Психология религии. Особенности психологического мировоззрения верующих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:48, реферат

Краткое описание

Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня (две сферы): 1) религиозную идеологию, т. е. более или менее систематизированное изложение религиозных догм и мифов профессиональными церковниками и богословами; 2) религиозную психологию, т. е. религиозные представления и чувства, свойственные массе рядовых верующих.
Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология верующих.docx

— 103.79 Кб (Скачать файл)

Тема  №12:Психология религии. Особенности  психологического мировоззрения верующих

 

 

Психология  верующих  
Особенности религиозной психологии 

Религия представляет собой  весьма сложное образование. Она  выступает как совокупность нескольких элементов: религиозного сознания, религиозных  обрядов (культа), религиозных учреждений.

Структура религиозного сознания

Как и в других формах общественного  сознания, в религии следует различать  два уровня (две сферы): 1) религиозную  идеологию, т. е. более или менее  систематизированное изложение  религиозных догм и мифов профессиональными  церковниками и богословами; 2) религиозную  психологию, т. е. религиозные представления  и чувства, свойственные массе рядовых  верующих.

Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению  с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и  по своей структуре, по своим компонентам.

В религиозной психологии следует различать несколько  составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые  в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение  бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни.

Широко известно высказывание Энгельса из "Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г. е. эмоциональная, форма отношения  людей к господствующим над ними силам.

Религиозные идеи и представления

Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления. Во-первых, они носят несистематизированный, хаотический характер. В сознании громадного большинства верующих религия  существует не в виде какой-либо оформленной  системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных  образов, идей, картин, мифических рассказов  и т. п.

Во-вторых, в массовом религиозном  сознании преобладают не отвлеченные  идеи и догматы, а наглядные представления  и образы. Религиозная вера невозможна без эмоционального отношения к  сверхъестественным объектам, созданным  человеческим воображением. А для  того чтобы возникло эмоциональное  отношение к объекту религиозной  веры, необходимо, чтобы последний  был представлен религиозным  человеком в чувственно-конкретной, наглядной, форме.

Образный, наглядный характер религиозных представлений обнаруживается весьма ярко при изучении первобытной  религии. Первобытные религиозные  верования выступают почти исключительно  в виде мифов, т.е. рассказов о  каких-то вымышленных сверхъестественных существах, о тех или иных событиях, связанных с ними Миф всегда носит  образный, наглядный характер.

Образный характер религиозных  представлений проявляется и  в содержании "священных" книг. Общие воззрения на мир выражены, например, в Библии не в виде абстрактных  идей и положений, а в виде наглядных  мифических картин и рассказов. То же относится и к нравственным заповедям  Ветхого и Нового заветов. Весьма часто они предстают перед  нами не как абстрактные нормы, формирующие  требования к поведению человека (хотя они есть и в такой форме - например, "десять заповедей" в  Ветхом завете), а как вполне конкретные художественные рассказы о вымышленных  событиях, из которых вытекают соответствующие  нравственные выводы и предписания - притчи.

Образно-мифологический характер религиозных представлений масс умело используется церковниками и  сектантами в целях наиболее эффективного воздействия на верующих. Так, большинство  проповедей, произносимых православными  священниками, строится на основе конкретного  библейского мифа, сказания или притчи. Проповедник стремится изложить данный миф со всеми подробностями, в яркой художественной форме, с  тем чтобы в сознании слушающего библейские образы запечатлелись как  можно более прочно. А затем  проповедник переходит к "истолкованию" этого мифа, подводя к общим  нравственным выводам в духе христианской морали.

Как показывает изучение баптистской  рукописной литературы, имеющей хождение среди верующих в СССР, значительная часть ее излагает баптистское вероучение также в форме рассказов, пьес, стихов и т. п. с претензией на художественность. Здесь баптистские идеи выражены языком художественных образов, воплощены  в символах и картинах.

