Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:03, дипломная работа
Цель работы: выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
Задачи исследования:
1) Провести анализ проблемы социально – психологического климата в трудовом коллективе, посредством изучения литературы.
2) Выявить степень удовлетворенности трудом в коллективе.
3) Исследовать особенности психологического климата в трудовом коллективе.
4) Изучить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и удовлетворенностью трудом.
5) Выявить факторы и условия формирования благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе.
Так, исследуемые (в порядке уменьшения) под №8, 25, 23, 28 – обладают излишней агрессивностью №12, 25 – излишней авторитарностью №23, 28, 8 – эгоистичностью №15 и 22 – излишне подозрительны.
При сопоставлении с результатами предыдущей методики выявили, что эти исследуемые по числу выборов относятся к «пренебрегаемым», виной чему являются их личностные отрицательные качества
Результаты по шкалам зависимости и подчиняемости показали, что все исследуемые способны подчиняться, послушно и честно выполнять свои обязанности.
Далее выполнили анализ результатов по шкале дружелюбия и альтруизма – противоположной агрессивности и эгоизма.
Как и в предыдущем случае, норма соответствует 8 баллам, завышение или занижение от нормы является показателем усиления или ослабления данных качеств. Так из числа исследуемых наиболее ярко черты дружелюбия (в порядке уменьшения), проявляются у следующих респондентов под №11, 13,18, 5, 26, 27,2, 30, а черты альтруизма у №9,11, 32, 21, 7, 13, 3, 18,26, 30,31 в нашем случае оказались ими те респонденты, что имеют наименьшие показатели по шкале агрессивности. У остальных исследуемых черты агрессивности в большей или меньшей мере погашаются чертами дружелюбия, что приводит к равновесию. Сопоставление с результатами предыдущей методики выявили, что исследуемые, имеющие статус «предпочитаемых», более обладают качествами дружелюбия и альтруизма.
Таким образом, методика межличностных отношений Лири показала, что исследуемым свойственна агрессивность и дружелюбие примерно в равной степени, нарушение этого дисбаланса приводит к повышенной агрессивности или дружелюбию, влияющих на межличностные отношения, так, в нашем случае, треть исследуемых (38%) обладают высокой степенью дружелюбия и альтруизма, направленных на взаимодействие, и только 21% исследуемых имеет отрицательные качества, влияющих на межличностное взаимодействие, что подтверждает благоприятный уровень межличностного взаимодействия в данном коллективе.
Далее, выполнили обработку бланков Анкеты «Удовлетворенности деятельностью и коллективом», которая производилась в следующем порядке:
1. все отмеченные пункты в
анкетах исследуемых были
2. на основании полученных
3. суммировали полученные баллы.
Таблица 6 - Сводная таблица результатов анкетирования «удовлетворенности деятельностью и коллективом»
№ |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
5 вопрос |
6 вопрос |
7 вопрос |
8 вопрос |
9 вопрос |
итого |
1 |
5 |
5 |
45 |
4 |
5 |
3 |
7 |
4 |
30 |
108 |
2 |
4 |
5 |
30 |
4 |
3 |
5 |
6 |
3 |
27 |
87 |
3 |
5 |
5 |
38 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
29 |
103 |
4 |
3 |
3 |
28 |
4 |
3 |
3 |
9 |
3 |
30 |
86 |
5 |
4 |
5 |
20 |
4 |
5 |
3 |
7 |
4 |
26 |
78 |
6 |
4 |
3 |
24 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
29 |
83 |
7 |
5 |
5 |
40 |
5 |
5 |
3 |
8 |
4 |
30 |
105 |
8 |
2 |
1 |
14 |
21 |
1 |
3 |
2 |
1 |
9 |
54 |
9 |
3 |
3 |
40 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
31 |
100 |
10 |
5 |
5 |
42 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
31 |
108 |
11 |
4 |
1 |
20 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
12 |
49 |
12 |
2 |
1 |
16 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
9 |
39 |
13 |
5 |
5 |
56 |
5 |
5 |
5 |
8 |
4 |
30 |
123 |
14 |
4 |
3 |
30 |
3 |
3 |
5 |
6 |
4 |
29 |
87 |
15 |
3 |
3 |
25 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
25 |
73 |
16 |
4 |
3 |
25 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
20 |
70 |
17 |
3 |
1 |
35 |
4 |
1 |
3 |
6 |
4 |
30 |
87 |
18 |
4 |
5 |
42 |
4 |
5 |
5 |
6 |
3 |
33 |
107 |
19 |
3 |
3 |
33 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
23 |
79 |
20 |
4 |
3 |
25 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
20 |
71 |
21 |
5 |
5 |
47 |
5 |
5 |
5 |
8 |
5 |
33 |
118 |
22 |
1 |
1 |
11 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
12 |
37 |
23 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
10 |
28 |
24 |
2 |
3 |
23 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
15 |
57 |
25 |
3 |
1 |
13 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
16 |
42 |
26 |
4 |
3 |
40 |
3 |
5 |
5 |
8 |
5 |
30 |
103 |
27 |
4 |
3 |
35 |
5 |
3 |
3 |
7 |
8 |
32 |
100 |
28 |
2 |
1 |
13 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
10 |
36 |
29 |
3 |
3 |
19 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
60 |
30 |
4 |
3 |
40 |
5 |
5 |
5 |
8 |
5 |
27 |
102 |
31 |
4 |
5 |
33 |
5 |
3 |
5 |
7 |
4 |
30 |
96 |
32 |
5 |
3 |
31 |
5 |
3 |
3 |
8 |
4 |
28 |
90 |
4. перевели результаты в графичес
94 – 124 – высокий уровень
55 – 93 средний уровень
24 – 54 – низкая удовлетворенность деятельностью и коллективом
Рис1.- График удовлетворённости микроклиматом в коллективе.
