Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.
Эта тема актуальна, поскольку в настоящее время перед властью стоит задача бороться за здоровье нации, и бороться надо с умом. Психология спорта это неотъемлемая его часть, ведь большую роль в спорте играют такие понятия, как мотивация, настрой, возбуждения, перенапряжение. Кроме того, так как я сама занимаюсь спортом, а именно командным, эта тема близка мне как никому другому. При выполнении данной работы я пользовалась литературой различных авторов. Бедарев выделял основные подходы к изучению личности в спорте, Краснов писал об особенностях лидера в командных видах спорта, Марков отмечал, какими навыками нужно обладать и какими принципами необходимо руководствоваться, чтобы хорошо взаимодействовать с партнерами по команде, Стаценко писал, каким образом необходимо готовиться к ответственным выступлениям, как закалить свой моральный дух перед игрой или боем.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИЧНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. МОТИВАЦИЯ 6
3. ЛИДЕРСТВО И ОБЩЕНИЕ 10
4. ВОЗБУЖДЕНИЕ, СТРЕСС, ТРЕВОЖНОСТЬ 12
5. ПЕРЕГОРАНИЕ, ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ, ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология. Реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

    В процессе общения могут возникнуть 2 проблемы: конфронтация и критика.

    При конфронтации никогда не следует «нападать» на другого человека в возбужденном состоянии и не позволять делать это другому.

    Как использовать конфронтацию:

  1. Конструктивное выражение чувств (оценить ситуацию со стороны)
  2. Снять состояние возбуждения, не затрагивать личность человека в состоянии гнева.
  3. Способность быть эмпатичным (не навязывать никому своей воли)
  4. Постепенность – не следует сразу доказать свою позицию не выслушав оппонента и перегружать его информацией.

      С чего следует начинать  критику:

  • Положительное высказывание
  • Инструкция с ориентацией на будущее
  • Комплемент5

     Тренировка  психических умений и навыков

    Тренировка  психических умений и навыков  воспитательной направленности способствует улучшению спортивных результатов.

    Этапы программы ТПУ:

  1. Ознакомление. Продолжительность фазы может колебаться от часа до нескольких дней.
  2. Усвоение. Направлено на изучение методов и способов психологических умений и навыков.
  3. Фаза практического овладения. Доведение умений и навыков до автоматизма, обучение регулярному интегрированию психологических умений и навыков в ситуации практической деятельности; имитация умений и навыков, которые применяются в условиях соревнования.

    Программу следует осуществлять с началом  сезона физических тренировок. Лучше давать тренировки короткие, но частые, встречи проводить 2-3 раза в неделю. Психолог  должен сам посещать физические тренировки.

    Проблемы, встречающиеся при осуществлении  программы ТПУ: отсутствие убежденности, нехватка времени, отсутствие наблюдения за осуществлением программы, нехватка знаний в области спорта.

  1. Возбуждение, стресс, тревожность

    Психологическое и физиологическое возбуждение  взаимосвязаны. Возбуждение может  быть положительным и отрицательным.

    Тревожность может быть личностной и когнитивной.

    Когнитивная – плохие мысли, переживания, апатичное состояние.

    Личностная  – приобретенное явление, которое влияет на поведение.

    Стресс  и его динамика.

  • Потребность. Если нет удовлетворения потребности, наступает состояние фрустрации.
  • Восприятие потребности – люди по-разному относятся к разного рода потребностям.
  • Стрессовая реакция – личностная и когнитивная тревожность начинает расти.
  • Поведенческие последствия – характеризуют реальное поведение человека в состоянии стресса.

    Источником  стресса может быть неопределенность.

    Влияние возбуждения, тревожности на физическую активность.

    Теория  «драйва». Физическая и психическая активность линейны по отношению друг к другу. Выдвинули предположение, что состояние возбуждения больше влияет на достижение положительного результата.

    Теория  ∩ (перевернутого У) – с возбуждением возрастает двигательная активность, но на каком-то этапе спортсмен может «сорваться».6

     Регуляция уровня возбуждения

    Многие  тренеры считают, что чем выше уровень возбуждения, тем выше может  быть результат. Нужно знать индивидуальный уровень возбуждения.

    Техники снижения уровня тревожности:

  1. Прогрессивное расслабление (расслабление начинается от мелких мышц к крупным). Техника должна доводиться до совершенства. Этому способствует: хорошее, тихое место, ослабить одежду, желательно лечь.
  2. Контроль дыхания (отслеживать движения диафрагмы)
  3. Релаксация
  4. Аутогенная тренировка (самовнушение)
  5. Когнетивно-аффективная тренировка снятия стресса (положительные мысли, логическое обоснование того, что все нормально, усвоение умений и навыков)

    Рекомендации  по осуществлению релаксации на месте:

  1. Улыбайтесь, когда ощущаете беспокойство
  2. Получать удовольствие от ситуации
  3. Устраивать стрессовые ситуации во время тренировок
  4. Не торопитесь
  5. Концентрировать внимание на настоящем
  6. Приходить на игру с хорошо разработанным планом

     Побочные  эффекты:

  • Злоупотребление различными лекарственными препаратами и пищевые расстройства
  • Анорексия и булемия самые распространенные заболевания, связанные с потерей веса.

    Анорексия – характеризуется повышенным страхом ожирения, значительной потерей веса, отказом поддерживать нормальную массу тела. Может привести к голоданию, заболеваниям сердца и смерти. Человек не считает себя больным.

    Булемия (инорексия) – представляет собой анормальную структуру питания, при которой человек боится что, не может прекратить принятие пищи. Это состояние сопровождается депрессией и резкой критикой в свой адрес, человек начинает принимать много пищи в надежде улучшить свое настроение. Как правило, это люди с низкой самооценкой и высокой мнительностью.

