Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:48, реферат
Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня (две сферы): 1) религиозную идеологию, т. е. более или менее систематизированное изложение религиозных догм и мифов профессиональными церковниками и богословами; 2) религиозную психологию, т. е. религиозные представления и чувства, свойственные массе рядовых верующих.
Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.
Страх смерти успешнее всего преодолевают люди, объединенные общностью цели, рассматривающие свою жизнь как частицу общих усилий, общей деятельности. Сознание того, что индивидуальное бессмертие есть иллюзия, что бессмертие может быть только социальным, - это сознание не только не подавляет и не угнетает человека, но, напротив, усиливает его активность, стимулирует его творчество. Только подлинный коллективизм, развивающийся в условиях социализма, может создать благоприятные условия для преодоления страха смерти многими людьми.
Но у людей слабых, нестойких,
не имеющих твердых убеждений, страх
смерти может создать благоприятную
почву для восприятия мифа о бессмертии
души и других религиозных идей и
представлении. Сильные эмоции, не контролируемые
разумом, могут стимулировать
Другие
эмоциональные источники
Есть еще один комплекс чувств и настроений, который может создать благоприятную почву для религии. Это чувства горя, скорби, одиночества, т. е. все те эмоции, которые связаны со страданиями людей.
Христианская религия издавна паразитировала на страданиях людей. Она даже создала своеобразный "культ страдания", рассматривая последнее как высшую христианскую добродетель и гарантию будущего загробного блаженства. Прав Фейербах, писавший, что "христианская религия есть религия страдания".
Преподнося иллюзорное утешение, христианская религия опирается на отрицательные переживания, связанные с лишениями и страданиями. Она ставит их себе на службу, противопоставляя якобы неизбежным страданиям здесь, на земле, блаженство там, в потустороннем мире.
Таким образом, в ходе атеистического
воспитания мы должны думать не только
об эмоциях, испытываемых верующими
людьми. Не менее важно учитывать
и то, что некоторые эмоциональные
состояния людей создают
Религиозные привычки, обычаи, традиции
В сфере религиозной психологии мы можем выделить более устойчивые, стабильные элементы и более подвижные, изменчивые.
К первым следует отнести психическую сторону некоторых устойчивых стереотипов человеческого поведения: привычек, обычаев, традиций. Повторяющиеся акты религиозного поклонения вырабатывают соответствующие привычки, перерастающие в традиции, передаваемые от поколения к поколению. Все это откладывается в сознании верующих в виде соответствующей потребности к повторению культовых действий.
Среди верующих в СССР есть
немало таких, религиозность которых
проявляется почти
Религиозность подобных людей неглубока, но тем не менее сложившиеся у них стереотипы религиозного поведения обладают значительной прочностью. Для их преодоления бывает недостаточно разъяснить историческое происхождение праздников и обрядов, показать их подлинный смысл и характер. Наибольших успехов в деле преодоления религиозных традиций атеисты достигают в том случае, если они умеют противопоставить религиозным праздникам, традициям и обрядам новые, социалистические праздники, традиции, обычаи и обряды.
Отметив основные особенности религиозной психологии, мы должны более подробно рассмотреть центральный, определяющий компонент сознания верующего человека - религиозную веру.
Религиозная вера занимает
важнейшее место в религиозной
идеологии и в практике религиозных
организаций. Все богословские системы
в конечном итоге служат обоснованию
и оправданию веры, а основной целью
богослужебной практики является использование
разнообразных средств
Защитники религии
объявляют веру в бога врожденным
свойством каждого человека, даром
божиим, который в силу своего божественного
происхождения не может быть объяснен
с материалистических позиций. Атеистическая
убежденность ученого, любая уверенность
человека, не связанная с религией,
рассматривается ими как
Задача атеистов состоит в том, чтобы дать подлинно научное объяснение такому сложному психологическому явлению, как вера, уверенность, показать несостоятельность богословских объяснений этого явления, четко раскрыть противоположность религиозной веры и уверенности и убежденности, присущих материалистам и атеистам.