На диаграмме наглядно видно, что из 32 человек только 4 человек набрали ниже 55 баллов, это исследуемые под №.23, 28, 22, 12, 25, 11, 8 (в порядке повышения баллов), что составляет 21,5%, и соответствует согласно условиям методики – неудовлетворенностью деятельности и коллективом.
12 человек (37,5%) – имеют высокий уровень удовлетворенности, это (в порядке понижения баллов) исследуемые под №13,21, 10, 1, (которые согласно социометрии) являются лидерами в данном коллективе, а также исследуемые под №18, 7,3, 30, 26, 27, 9, 31, которые, согласно результатов социометрии в данном коллективе являются предпочитаемыми.
7 человек (21%) имеют низкую удовлетворенность, а остальные исследуемые (40%), набравшие от 55 до 93 баллов имеют средний уровень удовлетворенности.
Полученные результаты перевели в графическую интерпретацию: (рис. 2).
Рис. 2 – Диаграмма удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе.
На диаграмме наглядно видно, что отношение к деятельности и коллективу у большинства исследуемых хорошее и удовлетворительное, что соответствует высокому уровню развития группы.
Таким образом, методика – «Удовлетворенности коллективом и деятельностью» показала, что (37,5%) исследуемых имеют высокий уровень удовлетворенности, это (исследуемые под №13,21, 10, 1, которые согласно социометрии, являются лидерами в данном коллективе), а также исследуемые под №18, 7,3, 30, 26, 27, 9, 31, которые, согласно результатам социометрии в данном коллективе являются предпочитаемыми.
7 человек (21,5%) – имеют низкий
уровень удовлетворенности
Для того, чтобы выявить наличие взаимосвязи между межличностными отношениями и удовлетворенностью коллективом и деятельностью воспользовались коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Для этого, вначале вычислили среднее значение шкал доминирования и агрессивности методики Лири и прокоррелировали с результатом методики «Удовлетворенность коллективом и деятельностью»
В результате чего получили сумму равную 7547,2
Поставили в формулу цифровые данные вычислений «агрессивности» и «удовлетворенности», в результате чего получили отрицательный коэффициент корреляции R = -0,8.
Что соответствует высокой отрицательной связи между агрессивностью и удовлетворенностью, т.е. чем выше уровень отрицательных качеств, влияющих на межличностное взаимодействие, тем ниже удовлетворенность взаимодействия с этими людьми и деятельностью.
Далее, подобным же образом, вычислили среднее значение результатов по шкалам дружелюбия и альтруизма и прокоррелировали с результатом методики «удовлетворенности…»
Полученный результат 628,9 поставили в эту же формулу, в результате чего получили коэффициент ранговой корреляции R =0,9.
Что говорит об очень высокой положительной тесноте связи между дружелюбием и «удовлетворенностью коллективом и трудом», т.е. чем выше уровень дружелюбия, обращения к людям, а значит и взаимоотношения, тем выше удовлетворенность коллективом и деятельностью.
Таким образом, с помощью метода ранговой корреляции Спирмена нам удалось установить тесную взаимосвязь между уровнем межличностных отношений и удовлетворенностью коллективом и трудовой деятельностью. Так, существует высокая отрицательная связь (R = -0,8) между агрессивностью и высокая положительная (R =0,9), между дружелюбием и удовлетворенностью трудовой деятельностью.
Выводы по 3 главе:
Проведенное нами эмпирическое исследование в МБОУ «Школа №71» по изучению межличностных отношений в коллективе выявило, что согласно:
1. методики СПК группы, социально
2. метод социометрии показал, что
данный коллектив имеет
12,5% составляют лидеры, в число
которых входит и руководитель,
34% – имеет статус «
3. методика межличностных
4. методика «Удовлетворенности
коллективом и деятельностью»
показала, что 37,5% исследуемых имеют
высокий уровень
5. с помощью метода ранговой
корреляции Спирмена нам
Все это подтверждает выдвинутое нами предположение о том, что на удовлетворенность работой оказывают влияние разные факторы, среди которых психологический климат коллектива и межличностные отношения являются определяющими: чем лучше психологическая обстановка и межличностные отношения, тем выше степень удовлетворенности работой;
– между удовлетворенность работой и взаимоотношениями в коллективе существует тесная взаимосвязь.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза – доказана.
Итак, психологический климат – это состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.