    При выявлении у человека симптомов  этих заболеваний необходимо обратиться к специалисту (психиатру).

  • Злоупотребление лекарственными препаратами.

    Привыкание  могут вызывать такие препараты  как: стероиды, анаболики, амфетамины и т.д. Эти препараты повышают  работоспособность, мышечную массу, уровень успешности все это может привести к появлению психической зависимости.

    Причины, по которым люди занимающиеся спортом  принимают препараты:

  1. давление со стороны сверстников
  2. любопытство
  3. необходимость добиться успеха
  4. низкий уровень самооценки

    Стимуляторы – повышают активность, снижают утомляемость, могут повышать соревновательность и агрессивность. Побочные действия: тревожность, бессонница, повышение артериального давления, психические расстройства, аритмия, обезвоживание, смерть.

    Наркотические болеутоляющие средства – различные  виды болеутоляющих препаратов, воздействующих путем психологического стимулирования; снижают болевые ощущения. Побочные действия: сужение зрачков, сухость  во рту, тяжесть  в конечностях, кожный зуд, снижение аппетита, неспособность концентрировать внимание, вялость, страх, тревожность, физиологическая и психическая зависимость.

    Анаболики (тестестероиды) – производные мужского гормона. Повышают силу и выносливость, интенсивность восстановления тренируемости. Повышается риск заболевания печени, ишемической болезни сердца, повышенная агрессивность, потеря координации, бесплодие у мужчин, развитие мужских половых характеристик у женщин.

    Бэтаблокаторы – используют для снижения давления, блокировка стимуляторных реакций. Укрепляют ЦНС. Используют в таких видах спорта как стрельба. Появляется сердечная недостаточность, снижение артериального давления, головокружение, бессонница, депрессия, слабость, тошнота, рвота, судороги, диарея, бронхоспазмы.

    Диоретики – используются для выведения жидкостей из тканей организма. Масса временно снижается. Повышается уровень холестерина, появляется дискомфорт в желудке, головокружение, спазмы мышц, слабость, нарушение сердечнососудистой системы, снижение аэробной выносливости.

    Пептидные гормоны (аналоги  гормона роста) – помогают подрасти, вытянуться. Повышение силы и выносливости, обеспечение развития мышечной массы. Побочные действия: повышенный рост органов, заболевание щитовидной железы, сокращение продолжительности жизни.

    Профилактика:

  1. установить причину употребления
  2. проинформировать своих подопечных о действии и последствиях препарата
  3. ознакомить с санкциями (обычно это дисквалификация)
  4. обеспечить положительные примеры7
  1. Перегорание, переутомление, перетренированность

    Перетреннированность – объем нагрузки тренировок превышает норму. Ведет к снижению спортивных результатов. В том случае, когда увеличение объема тренировок плохо влияет на спортивные результаты, необходимо выработать более гибкий график тренировок (чаще, но короче).

    Переутомление – определяется как конечный результат перетренированности. Основная характеристика – депрессия.

    Выгорание – это сложная психофизиологическая реакция, обусловленная частым, иногда чрезмерным, но малоэффективным усилием, направленным на то, чтобы удовлетворить чрезмерные тренировочные или соревновательные потребности. Выгорание включает психологический, эмоциональный, физический ход от активности в ответ на чрезмерный стресс или на неудовлетворенность.

    Характеристики выгорания:

  1. Истощение как физическое, так и психическое в виде потери интереса, энергических ресурсов и веры.
  2. Истощение является причиной отрицательной реакции по отношению к другим.
  3. Сниженный уровень самооценки, ощущение неуверенности, неудачи и депрессии – все это часто проявляется в низкой производительности или снижении уровня спортивных результатов.
  4. Реакция на постоянный, повседневный стресс.8

     Причины перетренированности  и перегорания

    Причины перегорания:

  • Чрезмерный уровень стресса и давления
  • Чрезмерный объем тренировочной и соревновательной деятельности
  • Однообразие, вследствие слишком большого количества повторений
  • Недостаточный отдых и отсутствие нормального сна.
  • Физическое изнеможение

    Причины выгорания:

  • Тяжелые условия тренировочных занятий
  • Чрезмерное физическое утомление
  • Недостаток времени для полного восстановления после физических нагрузок
  • Однообразие
  • Эмоциональное и физическое изнеможение

    Симптомы  перетренированности и выгорания:

  • Быстрое физическое утомление
  • Психическое изнеможение
  • Апатия, хандра и нарушение сна

    Профилактика  и устранение выгорания:

  • Определение краткосрочных соревновательных и тренировочных целей
  • Общение – тренер, психолог и спортсмен должны постоянно общаться. Весь процесс тренировок должен быть построен на обратных связях.
  • Использование «тайм-аутов»
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции
  • Сохранение положительной точки зрения
  • Контроль постренировочных эмоций (как положительных, так и отрицательных)
  • Поддержание высокой спортивной формы (и в период отдыха).9

    Заключение

    Таким образом, можно сказать, что психология играет довольно большую роль и в спорте, особенно в профессиональном, где такие понятия, как мотивация, настрой и психологические тренировки занимают важное место. В любительском спорте или обычной физкультуре спортивная психология распространена в меньшем объеме, но все равно используется. Любой спортсмен, участвующий в серьезных турнирах, чемпионатах страны, Европы, Мира, руководствуется огромным количеством психологических принципов.  Также большое значение в спорте имеет опыт. С годами боязнь и такое понятие как мандраж уходит. Более молодые спортсмены,  спортсмены-кадеты и юниоры обычно волнуются во встрече с более опытными соперниками. Но существует множества приемов борьбы с этим волнением, о них говорилось выше.

Информация о работе Психология спорта