Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:03, дипломная работа
Цель работы: выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
Задачи исследования:
1) Провести анализ проблемы социально – психологического климата в трудовом коллективе, посредством изучения литературы.
2) Выявить степень удовлетворенности трудом в коллективе.
3) Исследовать особенности психологического климата в трудовом коллективе.
4) Изучить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и удовлетворенностью трудом.
5) Выявить факторы и условия формирования благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе.
Вычисления коэффициент ранговой корреляции Спирмена производили в следующем порядке:
1) Сопоставили каждому из
2) Определили разность рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвели в квадрат каждую
разность и суммировали
4) Далее вычислил коэффициент корреляции рангов по формуле:
Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где n - количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);
D - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
Ʃ (D2) - сумма квадратов разностей рангов.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 – показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более – показателями высокой тесноты связи.
После сбора заполненных тестовых бланков ответов выполнили их обработку и произвели анализ.
Обработка результатов исследования проводилась последовательно, по каждому тесту отдельно. Вначале были обработаны тестовые бланки
1 методики – диагностики
социально-психологического
Таблица 2 - Социально-демографическая характеристика исследуемой группы
№п/п |
пол |
Возраст |
Образование |
Стаж в кол-ве |
должность |
Сем. полож |
1 |
жен |
38 |
Высшее |
14 |
Учитель |
замужем |
2 |
жен |
32 |
Высшее |
8 |
Учитель |
замужем |
3 |
жен |
46 |
Высшее |
19 |
Учитель |
не замужем |
4 |
жен |
57 |
Высшее |
40 |
Учитель |
разведена |
5 |
жен |
40 |
н\высшее |
17 |
Учитель |
вдова |
6 |
жен |
39 |
н\высшее |
15 |
Учитель |
разведена |
7 |
жен |
41 |
среднее |
16 |
Учитель |
замужем |
8 |
жен |
60 |
Высшее |
35 |
Учитель |
не замужем |
9 |
жен |
50 |
Высшее |
30 |
Учитель |
разведена |
10 |
жен |
49 |
Среднее сп |
15 |
Учитель |
замужем |
11 |
жен |
43 |
Среднее сп |
12 |
Учитель |
не замужем |
12 |
жен |
35 |
среднее |
6 |
Учитель |
разведена |
13 |
жен |
41 |
среднее |
13 |
Учитель |
не замужем |
14 |
жен |
30 |
Среднее сп |
10 |
Учитель |
разведена |
15 |
жен |
47 |
среднее |
16 |
Учитель |
замужем |
16 |
жен |
42 |
Высшее |
17 |
Учитель |
не замужем |
17 |
жен |
48 |
Среднее сп |
25 |
учитель |
разведена |
18 |
жен |
25 |
Среднее сп |
5 |
Учитель |
не замужем |
19 |
жен |
42 |
Высшее |
20 |
Учитель |
разведена |
20 |
жен |
49 |
н\высшее |
18 |
Учитель |
замужем |
21 |
жен |
49 |
н\высшее |
15 |
Учитель |
замужем |
22 |
жен |
34 |
Высшее |
5 |
Учитель |
не замужем |
23 |
жен |
44 |
Высшее |
22 |
Учитель |
разведена |
24 |
жен |
35 |
Высшее |
5 |
Учитель |
не замужем |
25 |
жен |
43 |
средее |
12 |
Учитель |
разведена |
26 |
жен |
35 |
Высшее |
8 |
Учитель |
замужем |
27 |
жен |
41 |
среднее |
17 |
Учитель |
замужем |
28 |
жен |
45 |
Среднее сп |
20 |
Учитель |
не замужем |
29 |
жен |
32 |
Среднее сп |
12 |
Учитель |
разведена |
30 |
жен |
45 |
среднее |
12 |
Учитель |
не замужем |
31 |
жен |
30 |
Среднее сп |
7 |
Учитель |
разведена |
32 |
жен |
26 |
Среднее сп |
5 |
Учитель |
замужем |
Анализ полученных демографических данных
позволяет сделать вывод, что из общего
числа исследуемого коллектива
100% женщины
Возраст работников от 25 до 60 лет, из них 6% до 30 лет
40% – имеют высшее образование,
столько же – среднее
12,5% работают в данном коллективе от 1 до 5 лет, остальные свыше 5 лет
31% – семейные люди.
Далее произведена обработка вопросов 6–13, (табл. 2).
