкивая его. В этом смысле переживание себя как "изгоя", мысленное проигрывание и примеривание к себе этой роли оказывается значимым для развития Я-концепции подростка. Содержание Я-концепции характеризуют две составляющие:
1) "присоединяющая", обеспечивающая
объединение индивида с
2) дифференцирующая, способствующая
его выделению по сравнению
с другими и создающая основу
для чувства собственной
Именно вторая обеспечивает
определенную привлекательность роли
"изгоя". Если подобное "квазиодиночество"
часто эксплуатируется и
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения психологических проблем подросткового возраста.
2.1. Социализация подростков.
С точки зрения социальной психологии, социализация – это становление человека в обществе, вхождение его в социальную среду, усвоение им социальных норм и понятий. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых, человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм и ценностей общества.
Социализация подростков в любом
обществе протекает в различных
условиях. Для условий социализации
характерно наличие тех или иных
опасностей, которые оказывают негативное
влияние на развитие человека. Поэтому
объективно появляются целые категории
подростков, которые становятся жертвами
неблагоприятных условий
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей:
1) Реальными жертвами являются:
инвалиды, подростки с
2) Потенциальными жертвами можно
считать подростков с
3) Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки.
Названные типы реальных жертв далеко не всегда представлены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные отношения к миру и к себе. Наиболее практическим примером является судьба выпускников детских домов (в большинстве своём – социальных сирот, то есть детей, не имеющих родителей или близких родственников). Среди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушителями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определённом возрастном этапе (алкоголизм, наркомания).
Современная молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических преобразований, предъявляющих к растущим людям жесткие требования. В свою очередь, это ведет к дестабилизации и рассогласованию деятельности различных институтов, влияющих на становление подрастающего поколения. В средствах массовой информации превалируют идеи, образы, стереотипы, которые разрушительным образом влияют на формирование личности.
За последние десятилетия во всем мире отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появились молодежные военизированные формирования, группы экстремистов, подростки занимаются проституцией и сутенерством [12].
Одновременно с перечисленными
явлениями медицинская
В этой связи особое значение приобретают
серьезные изменения в
Социальная почва для развития
тревожной и невротической
Условия социализации современных
российской молодежи являются предпосылками
формирования невротических потребностей
и невротических реакций
1) семейный - враждебный, автономный
и непоследовательный стили
2) социокультурный - низкий социальный статус, разрушительное влияние СМИ на личность, нестабильность или противоречивость культурных норм, отсутствие и деформация институтов социализации;
3) межличностный - конфликты или
отсутствие контактов в среде
сверстников, враждебное или
4) внутриличностный - психические расстройства, страхи, внутриличностные конфликты между потребностями и установками [14].
В современном обществе определенные формы невротического поведения личности неизбежны, так как люди находятся в ситуации государственных и информационных преобразований. При этом молодежь подросткового возраста находится в состоянии возрастного перехода в новой социально-культурной среде, что еще более обусловливает невротические модели поведения подростков (повышенная тревожность, наличие внутреннего конфликта значимых и достижимых ценностей, склонность к отклоняющемуся поведению, в частности, алкоголизм, наркомания, агрессия).
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что многие психологические
проблемы современных подростков, как,
впрочем, и взрослых людей, имеют
признаки невротических наклонностей,
связаны с тревожностью и чувством
незащищенности, зависят от изменений
окружающей среды и заставляют искать
пути разрешения внутренних конфликтов.
Это могут быть внутриличностные
конфликты биологических
Исследования показали, что почти 50% опрошенных подростков часто испытывают негативные эмоциональные состояния. Из них 25% часто ощущают тревожность и страх, около 25% - испытывают чувство одиночества, 16% ощущают отсутствие любви и заботы, почти столько же молодых людей имеют негативную самооценку и негативные представления о своем будущем [5].