Атеистам в их теоретической  и практической работе очень важно  учитывать указанную выше особенность  массового религиозного сознания. Их идейная борьба с религией не должна сводиться лишь к теоретической  критике абстрактных богословских формул и догматов. Следует уделять  внимание критическому анализу религиозной  мифологии. Необходимо стремиться к  тому, чтобы с мифических образов  Библии был сорван покров святости и таинственности, чтобы был убедительно  показан вымышленный характер этих образов, вскрыты подлинные исторические условия их возникновения. В то же время наша пропаганда должна быть далека от легковесного зубоскальства, от высмеивания персонажей религиозных  мифов. Оскорбляя религиозные чувства  верующих, неумелая и грубая антирелигиозная  пропаганда не помогает, а, наоборот, мешает их отходу от религии. Квалифицированная  и глубокая критика религиозных  мифов должна также дополняться  использованием наглядности в ходе изложения наших собственных  взглядов и убеждений. Например, изложение  основных принципов коммунистической морали прозвучит для широких  масс гораздо более убедительным, если оно не сведется к абстрактному теоретизированию, а будет опираться  на конкретные факты, образы, события. Яркий рассказ об определенном человеке, событии, жизненной ситуации прочно западает в сознание слушателей, воздействует не только на их ум, но и на чувства.

Религиозное сознание верующих в социалистическом обществе

Наиболее важной и актуальной задачей является изучение религиозного сознания верующих в социалистическом обществе. Утверждение социалистических общественных отношений подорвало  социальные корни религии и создало  благоприятные условия для успеха атеистической пропаганды. Под влиянием социалистического образа жизни  происходит постепенное высвобождение  масс из-под духовного влияния  религии. Этот процесс носит сложный  и во многом противоречивый характер. Общая тенденция секуляризации, освобождения людей от религиозных  предрассудков не исключает отдельных  случаев временного роста религиозности. Разные в социальном, профессиональном и возрастном отношении группы верующих освобождаются от религии с разной степенью полноты, глубины и интенсивности. Процесс секуляризации проявляется  не только в том, что бывшие верующие становятся неверующими, но и в том, что меняется религиозное сознание людей, которые еще остаются в  какой-то мере под влиянием религии. Под воздействием новых условий  жизни, в результате развития культуры и науки, традиционные религиозные  верования и представления обновляются  и модернизируются.

Исследования, проведенные  сотрудниками Института научного атеизма  Академии общественных наук при ЦК КПСС, показывают, что различные  компоненты традиционных религиозных  верований и представлений обладают различной степенью прочности и  устойчивости. Некоторые традиционные религиозные представления (например, библейские представления о мироздании, о возникновении Земли и планет, растений, животных и человека и т. п.) утрачены громадным большинством верующих, другие (идеи бога, бессмертия души) держатся более стойко. Заслуживают внимания результаты ряда социологических исследований, которые показывают, что в настоящее время вера в бессмертие души свойственна значительно меньшему числу лиц, чем вера в бога. По-видимому, здесь играет определенную роль то обстоятельство, что вера в бессмертие души приходит в особенно резкое противоречие с современной наукой. Что же касается веры в бога, то она, согласно этим же данным, все чаще получает в сознании верующего деистическую или пантеистическую окраску. Современный верующий под натиском науки и практики вынужден все дальше отодвигать границы области, за которой он допускает существование сверхъестественного. Бог признается им нередко лишь как первопричина мира, а иногда отождествляется с самим миром, как это делал голландский философ XVII в. Б. Спиноза. Но это, по сути дела, означает отказ от идеи бога в ее традиционной религиозной трактовке.

Богословы и философы-идеалисты о религиозных  чувствах

Многие богословы, философы и социологи давно уже заметили тот факт, что в сфере религии  чувства играют важную роль. Христианские богословы, начиная с "отца церкви" Августина (IV-V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений.

Традиционная позиция  богословов и большинства буржуазных философов состоит в том, что  всякому человеку присуще некое  врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к богу и  что это религиозное чувство  отличается от всех других эмоциональных  процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью.

Многие богословы и  философы-идеалисты подчеркивают при  этом, что религиозное чувство  по существу своему непостижимо для  разума. Они пытаются уверить, что "приобщение к богу", приобщение к религии - это акт мистического озарения, в основе которого лежит религиозное  чувство.