Таблица 3 - Диагностика социально психологического климата группы
№ПП |
эмоциональный |
когнитивный |
поведенческий | ||||||
6 вопрос |
8 вопрос |
12 вопрос |
9 вопрос |
9 вопрос |
11 вопрос |
7 вопрос |
10 вопрос |
13 вопрос | |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
2 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
+ |
5 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
6 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
7 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
0 |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
9 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
11 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
12 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
0 |
13 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
0 |
14 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
16 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
17 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
18 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
19 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
0 |
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
21 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
22 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
23 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
+ |
24 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
25 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
26 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
0 |
27 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
28 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
29 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
30 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
31 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
32 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
0 |
+1 положител. |
+0,43 – положител. |
+0,56 – положител. |
На выявление межличностных отношений, для чего занесены полученные данные с протоколов в сводную таблицу 2, где согласно условиям методики, полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1
от –1 до -0,33 – отрицательные оценки;
от –0.33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и
от +0,33 до +1 – положительные оценки. Где, согласно условиям методики
положительная оценка получается при сочетаниях: +++ ++0 ++-
отрицательная оценка – при сочетаниях: – –+ – – 0
оценка неопределенная (противоречивая) при сочетаниях: 00 – 00+ 000
После чего, были вычислены средние показатели, согласно условиям методики по формуле
Э = ((+) – (–)) / п,
где (+) – количество положительных ответов,
(–) – количество отрицательных ответов,
п – количество участников опроса.
В нашем случае эмоциональный компонент состоял только из положительных сочетаний, а именно +++ ++0 ++- . а значит
Э = (32 – 0): 32 = 1
Результаты когнитивного компон
К = (23–9): 32 = 0,43
Результаты поведенческого комп
П = (25 – 7): 32 = 0,56
В результате чего получили:
средние |
Эмоциональный =+1 |
Когнитивный=+0,43 |
Поведенческий=+0,56 |
где, согласно условиям методики средние оценки положительные,
а значит, позволяет нам охарактеризовать психологический климат данного коллектива, как положительный.
Далее был вычислен индекс групповой оценки, для этого, ответы исследуемых по вопросам 1, 14, 15 и 16 занесены в сводную таблицу 4.
Таблица 4 - Индекс групповой оценки
Участник опроса |
Вопросы |
||||
№Пп |
1 вопрос |
14 вопрос |
15 вопрос |
16 вопрос |
сумма |
№1 |
+ 1 |
+1 |
+1 |
+1 |
4 |
№2 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
4 |
№3 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
3 |
№4 |
+1 |
-1 |
-1 |
+1 |
0 |
№5 |
0 |
+1 |
0 |
+1 |
2 |
№6 |
+1 |
0 |
+1 |
-1 |
1 |
№7 |
0 |
-1 |
+1 |
+1 |
1 |
№8 |
+1 |
0 |
+1 |
0 |
2 |
№9 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
3 |
№10 |
+1 |
0 |
0 |
+1 |
2 |
№11 |
+1 |
+1 |
0 |
+1 |
3 |
№12 |
0 |
+1 |
-1 |
+1 |
1 |
№13 |
0 |
-1 |
+1 |
+1 |
1 |
№14 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
3 |
№15 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
3 |
№16 |
+1 |
-1 |
-1 |
+1 |
0 |
№17 |
0 |
+1 |
0 |
+1 |
2 |
№18 |
+1 |
0 |
+1 |
-1 |
1 |
№19 |
0 |
-1 |
+1 |
+1 |
1 |
№20 |
+1 |
0 |
+1 |
0 |
2 |
№21 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
3 |
№22 |
+1 |
0 |
0 |
+1 |
2 |
№23 |
+1 |
0 |
+1 |
-1 |
1 |
№24 |
0 |
-1 |
+1 |
+1 |
1 |
№25 |
+1 |
0 |
+1 |
0 |
2 |
№26 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
3 |
№27 |
+1 |
0 |
0 |
+1 |
2 |
№28 |
+1 |
+1 |
0 |
+1 |
3 |
№29 |
0 |
+1 |
-1 |
+1 |
1 |
№30 |
0 |
-1 |
+1 |
+1 |
1 |
№31 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
3 |
№32 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
3 |
итого |
64 |
Для вычисления индекса групповой сплоченности выводится соотношение
64: (32 х 4) = 30: 56 =0.5,
тогда индекс групповой сплоченности равен 0, 5, где
64 – общая сумма набранных баллов по вопросам 1, 14, 15 и 16
32 – количество человек
4 – кол-во вопросов на
Это говорит о том, что коллектив довольно-таки сплочен, но в определенных направлениях, таких как работа, в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, желание работать дальше.
