Психология личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:26, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст "вторым рождением".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Социально – психологический портрет современного подростка.
1.1. Физиологические причины подросткового кризиса……………………...5
1.2. Психологические причины подросткового кризиса……………………6
1.3. Социально – психологические причины подросткового кризиса.……..13
ГЛАВА 2. Современные условия возникновения проблем психологического развития подростков.
2.1. Социализация подростков……………………………………...…………20
2.2. Явление аномии в современном обществе………………………………24
2.3. Семья как источник психологических проблем подростков…………...25
ГЛАВА 3. Психологические проблемы подростков.
3.1. Виды эмоциональных нарушений………………………………………..30
3.2. Девиантное поведение в подростковой среде…………………………...33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

2 сим Психология. ОБРАЗЕЦ.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)

В различных исследованиях  подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться [8].

 Чрезвычайно важная характеристика эмоционального развития в подростковом периоде – развитие самоуважения. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального "Я". Самоуважение выражает установку одобрения или не одобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным; это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое - с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения - это личная потребность максимизировать переживания положительных и минимизировать переживания отрицательных установок по отношению к себе. Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что сможет преодолеть свои недостатки.

Низкое самоуважение наоборот предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное  самочувствие и социальное поведение  личности. Подростки с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Однако неудовлетворенность  собой и высокая самокритичность  не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального  и идеального "Я" - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного  самовоспитания. При переходе от детства  к отрочеству и далее самокритичность растет.

  Расхождение реального и идеального "Я"-функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным "Я", т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

  Самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей [18].

Развитие мышления в переходном возрасте.

Подростковый возраст - возраст  проблем, рассуждений и споров. Находящаяся  в разгаре своего созревания функция  — мышление — начинает проявлять  себя с большой энергией. Подросток забрасывает в школе учителей вопросами, а дома усиленно думает над решением порой труднейших проблем. И в школе, и вне школы подростки имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. И тем не менее это мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального мира и уже в значительной степени историческое, еще имеет ряд крупных недостатков. Абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий. Как бы интенсивно ни развивалось мышление подростка, как бы сильно оно ни выходило за пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как бы активно ни проявляло себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всесторонне.

Мышление — одна из тех функций, которые развиваются позднее ряда многих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по содержанию и приёмам мышления, как в средних классах школы.

 Ключом ко всем проблемам развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях.

В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит  образование понятий. Этот процесс  знаменует собой действительно  революционные изменения как  в области содержания, так и  в области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности  логическое мышление, раскрываются в  своём значении перед подростком. Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология и минералогия, отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже всё более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется [7].

Развитие общественно-политического  миросозерцания не исчерпывает собой  всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Это только одна, может  быть, наиболее яркая и значительная часть происходящих изменений. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может  быть представлено во всей полноте  и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать  в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Расширение среды приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Благодаря этому только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний.

 Но понятие не только приводит в систему и служит основным средством познания внешней действительности. Оно является также основным средством понимания другого, адекватного усвоения исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания. Это центральное явление всего переходного возраста, и попытки оттеснить на задний план изменения интеллектуального характера по сравнению с эмоциональными и другими сторонами кризиса, присущие большинству современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем, что образование понятий представляет собой в вышей степени сложный процесс, отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных функций, а потому не поддающийся внешнему констатированию, грубому определению на глаз. Перемены, совершающиеся в мышлении подростка, овладевающего понятиями, - это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не проявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю [9].

    1. Социально – психологические причины подросткового кризиса.

         К социально-психологическим причинам  кризиса подросткового возраста  относится развитие межличностных отношений.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми  начинает складываться под влиянием чувства взрослости. Подростки болезненно реагируют на реальные ущемления  своих прав, пытаются ограничить претензии  взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые  по отношению к взрослому, подросток  испытывает потребность в поддержке. Благоприятной является ситуация, когда  взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может облегчить  подростку поиск его места  в системе складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности  и возможности, лучше познать  себя. В связи с лёгкой ранимостью подростка, для взрослого очень  важно найти формы поддержания  этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать близкое  общение. Большое значение в этот период имеют требования к подростку  в семье. Сам он больше притязает  на определённые права, чем стремиться к принятию на себя обязанностей. В  случаях, когда взрослые относятся  к подросткам как к маленьким  детям, они выражают протесты в различных  формах, проявляют неподчинение с  целью изменить сложившиеся ранее  отношения. И взрослые, под воздействием притязаний подростков, вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с  ними. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью  его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может  меняться на прямо противоположное. Характерными для подросткового  возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, который достиг определённого успеха. Редко проявляются у подростков отрицательная имитация, когда определённый человек выбирается в качестве отрицательного образца. Чаще всего это бывают кто-нибудь из родителей, причинивших много горя и обид подростку.

Недостаток внимания, заботы и руководства  взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, часто в подобных ситуациях начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимые, по мнению родителей, нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишённым возможности быть самостоятельным, научится пользоваться свободой [15].

Одна из главных тенденций  переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями  и вообще старшими на ровесников более  или менее равных по положению. Такая  переориентация может происходить  медленно и постепенно или скачкообразно  и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, но происходит она обязательно.

Потребность в общении  со сверстниками, которого не могут  заменить родители, возникает у детей  очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается  на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же самих  подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, так как:

1) общение со сверстниками - очень важный специфический канал информации. По нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому ее отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Несмотря на низкий эстетический и культурный уровень этой информации, ее наличие предпочтительнее информационного вакуума в этой области;

2) это специфический вид  межличностных отношений, групповая  игра и другие виды совместной  деятельности вырабатывают необходимые  навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной и необходимой почвой для формирования зрелой личности;

3) это специфический вид  эмоционального контакта. Сознание  групповой принадлежности, солидарность  товарищеской взаимопомощи не  только облегчает подростку автономизацию  от взрослых, но и дает ему  чрезвычайно важное чувство эмоционального  благополучия и устойчивости. Сумел  ли он заслужить уважение и  любовь равных, товарищей имеет  для самоуважения подростка решающее  значение [9].

 Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношении со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как "одиночество" и "уединение". Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние ("нет никого вокруг"), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательные, но и положительные ценности. Чувство одиночества связано с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

  Напряженная потребность в общении и аффилиации (принадлежности) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дни, но и часы пробыть вне своей, а если своей нет, то какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

  Типичная черта подростков и юношей - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое в свою очередь противопоставляется "Они" [18].

Именно в период отрочества наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, "пик" которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка  и в определении его статуса  в глазах ровесников.

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она  предъявляет к нему чрезвычайно  жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки к тем, кто им не нравится, они "очень жестоки по отношению к тем, кто отличается, выбивается из их среды. Они еще не знают, кто они есть на самом деле, и чувствуют опасность со стороны  тех, кто не хочет приспосабливаться. И поскольку они еще не обрели той уверенности, что приходит с  осознанием своего "Я", они стремятся  сбиться в стадо. Подростки-нонконформисты могут заслужить некое смешанное  с недоброжелательством уважение, но они же обычно становятся мишенью  для насмешек".

Информация о работе Психология личности подростка