Источник религиозного чувства  они видят в боге.

Специфика религиозных чувств

В действительности же нет  никакого врожденного "религиозного чувства", принципиально отличного  от других человеческих эмоций Эмоциональные  процессы верующих людей с точки  зрения их физиологической основы и  основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются  самые обычные человеческие чувства  и страх, и любовь, и ненависть, и гнев, и восхищение и т. п. Поэтому  несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным.

Но, возражая против понимания  религиозного чувства теологами  и идеалистами, мы не должны забывать, что, связываясь с религиозными представлениями, эмоции верующих приобретают известную  специфику.

Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области  их нервно-физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических  процессов или механизмов, которые  лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи  исключительно религиозным людям. Физиологические законы высшей нервной  деятельности, лежащие в основе психических  процессов и явлений, одни и те же как у верующих людей, так и  у неверующих. Поэтому с помощью  физиологии высшей нервной деятельности нельзя обнаружить специфики религиозного сознания. Попытки, предпринимавшиеся  в этом направлении, неизбежно вели к биологизации религии.

Сказанное не означает, будто  данные физиологии высшей нервной деятельности бесполезны и не нужны для атеистов. Поскольку физиологические законы лежат в основе всякой психической  деятельности, в том числе и психической деятельности верующих, то знание их необходимо для нахождения правильных путей и методов воздействия на сознание людей. Но физиология высшей нервной деятельности бессильна вскрыть особенности религиозного сознания.

Указанная задача не может  быть решена и общей психологией. Общая психология изучает те общие  закономерности психической деятельности человека, которые свойственны ему  в любых специальных условиях, в любом обществе.

Лишь с помощью социальной психологии можно выявить главную  особенность религиозных чувств, состоящую в том, что они направлены на вымышленный, иллюзорный, сверхъестественный объект. Это определяет специфическую  социальную направленность религиозных  эмоций, их роль в жизни общества и отдельного человека. Объектом религиозных  чувств верующих являются бог, дух, "нечистая сила" и тому подобные вымышленные, созданные человеческой фантазией  образы. Поскольку объект религиозных  чувств реально не существует, постольку  все чувства, испытываемые верующим, направлены в пустоту, представляют собой бесплодную растрату его энергии, его духовных и физических сил.

В случаях, когда религиозные  чувства, казалось бы, направлены на реально  существующий объект, например на какого-либо человека ("святой", "праведник" и т. п ) или на материальный предмет ("чудотворная" икона, "святой" источник и т. п.), они в действительности всегда связаны не с самим объектом, как таковым, а лишь с приписываемыми ему сверхъестественными свойствами - способностью творить чудеса, исцелять больного и т. п.

При всех обстоятельствах  религия направляет эмоции человека в сторону вымысла, которому приписывается  реальность. Именно это и ведет  к деформации обычных человеческих чувств

Сами верующие вреда религиозных  эмоций не осознают. Они нередко  говорят о том, что религиозные  эмоции приносят им определенное облегчение, "забвение тягот жизни", помогают преодолевать жизненные трудности  и невзгоды. Действительно, чисто  субъективно, психологически религиозные  чувства выступают как средство преодоления конфликтов в сознании человека, они создают известную  психологическую устойчивость к  внешним травмам, дают в ряде случаев  особую эмоциональную "разрядку" накопившимся отрицательным впечатлениям. Но подобное преодоление жизненных  конфликтов и трудностей носит иллюзорный характер, ибо религиозные эмоции не способствуют изменению реальных условий жизни людей, а лишь временно "выключают" человека из окружающего  мира. "Разрешение" жизненных противоречий, которое предлагает религия, — это  бегство от них в мир иллюзий  и вымыслов. Хотя верующему и кажется, что религия принесла ему облегчение, но на самом деле условия его жизни  остались прежними. Религиозные чувства  уводят человека от действительности и тем самым мешают ее преобразованию, затушевывают социальные антагонизмы  и противоречия.

Информация о работе Психология религии. Особенности психологического мировоззрения верующих