Само понятие
веры весьма сложно, оно включает по
меньшей мере два взаимосвязанных
элемента -гносеологически и
В гносеологическом
плане вера связана с особенностями
как общественного, так и индивидуального
процесса познания. Классики марксизма
неоднократно подчеркивали сложность
и противоречивость процесса познания,
обосновывали тесную связь познания
с общественной практикой и с
ее важнейшим элементом —
Каждое новое поколение наследует от предшествующего не только определенный уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, но и всю совокупность знаний и заблуждений. Наряду с практически обоснованными и подлинно научными сведениями усваиваются и религиозно-фантастические представления. Но в своей практической деятельности каждое новое поколение производит проверку унаследованной информации, которая ранее была воспринята на веру; оно отбрасывает не подтверждаемые практикой идеи и предположения, уточняет и углубляет подлинно научные знания о мире. В противоположность этому реальному процессу обогащения знаний защитники религии всегда требовали сохранения веры в религиозные мифы, унаследованные от прежних поколений. Они не останавливались перед прямым запретом научных исследований во имя сохранения религиозной веры.
Необходимость ориентироваться
в многообразных и сложных
явлениях природы и общества, окружающих
повседневно человека, порождает
стремление к выработке наиболее
общих принципов объяснения и
классификации явлений. Каждый человек
создает для себя мысленную модель
мира, опираясь на информацию, полученную
от общества, и на свой личный опыт.
Чем шире и глубже знания человека,
чем многообразнее его связи
с обществом в целом и активнее
его общественная деятельность, а
следовательно, богаче личный опыт, тем
более правильным является его представление
о мире. Но если человек не располагает
достаточными научными знаниями об окружающем
мире, а его практические связи
с миром ограничены узкими рамками
повседневного и однообразного
быта, то тогда значительная часть
его представлений будет
Как видим, реальный процесс усвоения и развития знаний включает в себя момент веры.
В гносеологическом плане веру можно определить как принятие человеком в качестве истинных тех или иных идей и представлений, которые не могут быть в силу объективных или субъективных причин однозначно и убедительно доказаны в данный момент.
Подобное определение
характеризует любую веру в формальном
отношении. В нем подчеркивается,
что понятие веры характеризует
состояние внутреннего
Иначе говоря, человек
верит не в какой-то предмет или
вещь, а в истинность того или
иного понимания этого предмета
или вещи. Правда, некоторые философы-идеалисты
и философствующие богословы
иногда называли верой и убежденность
людей в объективном
Таким образом, по мере развития общественной практики и все большего накопления и распространения знаний об окружающем мире сфера веры все более отодвигается от границ повседневного бытия человека, находя свой объект в малоисследованных областях науки и практики.
Рассмотрение самой веры как момента реального процесса познания кладет конец попыткам некоторых богословов представить всякую веру в качестве сверхъестественного явления, в качестве дара божьего.
Но подобная характеристика веры отнюдь не снимает вопроса о различии религиозной и безрелигиозной веры. При чисто формальном сходстве данных типов веры между ними существует не только различие, но и прямая противоположность в объекте веры. В богословских сочинениях обычно для характеристики религиозной веры приводятся слова из Послания к евреям: ,,Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Верою познаем, что веки устроены словом божиим, так что из невидимого произошло видимое" (гл. 11, ст. 1, 3). В своих проповедях богословы часто подчеркивают, что религиозная вера требует верить не в то, что можно увидеть, не в то, что можно наглядно доказать, а в то, что человеку нельзя постичь и познать. В основе религиозной веры всегда лежит признание .сверхъестественного. Верит ли человек в то, что мир создан богом, в божественное происхождение психики человека или в загробную жизнь и загробное воздаяние - во всем этом в основе лежит признание определяющей роли сверхъестественных сил и существ по отношению ко всему реальному, материальному миру и ко всем происходящим в нем процессам.
Богословы заявляют,
что бог и весь сверхъестественный
мир не могут быть познаны человеческим
разумом, в них надо верить, невзирая
на доводы разума, отвергающего бытие
бога. Высказывания католических богословов
о возможности разумного
Следует подчеркнуть, что если в гипотетическом знании те или иные идеи рассматриваются в качестве идей и не отождествляются с объективными вещами и процессами, то характерной чертой религиозной веры является то, что объект веры, существующий в сознании, объективируется. И богословы, и верующие настаивают на том, что объектом их религиозной веры является не сама мысль или понятие о боге, но именно сам бог, само сверхъестественное в качестве реально существующего.
Информация о работе Психология религии. Особенности психологического мировоззрения верующих