Результаты ответов на вопросы 2 и 5 показали, что 64% исследуемых работников имеют положительное отношение к работе, 36% – неопределенное отношение.
С отрицательным значением исследуемых не оказалось, что говорит о благоприятной обстановке в данном коллективе, где правильная организация труда и каждый четко выполняет свои обязанности.
Ответы на 4 вопрос показали, что 86% исследуемых назвали официального руководителя – лидером, что является очень хорошим показателем СПК. А ответы на вопрос 3 позволили выявить деловые и личностные качества руководителя, индекс которых рассчитывался согласно условиям методики:
(10 качеств х на 5 баллов =50 баллов х на 32 человек, таким образом получен возможный наилучший показатель =1600) Полученная общая сумма набранных баллов коллективом соответствует 1248 баллам, в результате чего получено соотношение 1248: 1600 = 0,78, что и является коэффициентом деловых и личностных качеств руководителя.
Таким образом, методика СПК группы показала, что социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный, хотя коллектив и имеет средний социально-демографический статус (невысокое образование и рабочие должности), характеризуется положительными взаимоотношениями, что подтверждает вычисленный индекс групповой сплоченности (0,5) и отношения в данном коллективе к руководителю, который занимает лидерские позиции (коэффициент лидерских и деловых качеств – 0,78), что и является показателем деловой благоприятной атмосферы.
Далее выполнили обработку бланков 2
методики – социометрии, котора
Обработка результатов социометрического опроса осуществлялась следующим образом:
1. полученные результаты с
2. далее осуществлялся подсчет положительных и отрицательных выборов, полученных каждым сотрудником найдены взаимные выборы.
Согласно условиям методики, исследуемым присвоим статусные категории:
1 статус – «лидеры»: 4 и более выборов, оказалось у
№1 – (+8 выборов), в нашем случае им является администрация школы,
№10, 13, и 21 (+4 выбора)
2 статус – «предпочитаемые», 0–3 положительных выбора (в порядке уменьшения), оказались у
№3, 7, 18, 5, 26, 2, 4, 6, 9, 14, 27, 30, 31, 32
3 статус – «пренебрегаемые» – имеющие (-1) – (-3) выбора, таковыми оказались (в порядке повышения пренебрежения) в нашем случае респонденты под №12, 25, 28, 8, 22, 23, с 4 статусом – «отверженных», имеющих свыше 4 отрицательных выборов в исследуемом коллективе не оказалось.
Таким образом, в данном коллективе 4 лидера (12,5%), один из которых непосредственно администратор кафе, 14 из 32, что составляет 44% – имеют статус «предпочитаемых» и только 20% – «пренебрегаемых», а «отверженных нет совсем, что соответствует высокому (УБВ) уровню благополучия межличностных отношений
Это дает нам право утверждать, исследуемая группа является благополучной, так как в ней нет изолированных, которых бы вообще никто не выбрал и отверженных, зато 34% исследуемых имеют взаимные выборы, что соответствует сплоченности и благоприятным межличностным отношениям.
Таким образом, метод социометрии показал, что данный коллектив имеет высокий уровень сплоченности, так как в нем отсутствуют «отверженные и изолированные», половина коллектива имеет статус «предпочитаемых», руководитель занимает лидирующее положение в коллективе, что соответствует занимаемой им правильной позиции в отношениях с подчиненными и правильно организованной трудовой деятельности. Все это является показателем благоприятных межличностных отношений и подтверждает результаты предыдущей методики о благоприятном социально-психологическом климате в данном коллективе.
Выявив, что в данном коллективе благоприятная психологическая обстановка, воспользовались следующей методикой с тем, чтобы выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на межличностные отношения. Для этого выполнили обработку бланков ответов методики межличностных отношений Лири.
Большинство исследуемых в данном коллективе имеют такие качества, как: авторитарность, эгоистичность, агрессивность и подозрительность в норме (в пределах 8–10 баллов).
Но у некоторых исследуемых, эти показатели по одной или двум шкалам значительно завышены, что соответствуют таким личностным особенностям, как: требовательность, прямолинейность, откровенность, строгость и резкость в оценке других, непримиримость, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность, что свойственно юношескому максимализму.